Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда.
статья (подготовительная группа)

Арламова-Кирюшина Марина Петровна

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie_detey_v_protsesse.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей в процессе

      хозяйственно – бытового труда.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в

детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда

                                                             для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью,                               видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талан-тов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитатель-ной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

                                                   
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития.  Совершен-ствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему.  Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, напри-мер, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).  

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать.

 Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным

материалом, дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.                                                

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.
Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно
разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формиро-ваться привычка, принимать активное  участие в домашней работе,  столь необходимая для
будущей семейной жизни.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только  повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное  отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с  тем коллективистических начал личности дошкольника.

                         Работа с семьей.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде форми-руются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязан-ностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

        Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов

семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу

пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному с взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама

– врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности.

 Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу, в детский сад, уже кончает свою работу.

Покупая хлеб. Рабочие завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей; надо  ребенку данного возраста объяснить значимость предстоящей работы, ее результата.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна.  Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание
сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на
распоряжениях, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности.

 Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у
детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
   

       

         Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
                                                     воспитания личности.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.

ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно-бытового труда

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда Значение труда Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, ск...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Хозяйственно- бытовой труд

В работе подробно раскрывается вид детского труда: хозяйственно-бытовой труд....

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда...

трудовое воспитание 1 младшая группа хозяйственно-бытовой труд

Конспект по одному из видов трудового воспитания-хозяйственно бытовой труд,в первой  младшей группе...

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда.

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда....

Конспект занятия по трудовому воспитанию в старшей группе (хозяйственно-бытовой труд) «Наведем порядок в шкафчике»

Дети, придя в группу с прогулки, часто оставляют в своих шкафчиках беспорядок (вещи не вывернуты, лежат не на своих местах, не сложены).Как же заставить детей дошкольного возраста следить за порядком ...