Презентация.Экологические игры в воспитании детей дошкольного возраста.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. ДарьяРодович Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Для того чтобы научить детей понимать родную природу, из которой малыши научаться черпать необходимые им знания и впечатления огромную роль играют игры экологической направленности. Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре. Дети, увлечены замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Я хочу рассказать о своей группе, в которой я применяю на практике дидактические игры экологической направленности и которые, по моему мнению, помогают мне решать задачи экологического воспитания. Подобранные мною экологические игры могут проводиться не только в детском саду, но и в семье. Для того чтобы воспитательная деятельность имела больший эффект, я сделала её «незаметной» и интересной для детей. Как это я сделала? На помощь мне всегда приходит игра – самый естественный и радостный для детей вид деятельности. Игра придаёт непосредственно образовательной деятельности живость, вносит особую эмоциональную окраску, создаёт атмосферу доверия между всеми детьми. Она помогает мне развить у детей самые разные положительные качества и облегчает усвоения новых знаний.
Классификация игр
На мой взгляд, наибольший интерес для воспитателей представляют, обучающие игры. Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде. Как видно было на схемы, обучающие игры бывают пяти видов: предметные, настольно-печатные, словесные, подвижные, сюжетные. Предметные игры – это игры с различным природным материалом (плоды, семена, листья деревьев), либо с игрушками. В сюжетно-дидактических играх дети играют определённые роли. Настольно-печатные игры – это всевозможные виды лото, домино, игры - « ходилки ». Они направлены на развитие мышления и памяти, а также на систематизацию полученных знаний. Также к настольно-печатным играм можно отнести игры с использованием дидактических карточек (например, игра «Подбери корм») В словесных играх процесс решения обучающей задачи решается только мысленно, без помощи наглядного материала. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Подвижные игры также могут играть роль обучающих, если обучающая задача решается совместно с удовлетворением естественной потребности детей активно двигаться.
Дидактические игры экологического характера также можно разделить на два блока по характеру обучающего воздействия на ребенка: Игры для развития эмоционально-положительного отношения к природе (развивают эстетические чувство «любования» природой) Игры, способствующие усвоению правил поведения в природе, формированию экологического образа жизни. По характеру педагогического процесса игры можно разделить на: обучающие тренинговые , контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические,
Цели использования игр экологической направленности: Создание условий, способствующих приобретению экологических знаний и выработке практических навыков участия в предупреждении и решении экологических проблем. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость. Создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение. Выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему. Создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Структура дидактической игры выглядит следующим образом:
Дидактическая задача – это обучающее и воспитательное воздействие на ребенка. Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Игровые действия – это непосредственно сама игра. Чем они разнообразнее, тем успешнее решается дидактическая задача. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него. Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы, выводы, сделанные по ходу игры и т. д.
Рекомендации при проведении игр Подбирайте игры с учетом возрастных особенностей детей и тех задач экологического воспитания, которые можно решить на данном возрастном этапе. Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее знаний. Игра – это не самостоятельный, а вспомогательный метод обучения. Содержание игры не должно противоречить знаниям, полученным в процессе обучения другим предметам. Правила игры должны соответствовать правилам поведения в природе. Выбирайте игры, которые решают не только задачи экологического воспитания, но и общие педагогические задачи. Используйте игры систематически, желательно, чтобы каждая следующая игра являлась логическим продолжением предыдущей. Перед игрой четко продумайте правила и критерии оценок Подберите соответствующий наглядно-иллюстративный материал. Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру. Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности. Обязательно после игры обсудите её результаты, пусть дети обменяются мнениями, сделают выводы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...
Презентация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Презентация к опыту работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"
В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....
Презентация экологического проекта с детьми младшего возраста "Наши маленькие друзья"
Презентация экологического проекта "Наши маленькие друзья"...
«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»
В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....
Презентация экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей...
Презентация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуальн...