«Позитивная социализация детей средствами художественно –эстетического и интеллектуального развития (из опыта работы)»
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 414 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
Сообщение на тему:
«Позитивная социализация детей
средствами художественно –эстетического
и интеллектуального развития
(из опыта работы)»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Фугина Лилия Александровна
Казань 2018 г.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации— освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная. Также посредством художественно-эстетического и интеллектуального развития у детей формируются элементы позитивной социализации.
Поэтому мы в своей работе с детьми используем множество форм взаимодействия.
Цель: Оптимизация процесса формирования позитивного социального опыта у детей посредством художественно-эстетического и интеллектуального развития.
Задачи:
- Создать комфортную атмосферу для каждого ребенка, способствующую развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха
- Формировать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками
- Организовать оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса
- Обогатить предметно-пространственную среду группы, наполнение которой предоставит ребёнку возможность для саморазвития.
На организационно - подготовительном этапе, проводилась следующая работа:
- Изучение инновационной методической литературы
- Педагогическое наблюдение, анкетирование родителей
- Подбор техник продуктивной деятельности с учетом возрастных особенностей детей
- Составление и подбор творческих занятий, материалов, рекомендаций по теме
- Укрепление материально-технической базы
- Составление перспективного плана работы с детьми, родителями, педагогами.
Работа на основном этапе с детьми заключалась в следующем:
- Педагогическое наблюдение и анализ
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
- Формирование эмоционально-положительного контакта детей со взрослыми
- Формирование практических навыков работы в различных видах художественной и познавательной деятельности
- Продуктивная деятельность
- Сохранение и укрепление здоровья
- Формирование детского коллектива
Работа на основном этапе велась по всем образовательным видам деятельности. Это ознакомление с окружающими нас явлениями природы, это воспитание культуры поведения, это и музыкальное воспитание, и культурно-досуговая деятельность, и ознакомление с искусством и изобразительная деятельность.
В процессе работы над данному направлению были использованы фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Наглядные и игровые методы сочетались со словесными и практическими методами. Работа строилась, опираясь на наглядность и личный пример, что способствовало формированию у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками
А специально созданная среда способствовала развитию индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности воспитанников.
Творческие проявления детей особенно заметны в НОД по изобразительной деятельности.
Опыт эмоционального отношения к миру, который является основой формирования у ребенка системы художественно-эстетических ценностей.
Художественное познание мира в своей основе чувственно. На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта.
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Создаваемые педагогом творческие ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.
В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например:
— рисуем свою семью;
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность, носят преимущественно интегративный, проблемный, творческий характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Также в своей работе с детьми я придавала большое значение игровым технологиям, т.к. дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры играют огромную роль в освоении дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Активно используются:
- игровые приемы,
- сказочные сюжеты;
- разнообразные виды наглядности,
- схемы, и условно-графические модели.
Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:
- Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирование у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе со главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый лес) и сквозных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и др.)
- Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течении длительного времени.
Особенности игр
Конструктивные элементы
В "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" - шнурок и блочка.
Широкий возрастной диапазон участников
Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам.
Как показала практика, игры прекрасно вписались в программу образовательного учреждения.
Творческий потенциал
Наблюдения за детьми показали, что больше дети играют с теми играми, которые дают ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Сказочная "огранка"
Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с просто квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не просто изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.
Описанные выше игры помогают детям понять, принять и разрешить проблемную задачу, побуждает детей применять свои знания и умения в новых условиях, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество, при этом дети приобретают учебные навыки.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
— коллекционирование;
— организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности.
В процессе исследовательской деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии. В группе оформлен центр «Юный исследователь». Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, эксперименты, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т. д.
Эмоциональная компетенция:
- осознание своих чувств, эмоций и управление ими,
- это осознание чувств и эмоций других людей,
- это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.
Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции в исследовательской деятельности у дошкольников являются эмоции воспитанников, возникающие при осуществлении исследования, проведения экспериментов, когда результат опыта неожиданнен для ребенка и сопровождается эмоциями удивления, радости открытия, гордости за самостоятельное проведение опыта, у детей формируется уверенность в собственных силах – что является основой позитивной социализации.
Тему для детского исследования подбираю, исходя из интересов детей. При исследовании детских интересов использовала следующие методы - наблюдение, интервью, опрос.
Выявила, что дети, в основном, проявляют интерес к игрушкам, созданным на основе мультфильмов, к широко рекламируемым игрушкам. Такой интерес стимулирует к созданию коллекций персонажей мультфильма, сбору информации - приобретение журналов, внимательный просмотр мультфильмов, беседы со сверстниками, к творческой деятельности - играм, художественной деятельности.
После прочтения энциклопедий, просмотра иллюстраций, дети часто проявляют интерес: про динозавров, заинтересовались темой древних видов животных, мы решили расширить знания по данной теме – искали информацию в познавательной литературе, в Интернете, делились полученными знаниями друг с другом, создали выставку «Динозавры хищные и травоядные».
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое связывается с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но побуждающее к размышлению.
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
Дети нашей группы собирают:
- наклейки,
- наборы машинок, игрушек,
- фигурки героев мультфильмов,
- открытки,
- фантики.
Материал, находящийся в Центре экспериментирования соответствует среднему уровню развития детей.
Во взаимодействии с родителями создаю единое оптимальное социально–образовательное пространство, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности, У детей повышается самооценка, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.
Привлекаю родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Подготовила консультации для родителей:
- «Коллекционирование в детском саду и дома»,
- «Учите детей сомневаться»,
- «Игры, которые развивают»,
- «Детское экспериментирование, его значение для развития детей дошкольного возраста»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
На родительских собраниях родители узнают о проводимой в группе исследовательской работе, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Оформила фотоколлаж «Экспериментируем в детском саду».
В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования: «Генеалогическое древо моей семьи», «Игры с камнями», «Фильтры для воды», «Раствор для мыльных пузырей», «Подушки, на которых мы спим» и др.
Использовались различные формы работы с родителями: "Круглый стол", конкурс «Творческая семья», «КВН», день открытых дверей, рубрика «Вопрос-ответ» (информационный уголок для родителей), семейный театр.
В начале каждого месяца в нашей группе проходит конкурс «Папа, мама, я – творческая семья» – совместное изготовление поделки от каждой семьи или рисунка.
Были представлены интересные работы, выполненные из природного и другого материала. Предоставленные работы выдвигаются на выставку ДОУ.
Конкурсы и мероприятия общего характера помогают нам сблизиться. Родители наших воспитанников открылись с новой стороны. Выставки приносят много позитивного настроения и взрослым, и детям. Дети очень гордятся собой, своими мамами, бабушками, папами. Было налажено оптимальное взаимодействие всех педагогов ДОУ, что явилось залогом успешной работы по намеченным задачам.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.-200с.
- Воскобович, В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая. Спб.: НИИ «Гириконд», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)
Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...
"Художественное слово как средство математического развития" (из опыта работы)
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические ...
Сообщение на тему:«Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» (из опыта работы)
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление,...
Презентация проекта по художественно-эстетическому развитию из опыта работы в группе раннего возраста «Дымковская роспись с детьми раннего возраста»
Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковск...
Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)
Создание условий для развития творческих способностей детей;Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;Вовлекание родителей в совместную творческу...
Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)
Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...
«Коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Подготовила: Ахтямова О.А.
laquo;Коррекционно-развивающая работа,используемая в воспитательном процессе для детейс умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.Подготовила: Ахтямо...