«Позитивная социализация детей средствами художественно –эстетического и интеллектуального развития (из опыта работы)»
статья

Фугина Лилия Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_fugina_l._a.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 414 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казани

Сообщение на тему:

«Позитивная социализация детей

 средствами художественно –эстетического

и интеллектуального развития

(из опыта работы)»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Фугина Лилия Александровна


Казань 2018 г.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации— освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная. Также посредством художественно-эстетического и интеллектуального развития у детей формируются элементы позитивной социализации.

Поэтому мы в своей работе с детьми используем множество форм взаимодействия.

 Цель: Оптимизация процесса формирования позитивного социального опыта у детей посредством художественно-эстетического и интеллектуального  развития.

Задачи:

  • Создать комфортную атмосферу  для каждого ребенка, способствующую развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха
  • Формировать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками
  • Организовать оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса
  • Обогатить предметно-пространственную среду группы, наполнение которой предоставит ребёнку возможность для саморазвития.

На организационно - подготовительном этапе, проводилась следующая работа:

  • Изучение инновационной методической литературы
  • Педагогическое наблюдение, анкетирование родителей
  • Подбор техник продуктивной деятельности с учетом возрастных особенностей детей
  • Составление и подбор творческих занятий, материалов, рекомендаций по теме
  • Укрепление материально-технической базы
  • Составление перспективного плана работы с детьми, родителями, педагогами.

Работа на основном этапе с детьми заключалась в следующем:

  • Педагогическое наблюдение и анализ
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Формирование эмоционально-положительного контакта детей со взрослыми
  • Формирование практических навыков работы в различных видах художественной и познавательной деятельности
  • Продуктивная деятельность
  • Сохранение и укрепление здоровья
  • Формирование детского коллектива

Работа на основном этапе велась по всем образовательным видам деятельности. Это ознакомление с окружающими нас явлениями природы, это воспитание культуры поведения, это и музыкальное воспитание, и культурно-досуговая деятельность, и ознакомление с искусством и изобразительная деятельность.

В процессе работы над данному направлению были использованы фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Наглядные и игровые методы сочетались со словесными и практическими методами. Работа строилась, опираясь на наглядность и личный пример, что способствовало формированию у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками

А специально созданная среда способствовала развитию индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности воспитанников.

Творческие проявления детей особенно заметны в НОД по изобразительной деятельности.

Опыт эмоционального отношения к миру, который является основой формирования у ребенка системы художественно-эстетических ценностей.

Художественное познание мира в своей основе чувственно. На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта.

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:

— посещение музеев, выставок, театров;

— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

— чтение произведений художественной литературы.

Создаваемые педагогом творческие ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

 В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

Например:

— рисуем свою семью;

— лепим морковку для зайчика;

— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность, носят преимущественно интегративный, проблемный, творческий характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Также в своей работе с детьми я придавала большое значение игровым технологиям, т.к. дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры играют огромную роль в освоении дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Активно используются:

  • игровые приемы,
  • сказочные сюжеты;
  • разнообразные виды наглядности,
  • схемы, и условно-графические модели.

Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:

  • Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирование у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе со главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый лес) и сквозных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и др.)
  • Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течении длительного времени.

Особенности игр

Конструктивные элементы

 В "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" - шнурок и блочка.

Широкий возрастной диапазон участников

Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

 С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

 Универсальность по отношению к образовательным программам.

 Как показала практика, игры прекрасно вписались в программу образовательного учреждения.

Творческий потенциал

 Наблюдения за детьми показали, что больше дети играют с теми играми, которые дают ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

Сказочная "огранка"

 Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с просто квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не просто изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.

Описанные выше игры помогают детям понять, принять и разрешить проблемную задачу, побуждает детей применять свои знания и умения в новых условиях, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество, при этом дети приобретают учебные навыки.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:

— коллекционирование;

— организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности.

В процессе исследовательской деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии. В группе оформлен центр «Юный исследователь». Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, эксперименты, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т. д.

Эмоциональная компетенция:

- осознание своих чувств, эмоций и управление ими,

- это осознание чувств и эмоций других людей,

- это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции в исследовательской деятельности у дошкольников являются эмоции воспитанников, возникающие при осуществлении исследования, проведения экспериментов, когда результат опыта неожиданнен для ребенка и сопровождается эмоциями удивления, радости открытия, гордости за самостоятельное проведение опыта, у детей формируется уверенность в собственных силах – что является основой позитивной социализации.

Тему для детского исследования подбираю, исходя из интересов детей. При исследовании детских интересов использовала следующие методы - наблюдение, интервью, опрос.

Выявила, что дети, в основном, проявляют интерес к игрушкам, созданным на основе мультфильмов, к широко рекламируемым игрушкам. Такой интерес стимулирует к созданию коллекций персонажей мультфильма, сбору информации - приобретение журналов, внимательный просмотр мультфильмов, беседы со сверстниками, к творческой деятельности - играм, художественной деятельности.

После прочтения энциклопедий, просмотра иллюстраций, дети часто проявляют интерес: про динозавров, заинтересовались темой древних видов животных, мы решили расширить знания по данной теме – искали информацию в познавательной литературе, в Интернете, делились полученными знаниями друг с другом, создали выставку «Динозавры хищные и травоядные».

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое связывается с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но побуждающее к размышлению.

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.

Дети нашей группы собирают:

- наклейки,

- наборы машинок, игрушек,

- фигурки героев мультфильмов,

- открытки,

- фантики.

Материал, находящийся в Центре экспериментирования соответствует среднему уровню развития детей.

Во взаимодействии с родителями создаю единое оптимальное социально–образовательное пространство, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности, У детей повышается самооценка, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

Привлекаю родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Подготовила консультации для родителей:

- «Коллекционирование в детском саду и дома»,

- «Учите детей сомневаться»,

- «Игры, которые развивают»,

- «Детское экспериментирование, его значение для развития детей дошкольного возраста»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

На родительских собраниях родители узнают о проводимой в группе исследовательской работе, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Оформила фотоколлаж «Экспериментируем в детском саду».

В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования: «Генеалогическое древо моей семьи», «Игры с камнями», «Фильтры для воды», «Раствор для мыльных пузырей», «Подушки, на которых мы спим» и др.

Использовались различные формы работы с родителями: "Круглый стол", конкурс «Творческая семья», «КВН», день открытых дверей, рубрика «Вопрос-ответ» (информационный уголок для родителей), семейный театр.

В начале каждого месяца в нашей группе проходит конкурс «Папа, мама, я – творческая семья» – совместное изготовление поделки от каждой семьи или рисунка.

Были представлены интересные работы, выполненные из природного и другого материала. Предоставленные работы выдвигаются на выставку ДОУ.

Конкурсы и мероприятия общего характера помогают нам сблизиться. Родители наших воспитанников открылись с новой стороны. Выставки приносят много позитивного настроения и взрослым, и детям. Дети очень гордятся собой, своими мамами, бабушками, папами. Было налажено оптимальное взаимодействие всех педагогов ДОУ, что явилось залогом успешной работы по намеченным задачам.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.-200с.
  3. Воскобович, В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая. Спб.: НИИ «Гириконд», 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)

Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...

"Художественное слово как средство математического развития" (из опыта работы)

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические ...

Сообщение на тему:«Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» (из опыта работы)

    Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление,...

Презентация проекта по художественно-эстетическому развитию из опыта работы в группе раннего возраста «Дымковская роспись с детьми раннего возраста»

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковск...

Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)

Создание условий для развития творческих способностей детей;Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;Вовлекание родителей в совместную творческу...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...

«Коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Подготовила: Ахтямова О.А.

laquo;Коррекционно-развивающая работа,используемая в воспитательном процессе для детейс умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.Подготовила: Ахтямо...