ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ЧЕРЕЗ МАРИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
статья

Казанцева Ольга Валерьевна

Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи через марийские народные праздники. В статье рассматривается вопрос о роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: партнерство, взаимное  уважение, доверие и помощь.  Статья раскрывает содержание понятия «формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании.   Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Одной из  таких форм является приобщение детей к культуре родного края через марийские народные праздники, включение в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Главная идея статьи состоит в том что, «семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой». Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений.

Ключевые слова: семья, взаимодействие, детский сад, совместная деятельность, личность, марийские народные праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ЧЕРЕЗ МАРИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Казанцева Ольга Валерьевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18 г. Йошкар-Олы «Изюминка»»

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи через марийские народные праздники. В статье рассматривается вопрос о роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: партнерство, взаимное  уважение, доверие и помощь.  Статья раскрывает содержание понятия «формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании.   Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Одной из  таких форм является приобщение детей к культуре родного края через марийские народные праздники, включение в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Главная идея статьи состоит в том что, «семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой». Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений.

Ключевые слова: семья, взаимодействие, детский сад, совместная деятельность, личность, марийские народные праздники.

           Сегодня в период введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования особую актуальность приобретает проблема приобщения дошкольников к культуре своего народа и народов, живущих рядом, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Дошкольный возраст – это наиболее значительный период в становлении личности, когда начинают формироваться представления о человеке, обществе, культуре.

           Воспитание позитивного отношения дошкольников к родному краю, знания культуры, традиций своего народа закладываются в семье. Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Без родительского  участия  процесс  воспитания  невозможен, неполноценен.  Взаимодействие с семьями осуществляется на основе партнерства, взаимного уважения, доверия и помощи. Совместная деятельность родителей и педагогов  не только  помогает вырабатывать единые  подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта, позволяет развить творческие способности детей. 

              Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Одной из  таких форм совместной деятельности  с семьями воспитанников  нашего детского сада является приобщение детей к культуре родного края через марийские народные праздники. Народные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.
          Для формирования личности дошкольника  народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- народные  праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей марийского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- методически грамотное проведении  праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

           Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая)  обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста. 

           В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.             Стало традицией в нашем дошкольном учреждении  славить Осень «Праздник урожая»,  праздновать День образования Республики Марий Эл, отмечать «День Матери», участвовать в фестивале-конкурсе «Зажги себя»,  а также знакомить с народными марийскими праздниками – «Шорыкйол»- Новый год, Святки, «Уарня» - Масленица, «Кугече» - Пасха.

        В процессе подготовки к празднику педагоги  знакомят детей с национальными традициями, обычаями, играми, чтобы использовать их при проведении праздничного мероприятия. Нами замечено, что эмоциональность восприятия праздничного материала детьми усиливается благодаря активному участию взрослых. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним приятным делом. Среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей: азербайджанцы, армяне, дагестанцы, казахи, татары и др. Мы прививаем толерантное отношение детей к культуре других национальностей.
Родители
 помогают в организации праздников, участвуют в творческих конкурсах, в тематических выставках, готовят вместе с детьми интересные поделки,  шьют национальные костюмы, пополняют предметно-развивающую среду группы, становятся  активными и полноправными участниками. 

          Народные праздники всегда связаны с игрой. Они являются национальным богатством любого народа. Это незаменимый материал для любого праздника, как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников. Марийские народные игры выразительны и доступны  дошкольнику. Дети любят играть в марийские подвижные игры, в которых отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Например,  празднуя «Кугече» - Пасху, ребята знакомятся с такими играми: сокыртага (игра в жмурки), шергаш шылтен модмаш (игра в утаивании колечка), ушто кучен модмаш (игра в пояски), туп кырен модмаш (игра в хлопки по спине) и др.

          Рассказывая  детям о марийских народных праздниках, мы подчеркиваем, что каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий», что у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходился, без игры на музыкальных инструментах.

        Эмоционально воспринимаются детьми легенды, предания и особенно народные сказки, потому что в сказках, как и положено, добро всегда торжествует, а злые силы терпят поражение. 

        Сильное влияние на  чувства и сознание детей оказывают марийские песни, частушки, танцы. Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, изготовление и ношение во время праздников.

          В дни празднования  «Шорыкйол» - «Святки»  дети ходят ряженые по группам, гадают, поют песни, играют. Ребята заранее готовят маски, подбирают наряды, на прогулке задабривают птиц хлебными крошками, угощаются сладостями. На масленичной неделе  «Уарня» дети знакомятся с народными обрядами встречи весны и проводов зимы.  Родители пекут блины, угощают детей и гостей праздника, оформляют чучело масленицы, катаются на лошадях вокруг садика и с ледяной горки, водят хороводы и участвуют в играх и соревнованиях, веселятся от души.  Радостно готовятся и к встрече «Пасхи»- «Кугече»: раскрашивают пасхальные яйца в подарок родителям, оформляют творческие выставки, забавно играют в катание яиц, в каждой группе проводят развлечения, а вечером с родителями идут кататься на качелях.

          Таким образом, народные праздники - это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества, формировать знание традиций народного праздника, поддерживать интерес к прошлому и настоящему, воспитывать уважение и гордость за свой народ.

Литература:

 1. Глебова, С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Г. А.   Антипова / Воспитатель ДОУ. —   2011. -№ 12. –С.88–94

             2. Горянина Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6687/ (дата обращения: 02.02.2019). 

         3. Гузова О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/177/46178/ (дата обращения: 02.02.2019).

        4. Калинина, О.А. Марийские праздники: справочник / О.А. Калинина. –Йошкар-Ола: Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Республиканский центр марийской культуры, 2006. – 52 с.

         5. Китиков, А.Е. Марийские народные игры / А.Е. Китиков. – Йошкар-Ола, 1990. – 60 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марийская народная кукла (занятие)

данный материал знакомит детей с изготовлением марийской народной куклы....

Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"

Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...