Проект «Музыкально-фольклорные игры для старших дошкольников»
проект (старшая группа)

Заиченко Надежда Юрьевна

Музыкально-фольклорные игры для детей дошкольного возраста воспитывают прежде всего любовь к истокам своей родины. Нельзя учить ребенка новому, не использовав в работе фольклор. Ведь имненно на фольклоре сочинялись песни, музыка , игра на музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НАДЕЖДА ЗАИЧЕНКО 
Проект «Музыкально-фольклорные игры для старших дошкольников»

Актуальность

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Собственный опыт работы показал, что у воспитанников не достаточно сформировано представление о русской национальной культуре.

Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской национальной культуре, а также таких педагогов как А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Ю. Г. Круглова пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей, а музыкальные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка. И именно в музыкальной игре наиболее отчётливо проявляется принцип начального музыкального воспитания«Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю».

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

• между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ русской народной культурой;

• между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).

Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие:

• в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей;

• в недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания игр фольклорно – музыкальногохарактера будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.

Цель: Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Задачи:

1. Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры.

2. Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах обычаях русского народа через игровую деятельность.

3. Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры.

4. Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.

Ожидаемый результат

Пробуждение интереса детей к истории и культуре своей Родины.

Расширение знаний всех участников проекта о русской национальной культуре.

Развитие умений всех участников проекта активно использовать музыкальные и хороводные игры, потешки, считалки, скороговорки для проведения русских обрядовых праздников и развлечений.

Осмысленное участие детей в русских народных праздниках, развлечениях (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, заклички, прибаутки).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – сентябрь - октябрь

1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.

2. Выбор методов диагностики.

3. Изучение литературы по музыкальным и хороводным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры.

4. Подготовка проекта «Музыкальные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»

2 ЭТАП

Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель

Срок

Направления

деятельности Вид деятельности Название мероприятия

Сентябрь Работа с детьми Народные игры

«За клюквой на болото»

Хороводные игры «Яблонька»

Октябрь Работа с детьми Народные игры

«Пирог»

Хороводные игры «У дедушки Трифона»

Праздник «Осенняя ярмарка»

Работа с родителями Посиделки «Кузьминки»

Ноябрь Работа с детьми Народные игры

«Кружева»

Хороводные игры «Гори, гори ясно»

«Заря зарница»

Развлечение «Фольклорная тропинка»

Декабрь Работа с детьми Народные игры

«Крута гора»

Хороводные игры «Солнышко»

Январь Работа с детьми Народные игры

«Крута гора»

Хороводные игры «Птички»

Февраль Работа с детьми Народные игры

«Жмурки»

Хороводные игры «У Маланьи, у старушки»

«Горелки»

Праздник «Масленица»

Март Работа с детьми Народные игры

«Катание яиц»

Хороводные игры «Идёт матушка, Весна»

Развлечение «Гулянье в горнице»

Работа с педагогами Мастер - класс «Русское гулянье»

Апрель Работа с детьми Народные игры

«Как под горки»

Хороводные игры «Ой, бежит ручьём вода»

Праздник «Пасха»

Работа с родителями Посиделки «Пасхальные посиделки»

Май Работа с детьми Народные игры

«Прокати яйцо»

Хороводные игры «Ой, бежит ручьём вода»

3 ЭТАП

Аналитический – май

1. Анализ деятельности системы по приобщению старших дошкольников к истокам национальной культуры.

2. Обобщение, систематизация и диссеминация опыта.

Участники проекта:

1. Воспитанники подготовительных групп;

2. Воспитатели;

3. Родители воспитанников

Длительность проекта: 8 месяцев

Проект построен на основе главных методических принципов:

1. учет возрастных особенностей детей;

2. доступность материала;

3. постепенность его усложнения

Общий результат: создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект)

Продукт:

1. Изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.

2. Презентация проекта.

Приложение №1

Развлечения

«Гуляние в горнице»

Посвященного дню рождения сада

Задачи: Расширять кругозор детей о русских традициях, обычаях. Вызывать у детей радость при проведении народных игр. Развивать речь детей активизировать словарь.

Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогами, баранками.

Костюмированные дети входят в зал, их встречает хозяйка, она встречает и провожает остей на места.

Хозяйка: Заходите детушки,

Заходите, ребятушки.

Проходите, проходите,

Мы вас очень ждали

Слышен шум музыкальных инструментов за дверью, вбегают скоморохи, распределяются по залу.

Хозяйка: А вот и скоморохи весельчаки

Скоморохи: 1. Рас два, три, четыре, пять,

(поочереди) Будем дружно мы играть.

2. Расписные наши ложки

Вытянули ножки

3. Наши струны трень да трень,

Веселиться нам не лень.

Как начинаем мы играть,

Слушает вся улица.

4. Петух да курица, кот и кошка

Мой друг Ермолка и я немножко.

Вместе: Играем, играем, всех потешаем!

Хозяйка: Так начинайте же играть.

Мы будем запевать.

Русская народная песня «Как у наших ворот»

(Поют все дети)

Хозяйка: Все ли гости пришли?

Да не видать Вани – молодца.

Вани нет. Не слышно Вани – удальца.

(Издали слышна песня «Эх ты зимушка – зима», выходит мальчик в костюме р. н. хорошо поющим.)

Хозяйка: Вот и Ваня - молодец,

Ваня: Здравствуйте!

Хозяйка: Что с тобой случилось?

Что ты запоздал?

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» М. Иорданского. Игра – хоровод. (Смотреть карточку)

Хозяйка: Долго ты к нам добирался, Иванушка. Садись, отдыхай. Вот и собрались все наши гости

Хозяйка: Долго ты к нам добирался. Иванушка. Садись, отдыхай вот, и собрались все наши гости на добро да на веселье в нашей горнице. Как в ней тепло, светло да пригоже. Я хозяюшка, а это мои помощницы – девушки – веселушки.

Ах, красавицы, пироги берите

Да гостей обойдите.

Радости, веселья всем пожелайте

Да величальную запевайте.

«К нам гости пришли» А. Алексеев сл. М. Ивежен

(Девочки обходят гостей с поклоном, с пирогами, исполняя песню)

Хозяйка: А теперь садитесь, меж гостей

Ну, вот и хорошо.

Позвала вас сюда в горницу

Позабавиться да потешится.

Песни играть да пляски плясать,

Потому что праздник в нашем доме:

День рожденье саду твоему,

Твоему, твоему и твоему

(Ходит между детьми и говорит эти слова, каждому ребенку)

День чудесный, день рожденья

Очень любит детский сад!

Все: Хорошо, что день рожденья

Есть у всех, у всех ребят!

Хозяйка: И конечно, всем играть пора.

Я ногами топчу,

До того играть хочу.

Выходите все вперед

Музыка играть зовет.

Игра «Родничок»

Хозяйка: Все мы весело играли…

И маленечко устали.

Вы на лавочки спешите.

Посидите, отдохните.

Хозяйка спешит встретить нового гостя. Входит гостья, козлик, котик, ряженные.

Семеновна: Добрый вечер, щедрый вечер

Всем вам на весь вечер (поклон)

Я – тетушка Семеновна, а это мои друзья:

Козлик диковинный, котик, серый лобок.

Намела пороша, снега беленького.

Как по этой по пороше, мои саночки летели.

Подлетели мои сани, к вашему саду терему.

Терем ваш высокий стоит, а в нем веселье стоит.

Хозяйка: В нашем доме празднество да виселице.

Отмечаем мы день рождение.

Семеновна: Поздравляю, поздравляю!

Расти вам помощниками,

Добрым, умным, да здоровым

А испрошу вас, попытаю вас,

Любите ли вы играть,

Себя забавлять? (дети отвечают)

Пусть мой котик у печи погреется,

А котику дозвольте тут поскакать.

Пойди, пойди, котик ближе,

Поклонись, поклонись по ниже

Хозяевам, да хозяюшкам,

Да малым детушкам.

А теперь ногами топ – топ,

Да копытцами стук - стук

А вот козел рогом, рогом

Да вертит хвостом,

Как снежным кустом.

Старинная русская песня – игра «Серенький козлик» обр. Ю. Слонова

Правила игры; Дети ходят по кругу и поют, в центре козел и Семеновна, текст обыгрывается, выбранные волки стоят в стороне. Затем игра проходит по типу «догонялок», козел спешит зайти в круг, убегая от волков.

Хозяйка: Иди, козлик, ко мне

Я тебя пожалею, побудь около меня.

Семеновна: Иди сюда, котя – котенька, коток (гладит)

Как у нашего кота, шуба очень хороша.

Как у котика усы, удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Хозяйка: Мои гости – детушки хотят с котиком

Поиграть, мышками стать

Семеновна: Поиграйте, поиграйте.

Игра «Три кота» обр. Г. Лобачева сл. Н. Фенкель

Правила игры: После исполнения Семеновной песни кот затаивается, а дети мышки бегают легко, приговаривая:

Три – та – та, три – та – та,

Не боимся мы кота. 3 раза

В какой – то момент Семеновна говорит«Кот». Дети разбегаются, а кот пытается поймать мышей (пятнает их, они отходят в сторону)

Семеновна: Распотешила я вас, разыграла с котиком.

А с песней играть умеете?

Песня – игра «Ой бежит ручьем вода»

(смотреть карточку)

Семеновна: Эх, весело

До чего же весело!

Захотелось мне плясать,

Аж пятки горят.

Хозяйка: Семеновна, Семеновна,

(напевает) А ну давай пляши, пляши.

Семеновна: Буду я теперь плясать

А музыканты будут мне играть.

«Семеновна» игра «Оркестра»

Хозяйка: Будем все теперь играть,

День рожденье отмечать.

Игра «Солнышко»

Семеновна: Вот так славно погуляли!

В гостях у вас на дне рожденья побывали.

А на день рожденья дарят угощенья.

Котик, козлик. Гостинцы давайте,

Да детушек угощайте. (Угощают детей)

А теперь прощайте. Пора нам уходить.

До свиданья.

Хозяйка: И нам пора расставаться,

С горницей и друг другом прощаться.

Спасибо что в гости пришли.

Прощайте, прощайте. Еще заходите. (Дети благодарят и уходят)

«Фольклорная тропинка»

Программные задачи:

Образовательные:

• Формировать этническое мировоззрение, как выражение национального характера;

• Приобщать детей к традициям русского народа, используя:

Устное игровое творчество, игровую деятельность. Расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей

Развивающие:

• Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, игр, фольклора.

• Развивать и обогащать экологические знания детей, любознательность, интерес к природе и окружающему миру, учить наблюдать, делать выводы.

• Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.

• Стимулировать познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость.

• Создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.

Воспитательные:

• Воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.

• Воспитывать интерес к яркому образному родному языку.

Ход развлечения

Хозяйка. (Встречаю детей)

День добрый, детушки - касаточки!

Проходите не стесняйтесь,

Всем ли место хватило?

Много у меня ребят и для каждого

Ласковое слово найдется!

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду

Сладки яблочки в саду.

Не замерзли в дороге ребята? Стужа на улице!

Дети. Холодно, зимушка-зима! Хозяйка: Давайте - ка мы погреемся, да в игру поиграем.

Игра «Кружева» (смотреть карточка)

Хозяйка. А месяц-то как называется?

Дети. Декабрь!

Хозяйка. А в народном календаре его звали-называли: Стужайло! Почему? (Да потому, что это первый зимний месяц, он всегда морозный, холодный).

Хозяйка. И пословицы, и поговорки есть про декабрь, да про зимушку:

• Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет;

• Декабрь год кончает, зиму начинает,

• Зима лодыря морозит,

• Зима-хранительница полей.

Даты: 1 декабря. Платон да Роман

"Каков Платон да Роман, такова и зима" А если на Платона да Романа ворона ходит по дороге - к теплу.

7 декабря. Екатерина Санница

Первое катание на санках, все выходили на пригорок и катались на санках.

Хозяйка: Собирайся народ, Кто играть идет.

Игра «Крута гора» (смотреть карточку)

14 декабря. Наумов день, Наум - грамотник

(Сына грамоте учи, уму разуму учи, учи, как учили нас, учи, чаще плеткой хлещи);

("Учителя: отставной солдат или церковнослужитель).

13 декабря. Новым Годом Первозванный - слушали воду

Тихая вода - хорошая зима,

Шумная вода - предстоят морозы, бури, метели.

25 декабря. - Спиридон солнцеворот

Медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

Солнце на лето - зима на мороз.

День прибывает на воробьиный скок.

Хозяйка. (Выбираем ребенка - Кузю) Хозяйка: Кузя, давай поиграем, Солнышко зазываем.

Игра «Солнышко»

Докучная сказка.

Тебе привет прислала

кто?

Маша!

Какая Маша?

Свинья наша.

Что вкуснее: слива или вишня?

Пуговица лишня.

Пуговица счастлива!

Дразнилка: А ты Ваня простота. Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться. Привязал корытце,

корытце болтается

Невеста улыбается

Корытце упало,

Невеста пропала.

А ты Лена егоза. Съела мышку без хвоста. Одну овцу

Свинью пакостницу. Пятьдесят поросят.

Одни ножки висят.

(Слышится плач ребенка-младенца)

Хозяйка. Разбудили Катеньку! (усаживаемся на скамейке, Дети. передают аккуратно куклу и поют колыбельные).

Баю-баю-байки. Прискакали зайки,

Они спрятались в траву. Не сказали никому.

Баю-бай

Мать пошла за рыбою,

Отец пошел по воду. Приморозил бороду

Ай - люли, ай- люли. Прилетели к нам гули

Гули стали ворковать,

Нашу Катеньку качать

Хозяйка. А какие веселые праздники ожидают нас впереди?

Дети. Новый год! Рождество!

Хозяйка. В народе, в старину эти праздники назывались - Зимние Святки.

Святки - это от слова "святой". Ведь на Рождество родился Христос - сын бога.

На святки был такой обычай:

Собиралась молодежь. Дети, ходили по домам, поздравляли хозяев с Новым Годом, Рождеством, желали всего самого хорошего. Играли в веселые игры.

Игра «Гори, гори ясно» (смотреть карточку)

Чего можно пожелать в праздник? (Ответы детей)

Хозяйка. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками- колядками. А еще любили рядиться. Давайте мы тоже с вами нарядимся, и пойдем колядовать! (все надевают маски и др.)

Первый дом (Дети берут зерно)

Дети. Сеем, сеем, просеваем.

С Новым Годом поздравляем,

Уродись пшеничка, горох, чечевичка.

В поле копнами

На столе пирогами!

Хоть рубль,

Хоть пятак

Не уйдем отсюда так! Ну – ка весело встаем, И игру вес заведем.

Игра «Заря – Заряница» (смотреть карточку)

(выходит первая Хозяйка дома)

Хозяйка. Спасибо-спасибо

Вот вам награда

Конфеты, печенье - кому что надо!

все благодарят, низко кланяются, и идут дальше со словами: "Пошла Коляда - отворяй ворота"

Второй дом

Дети. Коляда, коляда.

Подавайте пирога.

Не дадите пирога,

Мы корову за рога,

Боровка за бока,

Телку за холку,

Бычка за хвост,

Уведем на мороз!

(выходит вторая Хозяйка дома)

Хозяйка. Не плясали и не пели,

Угощенья захотели?

Дети. Мы плясать-то мастера,

Не боимся пляски,

Пляши не скучай

Рождество встречай!

(Звучит музыка плясовая и Дети пляшут)

Дети. Коляда, коляда,

Прикатила молода.

Мы нашли коляду,

У хозяйки во дворе,

Вели скоро подавать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром.

(Хозяйка выслушивает колядку, благодарит детей и угощает детей караваем)

Хозяйка. Вот вам пышный каравай

Его с поклоном получай!

(Дети благодарят хозяйку 2,кланяются, радуются угощению и уходят)

(Дети снимают маски)

Хозяйка. Ребята, какое у вас настроение сейчас?

Дети. Нам весело, радостно.

Хозяйка. А где живет ваша радость, веселье?

(Дети прижимают руки к сердцу)

Хозяйка. Давайте же поделимся нашей радостью с гостями.

(Хозяйка обращается к гостям)

Хозяйка. Уважаемые гости, протяните нам свои ладони, Дети, поделитесь своей радостью. (Дети идут к гостям и закрывают их ладони своими, улыбаются друг другу, смотрят в глаза, а затем возвращаются к хозяйке)

А сейчас идем угощаться

Литература

1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н. Н / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.

3. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

5. Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С. и др Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект музыкально – фольклорные игры

Музыкально – фольклорные игры  как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры ...

Проект "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре"

В.А.Сухомлинский подчеркивал,что "игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающим мире.Игра-это искра зажигающа...

Проект «Музыкально-фольклорные игры для старших дошкольников»

Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры....

Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Цель проекта: Приобщение старших дошкольников    к истокам, традициям   русской национальной, сибирской  культуры через знакомство с  играми, хороводами, народн...