Обучение сюжетно-ролевой игре детей 5 – 7 лет с ТНР посредством кинетического песка
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Ольга Эдуардовна

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей категории

Смирнова Ольга Эдуардовна,

МДОУ «Детский сад № 140»,

                                                             г. Ярославль

«Обучение сюжетно-ролевой игре  детей 5 – 7 лет с ТНР  посредством кинетического песка »

Актуальность

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо  только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России. Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком. Дети переносят в песочницу модель окружающего мира, отношений в нем. Это – отражение нашего, взрослого мира глазами ребенка. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя постройки из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Необходимость в использовании игр в песочнице существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данной темы направлена на формирование и развитие игровых умений и навыков у детей, что способствует развитию коммуникативных навыков, мелкой моторики рук  связной и диалогической речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знанийпри помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком.

Теоретические аспекты развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Мы знаем, что через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра.

Сюжетно – ролевая игра – есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка в целом очень велика. С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается воображение, развивается личность ребенка, так как во время сюжетно-ролевой игры ребенок может примерять на себя различные роли.

Также сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми. Механизм управления своим поведением и подчинение правилам развивается как раз во время сюжетно-ролевой игр.

В сюжетно – ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно – ролевой игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирование общественных качеств детской личности определила А.П.Усова. Вместе с тем, в работах исследователей недостаточно изучены отдельные психолого-педагогические аспекты сюжетно-ролевых игр: как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, воздействие воспитателя на процесс развития самостоятельности детей в сюжетно-ролевых играх.

Современная научно-методическая литература представляет значительное количество исследований, посвящённых отдельным направлениям совершенствования игры, её психолого-педагогическому осмыслению применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов.

Игра - одно из замечательных явлений жизни. Наблюдая за детскими играми, К.Д.Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»

Исследования многих отечественных и зарубежных учёных - философов, социологов, историков культуры (ГайнцЛибшер, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И.Истомин, В.И.Устименко, Д.Н.Узнадзе и др.) посвящены своеобразию игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

У детей с общими нарушениями речи отмечается низкий уровень развития игровой деятельности.Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. А проблема развития навыков общения стоит особенно остро. И каждый педагог ищет  и использует новые технологии и средства для решения этой проблемы.

Организация работы с детьми с ТНР по развитию игровых умений и навыков  в сюжетно- ролевых играх посредством кинетического песка.

Выбору данной темы способствовало наблюдение за детьми во время сюжетно- ролевых игр в группе. Мною было отмечено, что большинство детей испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить сюжет игры, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по игре или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. Сюжеты ролевых игр были скудны и неустойчивы.

Также я обратила внимание на то, что дети в своих играх часто используют мелкие игрушки или постройки из мелкого конструктора «Лего». Но сюжет игры сводился к простым манипуляциям с мелкими героями (прыгают, летают, сталкиваются) и озвучивался детьми  в виде поющих гласных звуков («А-а-а», «У-у-у»).

Сопоставив результаты наблюдений, я решила использовать песочницу с кинетическим песком в сюжетно-ролевых играх с мелкими игрушками. Была сформулирована тема: «Обучение сюжетно-ролевой игре  детей 5 – 7 лет с ТНР  посредствам кинетического песка»

Работа по данной теме началась с диагностики детей старшей группы в области «Социально – коммуникативное развитие». Диагностические исследования показали, что в начале учебного года в старшей группе уровень развития игровых умений и навыков в сюжетно-ролевой игре был в основном ниже среднего и средний.

Большинство детей не могли самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, не могли выбрать сюжет игры. Мне приходилось подводить детей к выбору сюжета или предлагать готовую тему для игры, так как у детей  были недостаточные представления и знания об окружающей жизни. Дети не умели договариваться с партнёрами по игре: спорили ,кто будет играть ту или иную роль; отбирали друг у друга игрушки или атрибуты; обижались или выходили из игры. Во время игры часто не соблюдались правила поведения, часто возникали конфликтные ситуации между сверстниками. По причине нарушения речи, дети не умели построить простой диалог между героями игры, не понимали друг друга. Из всего этого возникает проблема: детей необходимо учить играть в сюжетно-ролевые игры. Но при организации традиционной сюжетно-ролевой игры иногда возникают трудности: требуются атрибуты больших размеров или не совсем безопасные (например в игре «Цирк»), на стройке дети капают трактором воображаемый песок и т.д. Решением таких трудностей стали песочницы с кинетическим песком. Кинетический песок – это замечательный материал для детской игры, Он приятен на ощупь, удобен в использовании и безопасен для детей. Его можно лепить, ваять, раскатывать, мять – всё, что дети любят делать.

Поставлена цель:

Формирование и развитие игровых умений и навыков у детей 5-7 лет с ТНР посредством кинетического песка.

Для достижения цели поставила в своей работе следующие задачи:

Образовательные:

1. Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.

2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

5. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

6. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

7. Учить выполнять установленные правила.

8. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру

Развивающие:

1. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

2. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

3. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

4. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

5. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

6. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

7. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

2. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

3. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

4. Закрепить положительные чувства и привычки.

5. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

6. Воспитывать чувство юмора.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу

.

8. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

9. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

10. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

11. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, в которую вошли; кинетический песок разного цвета, наборы для лепки (формочки, вырезалки, валики, стеки, пластиковые ножи и др.), мелкие игрушки из «киндер», транспорт разных видов, наборы животных (дикие, домашние, обитатели водного мира, драконы и динозавры), мелкие фигурки людей, предметы декораций (деревья, цветы, камни), дорожные знаки, различные красивые камушки, бусиныОднако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры, проектная деятельность. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я составляла и демонстрировала презентации о разных профессиях, о трудовых действиях и трудовых отношениях организовала целевые прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия шофёра, дворника

В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим друзей тортом»«На ферме»«Птичий двор»«Вершки - корешки»«Животные в лесу» и т. д. Это игры с

Мелкими фигурками и персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.

Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («У лесника в гостях»«Строим дома на улице»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. В таких играх я учила детей строить отношения между героями, озвучивать их, строить диалог. таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение.

Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, использовать игры с более сложными сюжетами («Геологические раскопки», «Космические путешествия»), разворачивать уже известной игры, придумывать свои игровые сюжеты,  выбирать необходимые игрушки и декорации. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того, наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте»«до свидания»«спасибо»«пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными. Свою работу строила на взаимодействии с учителем – логопедом: темы игр выбирались в соответствии с лексическими темами, учитывала рекомендации по составлению диалогов и др.

Мною были подобраны и составлена картотека сюжетно-ролевых игр в песочнице в соответствии с тематическим планом группы  и возрастными  особенностями детей 5 -7 лет

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование «Использование песка в играх детей», консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Игра – не забава»«Играйте вместе с детьми», беседы, оформление папок передвижек, мастер – класса «Игры и упражнения с кинетическим песком»,памятки «Чему способствуют игры с кинетическим песком»,  помощь в пополнении предметно – пространственной среды для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей с использованием кинетического песка.

Работу по данной теме проводила в течении двух лет (в старшей и подготовительной к школе группе). Результатом работы стало повторное диагностирование уровня развития игровой деятельности детей 6 – 7 лет с ЗРР в области «Социально – коммуникативное развитие». Которое показало, что сформированность у детей игровых умений и навыков среднего и выше среднего уровня составило более 90 %. А также отмечается, что ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером – сверстником.

Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.

В этом году была набрана старшая группа из вновь пришедших детей с различными нарушениями речи. Наблюдаются те же проблемы в сюжетно – ролевых играх.  Поэтому решила продолжать использовать свой опыт работы по данной теме.

Список литературы:

1. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) – СПБ:ООО « Издательство « Детство – Пресс», 2012 – 560 с.

2. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 384 с.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. № 6. С. 62 - 68.

4. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.

5. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 251с.

6. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет – М.: Просвещение, 2010. – 96 с..

7. Михайленко Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.

8. .Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Психолого-педагогическая характеристика детей  с общим недоразвитием речи // Логопедия – 2006 - №2 – с 57 – 68;

9. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников// Айрис Пресс –М. 2008;

10. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет// ТЦ СФЕРА – 2014;

Интернет – ресурсы:

Приложения

Правила игры для детей:

1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

2. Подумай, чем ты будешь играть.

3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

4. Играй дружно.

5. Бережно относись к игрушкам.

6. Содержи игрушки в порядке.

7. Говори с другом спокойно и ласково.

8. Не мешай играть товарищу.

9. Играй самостоятельно.

Руководство игрой:

1. Не подавлять инициативу и творчество детей.

2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

3. Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

4. Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.

5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

8. Помогать детям договариваться в игре.

9. Не заставлять играть в то, что они не видели.

10. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

11. Наблюдать за играми детей.

12. Анализировать увиденное в игре.

13. Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.

14. Обучать всех детей брать главную роль на себя.

15. Беседа перед началом игры о ее ходе.

16. Предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль,

17. Подведение итогов игры,

18. Дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).

Общение воспитателя с детьми:

1. Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.

2. Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.

3. Помогать договариваться в игре.

4. Учить вступать в диалог от имени действующего лица.

5. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.

6. Наблюдать за играми детей.

7. Анализ увиденного в игре.

8. Учить детей ставить в ситуации, но, не указывая конкретные способы действия.

Сюжетно – ролевые игры в песочнице.

        

Примерные темы

сюжетно-ролевых игр в песочнице

для детей старшего дошкольного возраста

«Железная дорога»

Возрастная группа: Подготовительная группа, старшая группа

Задачи:

Образовательные: Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге.

Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Казань, Альметьевск, Нурлат, Елабуга города соседних республик.

Развивающие: Развивать конструктивные способности детейс помощью кинетического песка. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность. Прививать уважение к труду взрослых. Помогать детям усвоить моральные нормы - правила поведения при путешествиях. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз, проводник, купе, вагон.

Предварительная работа:

1. Экскурсия на железнодорожный вокзал.

2. Наблюдение за поездами, за работой ж/д вокзала.

3. Целевая экскурсия к переезду, наблюдение за работой стрелочника.

4. Беседа о труде работников железнодорожного вокзала.

5. Чтение рассказов о железной дороге.

6. Использование ИКТ-технологий -видеофильм о железной дороге, работе сотрудников РЖД.

7. Интерактивные дидактические игры.

8. Заучивание стихов о железной дороге.

9. Настольная игра «Железная дорога»

10. Рассматривание карты с целью определения пути следования по железной дороге до Москвы и ознакомления с городами России.

11. Рисование «Едет поезд»

12. Ручной труд: изготовление сигнальных флажков для стрелочников.

13. Рассматривание фотоиллюстраций о железной дороге.

Роли: машинист, проводник, пассажиры, грузчики

Предметно-игровая среда:  песочница с кинетическим песком, игрушки- поезд, фигурки людей, билеты, карта путей, флажки, и т. д.

Игровые действия:

Строим железную дорогу из палочек, ставим поезд. Едем путешествовать по России. Грузчики грузят багаж, машинист и пассажиры занимают свои места. Пассажиры выходят на станциях. Ходят в магазины, гуляют по городу.Возвращаемся домой на поезде. Прощаемся с проводником.

«Космос»

Возрастная группа: Подготовительная группа, старшая группа.

Задачи:

Образовательные: Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос.

Развивающие: Развивать конструктивные способности детей при работе с кинетическим песком и мелким строительным материалом. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов. Воспитывать у детей любознательность. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты, космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.

2. Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.

3. Беседа с детьми о первом космонавте Ю. Гагарине, о первой женщине-космонавте В. Терешковой.

4. О первых космонавтах – собаках: Белка и Стрелка

5. Чтение рассказов и книг на тему космоса.

6. Рисование «Космическая ракета»

7. Аппликация «Космонавт»

8. Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала

Роли: космонавты, провожающие, инопланетяне, фотографы,.

Предметно-игровая среда:

Песочница с кинетическим песком, набор мелких игрушек «Космодром», карта земли, фигурки людей.

Игровые действия:

Полеты в космос для изучения звезд, других планет.

Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе.

Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет. Общаемся с инопланетянами. Выходим в открытый космос. Держим связь с землей. На земле встречаем космонавтов после полетов.

"Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: Песочница с кинетическим песком, космический корабль и строительный материал, инструменты для работы в космосе.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю.

«Зоопарк»

Возрастная группа: Подготовительная группа, старшая группа.

Задачи:

Образовательные: Расширять знания детей о диких животных: Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в неволе.

Развивающие: Развивать конструктивные способности детей при работе с мелким строительным материалом. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду работников зоопарка. воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера, животные Австралии, сумчатые.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в зоопарк или зверинец с целью ознакомления с жизнью животных в неволе.

2. Беседа о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным.

3. Чтение литературных произведений о животных: С. Я. Маршак «Где обедал воробей»«Детки в клетке» и др.

4. Заучивание стихотворений о диких зверях.

5. Рассматривание иллюстраций о зоопарке, о диких животных.

6. Лепка «Звери зоопарка»

7. Рисование «Что я видел в зоопарке»

8. Конструирование из строительного материала зоопарка, клеток для животных. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

9. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке.

10. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».

11. Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк»

Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.

Предметно-игровая среда:Песочница с кинетическим пескоммелкий строительный материал, дикие животные (игрушки, посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы).Фигурки зверей по зонам проживания (Севера, Африки, пустыни, лесов, вольеры или клетки, силуэты деревьев, шишки, ракушки, камушки.

Игровая деятельность:

Строители строят зоопарк: ставим клетки для зверей из мелкого «лего», кирпичиков, поселяем зверей, делаем вольеры, сажаем деревья. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных, лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

"На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: Песочница с кинетическим песком, игрушечные машины, фигурка полицейского.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Его ставим в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

"Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: Песочница с кинетическим песком, игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; фигурки полицейских.

Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

«Дорожное движение»

«Водители»

Возрастная группа: Подготовительная группа, старшая группа, средняя группа.

Задачи:

Образовательные: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Светофор: для пешехода: зеленый-иди, красный-стой.

Для автомобиля: зеленый-можно ехать (пешеходу-красный, желтый-приготовиться автомобилю, красный-стоять автомобилю (пешеходу-зеленый)

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Внимательное поведение на дорогах. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»«водитель – милиционер».

Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД,

регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход. Пешеходный светофор: зеленый-стой, красный-иди.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за работой транспорта на перекрестке со светофором и «зеброй».

2. Экскурсия по ул. Красной (наблюдение за движением машин)

3. Встреча с работниками ГИБДД с целью ознакомления с профессией.

4. Беседа о правилах дорожного движения.

5. Изучение дорожных знаков.

6. Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», Б. Житков «Светофор» и др.

7. Заучивание наизусть стихов о правилах дорожного движения

8. Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД.

9. Дидактические игры«Домино – дорожные знаки»«Транспорт»

10. Игры на макете «Перекресток»

11. Подвижная игра «Раз, два, три – к знаку беги!»

12. Рисование «Соблюдайте правила движения»

13. Аппликация «Машина на светофоре»

14. Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений.

Роли: водители автобусов, грузовиков, пешеходы, регулировщики.

Предметно-игровая среда: Песочница с кинетическим песком, игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; фигурки полицейских.

Игровые действия:

На машинах возят груз, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси - возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины - наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно,. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит полицейский– регулирует движение.

Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

"На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. 
Оборудование: Песочница с кинетическим песком, мелкий строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, фигурки людей, мелкие  игрушки - машины.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

"Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: Песочница с кинетическим песком, пограничный столб, автомат, пограничная собака, фигурки военных людей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«Цирк»

Возрастная группа: подготовительная группа, старшая группа.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о цирке и его работниках.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах;

Активизация словаря: билетер, ведущий, дрессировщик, фокусник, акробат.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций о цирке.

2. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка.

3. Экскурсия в цирк. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв.

4. Использование ИКТ-технологий – видеофильмы,

5. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т. д.)

Роли: билетёры, ведущий, артисты цирка- клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат

Предметно-игровая среда: Песочница с кинетическим песком ,афиши, билеты, программки, декорации,мелкие игрушки: собачки, кошки, фигурки людей, обезьянки, слоники, ленты, шнуры для канатоходцев, бумажные цветы.

Игровые ситуации: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов и животных к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.

Игровые действия:

Делаем арену из обручей, из веревок, кубиков. В цирке дрессируют животных, показывают представления, выступают дрессировщики с обезьянами, собачками, слонами, тиграми.

Клоуны смешат зрителей. Акробаты, гимнасты делают красивые упражнения.

Билеты продаются в кассе. Контролер проверяет билеты, следит за порядком во время представления. Зрителям в цирке весело, они аплодируют артистам, смеются.

«Военизированные игры»

Возрастная группа: подготовительная группа, старшая группа.

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о военных профессиями.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, друг к другу, к своим близким.

Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота. Охранять границы нашей Родины.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о военных.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра«Военная техника»

6. Встреча с ветеранами войны.

7. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

8. Экскурсия на Пост № 1 (г. Набережные Челны)

9. Разучивание песен на военную тематику.

10. Изготовление подарков папам на праздники 23 февраля, 9 мая.

11. Изготовление атрибутов для военизированных игр

Роли:

Пограничники, моряки, пехотинцы, летчики, медсестры

Предметно-игровая среда:

Песочница с кинетическим песком, игровые наборы солдатиков, военная техника.

Игровые действия и ситуации:

«ПОГРАНИЧНИКИ» - смелые, отважные, ловкие. Учения пограничников, занятия, отдых. Дрессировка собак. Пограничник на посту охраняет границы нашей Родины.

Заметил следы на контрольной полосе на песке. Задержали нарушителя границы, проверяют документы, отвели в штаб.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ» - солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.

«ЛЕТЧИКИ» - взлетают на самолётах с взлётной полосы, летают над чужой территорией, садятся на аэролроме. Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.Поддерживают связь с землей, на земле полет контролирует диспетчер, говорит с летчиком по рации, разрешает посадку.

"Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: Песочница с кинетическим песком ,мелкий строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, фигурки людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают фигурки строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

"Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: Песочница с кинетическим песком ,игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает построить из песка и палочек вольеры для животных и разместить их там. Люди покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

"Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: Песочница с кинетическим песком, космический корабль, картинки с видами нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет. 
Ход игры: Дети создают площадку космодрома. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Космический корабль взлетает. Дети меняют в песочнице ландшафт.С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Космонавты выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

"Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: Песочница с кинетическим песком,наборы солдатиков и военной техники.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

«Архитекторы»

Ребёнку предлагают построить дома для жителей песочного города, расселить игрушечных человечков, озвучивая при этом свои действия, придумать жизненную историю одного из человечков, разыграть сцену, например, знакомство с соседями, визит в гости, приём гостей и т. д.

«Там, на неведомых дорожках»

Игра способствует развитию диалоговой речи.
Педагог показывает игрушечного зайчика, рассказывает, что он живёт в сказочном лесу, он очень любознательный, любит путешествовать, но ещё совсем неразумный и непослушный. Однажды во время прогулки он забрёл далеко и заблудился. Каких зверей он встретит на своём пути, о чём они будут говорить? Детям предлагают выбрать фигурку животного и спрятать за деревом, педагог играет роль зайчика, который встречает разных лесных жителей и вступает с ними в диалог.

«Остров сокровищ»

Упражнение стимулирует развитие пространственного мышления.
Педагог держит в руках игрушку, символизирующую Сказочника, который очень любит преподносить сюрпризы. В песочной стране он спрятал множество подарков, но самое главное, что где-то в песочнице находится таинственный клад. Искать можно только двумя пальчиками, строго следуя указаниям Сказочника. Дети проводят поисковую операцию в индивидуальном порядке, проговаривая свои действия.

«Принцесса и дракон»

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй.»

Свободные игры 

Ребёнок сам придумывает сюжет для своей игры. 

Эти незатейливые игры-упражнения обладают колоссальным значением для развития творческого воображения.

На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Путем построения "своего мира" в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

 Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. ...

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие спос...

Обучение сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста

Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со ...

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

Обучение и воспитание дошкольников посредством игр с кинетическим песком.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональн...