Формирование у дошкольника чувство собственного достоинства.
статья (старшая группа)
Проблема формирования чувства собственного достоинства в современных условиях. Личность - центр нового мировоззрения, залог успеха в формировании нового общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnika_chuvstva_sobstvennogo_dostoinstva.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольника чувства собственного достоинства.
«Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью».
А.К. Дживелегов
Развитие чувства уважения к себе является одной из основных задач педагогов и родителей при воспитании ребенка. Уважать и любить себя очень важно, поэтому ребенок должен научиться этому с самого раннего возраста. Именно на этапе формирования личности, который проходит впервые годы жизни, нужно заложить в сознание малыша чувство собственного достоинства.
Основа чувства самоуважения закладывается еще в детстве, а развивать его мы способны всю свою жизнь.
Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Браччолини, Пико делла Мирандола, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения .
Основными факторами, влияющими на развития чувства уважения к самому себе, являются влияние родителей (их отношение к ребенку и уважение его личности), влияние друзей и различных социальных групп, в которых находится человек (положительный опыт поднимает самооценку, а негативный - ее понижает).
Развитие чувства стыда, неловкости связанно с ростом их морального опыта и самосознания. У малыша осуждение поступка вызывает страх перед наказанием, волнение и неудовольствие собой. В дошкольном возрасте осуждение становится внутренним, содеянное безобразие сопровождается смущением, даже представления о негодном поступке вызывает чувство стыда. Некоторые дети смущаются через неуверенность, заниженную самооценку, чрезмерную чувствительность к критическим замечаниям.
Одно из наиболее эффективных средств воспитания уверенности в себе состоит в том, чтобы научить ребенка методам компенсации воздействий, неблагоприятных для его самолюбия. Компенсации можно добиться, если уравновесить слабые стороны ребенка его сильными сторонами. Задача воспитателей и родителей – помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, причем так, чтобы они приносили ему удовлетворение. Осознание собственных недостатков может разрушить и парализовать личность, однако может и, наоборот, дать ей огромный эмоциональный заряд, который будет способствовать достижению успеха в самых разных сферах. (в одной и той же кипящей воде картошка делается мягкой, а яйцо варится вкрутую). Все зависит от индивидуальной реакции на обстоятельства, вызывающее порой стрессовое состояние. Конкретно овладев, каким-то мастерством можно компенсировать свои неудачи. Наша задача - шаг за шагом развивать у детей интерес к различным умениям и желание к их приобретению, которые основываются на чувстве собственного достоинства. Когда взрослый человек делает что-то хорошо и может сказать себе: «Я могу сделать это, значит, я смогу сделать и что-то другое» - это дает возможность ставить перед собой все новые цели и стремиться к их достижению. Кто-то может будет развивать себя в поприще художественной культуре, кто-то будет вкусно готовить, кто-то будет культивировать технические навыки. Это- форма обеспечивает человека внутренней энергией, достаточной для достижения успеха на любом избранном поприще.
Можно отметить детей, которые в детстве испытали, невзгод добились в жизни больших успехов М.К.Ганди, А.Энштейн, У.Черчилль. Жизненные неудачи и несчастья в детстве оказались главным фактором в борьбе за успех в жизни, наверное, и определяющим фактором. Тысячи людей, страдающих различными недостатками и несовершенствами, в своем стремлении компенсировать их добились в жизни большого признания.
Родители, воспитатели, учителя должны помочь ребенку двигаться в нужном направлении. Причем это нужно начинать этот процесс в среднем детском возрасте.
И конечно, сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игру сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условием игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.
Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение сверстников. С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его вине расстраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число непринятых. Игровые отношения – суровые отношения по правилам. Только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться и будет ими принят. Взрослый должен внимательно исследовать причины, по которым дети отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь, как и нее опрятный или новенький. Тихий или плаксивый может вызывать желание не принимать его в игру. От душевных качеств взрослого зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию. Развитие личности ребенка будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.
Причины:
1. Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность).
2. Отсутствие у ребенка потребности в общении.
Частые болезни ребенка.
Нерегулярное посещение детского сада.
3.Низкая самооценка.
Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей. Причина низкой самооценки, это дети у которых родители придерживаются принципов вседозволенности, создающие у ребенка ощущение незащищенности, неуверенности и зависимости.
Дети с чувством собственного достоинства отличаются демократичностью и открытостью. Установленные границы, определяющие пределы дозволенности в поведении, позволяют индивидуальным способностям детей свободно развиваться.
Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг - другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его сверстников.
«Передай мяч». Цель - учить взаимодействовать со сверстниками. Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
«Ласковое имя». Цель - учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга .
«Дотронься ласково» Цель - учить детей включаться в разные формы коммуникации. Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» Затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им. Игра предполагает несколько вариантов - можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия - не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме с использованием различных игр, бесед, ситуативных моментов эффективно помогает развивать нравственно-социальные и коммуникативные качества у детей дошкольного возраста.
Список литературы.
- Джеймс Ч.Добсон. Родителям. 1991
- Доронова Т.Н., Карабанова О.А. Игра в дошкольном возрасте. 2002.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
- Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: Мозаика Синтез, 2014.
- Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»
СамоуважениеВысокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных до...
"Воспитание чувства собственного достоинства"
Консультация о воспитании чувства собственного достоинства у дошкольников....
Доклад для родителей Тема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».
Доклад для родителейТема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».Воспитанию детей необходимо уделять внимание, начиная уже с млад...
Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
Цели:Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки...
Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
Материал содержит определение понятия "самооценка"; виды самооценки; особенности ребены заниженной самооцека с завышенной и заниженной самооценкой; причины заниженной самооценки; рекомендаци...
Как воспитывать чувство собственного достоинства
Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтому наша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он...
Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей? К чему приводят обиды?
Самоуважение?! Громкое слово. Как же научить ребенка уважать себя, свои действия и поступки?Это во многом зависит от тех людей, которые находятся рядом с Вашим малышом.Проявляя уважение к поступкам ре...