Художественно-эстетическое воспитание через различные виды ручного труда
методическая разработка

Фомина Светлана Николаевна

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsiyu.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание через различные виды   ручного труда

 

Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев … Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  Это так!

Ведь ребенку, все нужно потрогать, приобретая,  таким образом, тактильный опыт.  Каждый ребенок мечтает быть волшебником и мы, взрослые можем их научить этому: превращая шишку в ёжика, желудь в человечка. Мы можем научить их видеть красоту и делать ее сами, выкладывая семенами павлина или собирая из лоскутков портрет мамы. Сколько радости и позитива когда волшебство свершилось! Заинтересовать ребенка, увидеть в обычных вещах необычное, применить свою детскую фантазию и творчество в поделках используя различный материал который он находит, способствовало   написанию программы «Гномики» по художественно – эстетическому труду.

Требования ФГОС ДО  дает возможность каждому педагогу развивать в ребенке инициативу, творчество, самостоятельность. Именно эти направления легли в основу программы «Гномики». Данная программа, рассчитана на три года обучения начиная со средней группы. Еженедельно проводится по 1 занятию, это кружковая работа и она проводится с детьми в вечерний отрезок времени.

Программа «Гномики» содержит  три раздела: работа с природным материалом, аппликация по ткани, работа с бросовым материалом. Одним из интересных моментов является аппликация по ткани. Эта работа сложнее, чем аппликация, требует усидчивости, более точных движений пальцев рук при вырезании ножницами. Через каждые три занятия проводится мастерилка. На этом занятии детям дается различный материал, из которого они сами выбирают, что они будут делать.

Для работы с природным и бросовым материалом привлекаем детей и родителей, вместе они собирают семена, желуди, шишки, ракушки, обрезки тканей - это положительно сказывается на взаимоотношениях детей с взрослыми.

Программа имеет свидетельство участника Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство» и рецензию.

ДИАГНОСТИКА № 1   (начало года)

 Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Высокий уровень – навык работы по ручному труду сформирован (развитые комбинаторные умения; использование пооперационных карт, полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны).

Средний уровень - навык работы по ручному труду на стадии формирования (высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс).

Низкий уровень – навык работы по ручному труду не сформирован (беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества).

Уровни

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Конструктивные способности

Мелкая моторика

природный материал

бросовый

материал

ткань

бумага

высокий

5 – 21%

5 – 21%

2 – 8%

-

1 – 4%

4 – 17%

1 – 4%

средний

19 – 79%

17 – 71%

21 – 88%

19 – 79%

16 – 67%

15 – 62%

15 – 62%

низкий

 -

2 – 8%

1 – 4 %

5 – 21%

7 – 29%

5 – 21%

8 – 34%

ДИАГНОСТИКА № 2     (конец года)

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Уровни

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Конструктивные способности

Мелкая моторика

природный материал

бросовый

материал

ткань

бумага

высокий

12 – 50%

6 – 25%

3 – 13%

7 – 29%

3 – 13%

5 – 21%

4 – 17%

средний

12 – 50%

18 – 75%

21 – 87%

17 – 71%

21 – 87%

19 – 79%

20 – 83%

низкий

 -

 -

-

-

-

-

-

          Из приведенной здесь диагностики мы можем увидеть, что к старшей группе дети имеют представления о материалах из которых делают  поделки, но не в полной мере владеют приемами работы с различными материалами. В течении учебного года используя в работе разные способы ручного труда, выбирают материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. Самостоятельно определяют последовательность выполнения работы, используя свои конструктивные решения.  Могут самостоятельно провести анализ поделки, учитывая яркость, оригинальность при выполнении поделки. Выполняет работу по замыслу, показывая высокий уровень воображения и фантазии.

Для родителей постоянно проводятся выставки детских работ и ежеквартальные фотоколлажи поделок сделанных ручками детей за этот период.

Многие воспитатели нашего детского сада взяли на вооружение эту программу и с успехом используют её в своей работе.

Также для родителей и педагогов проводятся открытые занятия, на которых родители могут ознакомиться с работой кружка, а педагоги почерпнуть что-то для своей деятельности.

Работы детей я отправляла на различные конкурсы, где они занимали призовые места; принимала участие в региональных семинарах и конкурсах, где представляла свою программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое восприятие детей в различных видах конструктивной деятельности».

Доклад  на тему "Художественно-эстетическое восприятие детей в различных видах конструктивной деятельности"....

Доклад по художественно-эстетическому направлению «Исследовательская деятельность в процессе ручного труда»

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Экологическое воспитание через различные виды игр

laquo;Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым р...

Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности

Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейши...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...