Программа по образовательной области "Развитие речи" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2017 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
для второй младшей группы «А»
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели
Желоватых О.Н.
Шевцова О.Н.
Надым
2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для группы второго младшего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи
• Учить произносить гласные и простые согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, с, з, ц ).
• Развивать речевой слух, речевое дыхание.
• Тренировать артикуляционный аппарат.
• Вырабатывать правильный ритм и темп речи.
• Развивать интонационную выразительность.
Словарная работа
• Расширять и активизировать словарный запас (названия и назначениепредметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели), их качеств, действий с ними.
• Формировать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).
Формирование грамматического строя речи
• Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под).
• Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже.
• Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.
• Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.
Развитие связной речи
• Развивать диалогическую форму речи (умение вступать и поддерживать разговор с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности, по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при рассматривании предметов, картин, в ходе наблюдений);
• Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях).
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Развитие связной речи + развитие словаря + грамматическая правильность речи + звуковая культура речи | 37 |
всего: | 37 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно (даже если и неправильно) отвечает на него.
- Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели; их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы.
- Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк)
- Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения
- Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе.
- Правильно передает интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения.
- В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые пространственные предлоги в, на, за, под; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа шшл/,
Содержание рабочей программы по речевому развитию
Развивающая речевая среда
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть...», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Закреплять умения детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи
Продолжать закреплять умения детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Закреплять умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («М ы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала по методике Васильевой М.А. и фиксируется в карте наблюдения речевого развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 3-4 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию
во второй младшей группе (О.С. Ушакова)
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
сентябрь | 1. | Мой детский сад | Занятие №1 . | Цель: учить детей воспроизводить знакомое литературное воспроизведение (р.н.с. «Курочка ряба»), составляя короткий рассказ совместно со взрослыми. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «а», научить четко, артикулировать его в звукосочетании и словах |
2. | Осень. Приметы осени | Занятие №2 | Цель: подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке. Учить правильно, называть предметы, их отдельные части, качества. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах. | |
3. | Овощи. Огород | Занятие №3 | Цель: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ(два – три предложения) об игрушке. Учить образовывать наименование детёнышей животных; раскрыть детям значение слов, образованных с помощью суффиксов – онок. Учить различать слова с противоположным значением(большой – маленький).Уточнить и закрепить правильное произношение звука «и» (в словах в звукосочетаниях); учить регулировать высоту голоса. | |
4. | Сад. Фрукты | Занятие №4 | Цель: учить рассматривать и описывать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах. | |
октябрь | 1. | Грибы. Ягоды | Тема: Занятие № 5 | Цель: Учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. Учить детей правильно называть игрушки, их качества. Формировать умение использовать слова с противоположном значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Уточнить и закреплять правильное произношение звука «э». ( О.С. Ушакова – 31) |
2. | Как зовут тебя, деревце? | Тема: Занятие № 6 | Цель: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственным и множественном числе с изображением. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ы». (О.С. Ушакова – 32) | |
3. | Домашние животные и их детеныши | Тема: Занятие № 7 | Цель: Учить детей составлять короткий рассказ об игрушки с помощью воспитателя. Упражнять образование форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать, демонстрировать использование антонимов. Закрепить правильное произношение звуков «о», «э», «ы»; умение различать в словах. (О.С. Ушакова – 33) | |
4. | Домашние животные и их детеныши | Тема: Занятие № 8 | Цель: учить детей совместно со взрослым пересказывать сказки «Репка». Учить правильно называть качества предмета, закрепить правильно называть детенышей животных. Закреплять правильное произношение звуков «м» и «мь». Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова. (О.С. Ушакова – 36) | |
5. | Я – человек. Части тела | Тема: Занятие № 9 | Цель: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета. Закреплять правильное произношения звуков «п» и пь». Учить детей отчетливо и достаточно горомко произносить слова. (О.С. Ушакова – 38) | |
ноябрь | 1. | Одежда | Занятие № 14 | Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию. (О.С. Ушакова – 47)Тема: |
2. | Обувь | Тема: Занятие № 10 | Цель: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем об игрушки. Учить правильно, образовывать формы глаголов в повелительном наклонении; понимать правильное использование предлогов в. на, под, около, перед. Закреплять правильное произношение звуков «б» и «бь». (О.С. Ушакова – 40) | |
3. | Моя семья | Тема: Занятие № 12 | Цель: уметь составлять небольшой рассказ по вопросам совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы , их качества, действия. Сравнивать предметы . используя прилагательные большой. Маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков «д» и «дь». (О.С. Ушакова – 43) | |
4. | Профессии | Тема: Занятие № 13 | Цель: Учить называть качество предметов(величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. Упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Закрепить произношение звуков «н» и «нь». (О.С. Ушакова – 45) | |
декабрь | 1. | Здравствуй, Зимушка -зима! | Занятие № 14 | Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию. (О.С. Ушакова – 47) |
2. | Дикие животные и их детеныши | Тема: Занятие № 15 | Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить сказки по вопросам («Петушок с семьёй» К.Ушинского). Закрепить произношение звуков «к» и «кь, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы. Насыщенные этими звуками. (О.С. Ушакова – 48) | |
3. | Зимующие птицы | Тема: Занятие № 16 | Цель: учить детей повторять за воспитателем короткий рассказ об игрушках. Активизировать употребление прилагательных: закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Закреплять правильное произношение звука «х2. Обратить внимание на наличие этого звука в словах. (О.С. Ушакова – 50) | |
4. | Новый год у ворот! | Тема: Занятие № 17 | Цель: учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке.. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых животных и их детёнышей. Закреплять правильное произношение звуков к,г,х (кь, гь,хь). Учить произносить слову громко и тихо, быстро и медленно. (О.С. Ушакова – 52) | |
январь | 2. | Дом | Тема: Занятие № 18 | Цель: учить детей описывать игрушки по вопросам; с помощью воспитателя объединять ответы в рассказ. Активизировать использования в речи прилагательных для названия свойств и качеств предметов. Закрепить правильное произношение слов со звуком «й» в разных позициях. (О.С. Ушакова – 53) |
3. | Инструменты | Тема: Занятие № 19 | Цель: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов. Закрепить правильное произношение звуков «ф» и «фь»; учить детей плавно, протяжно, на одном выдохе произносить звук. (О.С. Ушакова – 55) | |
4. | Наши помощники. Электроприборы | Тема: Занятие № 20 | Цель: учить детей описывать предмет. Упражнять в согласовании прилагательныхи местоимений с существительными в роде, числе, активизировать использование в речи прилагательных. (О.С. Ушакова – 57) | |
5. | Мебель | Тема: Занятие № 21 | Цель: Формировать умение детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков ф (фь), в (вь), учить выделять голосом эти звуки в словах, регулировать голоса (громкость речи). (О.С. Ушакова – 58) | |
февраль | 1. | Посуда | Тема: Занятие № 23 | Цель: Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение, знакомить с продуктивным словообразованием моделью сахар – сахарница. Закреплять правильное произношение звука «с» формировать умение определять звук на слух, наличие и отсутствие данного звука в словах. (О.С. Ушакова – 61) |
2. | Продукты питания | Тема: Занятие № 22 | Цель: учить пересказывать сказку («Козлята и волк») совместно с воспитателем. Приучать детей отчетливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. (О.С. Ушакова – 60) | |
3. | День защитника Отечества | Тема: Занятие № 24 | Цель: формировать умение составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около, учить правильному образованию формы родительного падежа с существительным: ручек, ножек. Закреплять правильное произношение звуков «с», «сь»; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью. (О.С. Ушакова – 63) | |
4. | Транспорт | Тема: Занятие № 25 | Цель: Составлять совместно с воспитателем короткий рассказ из личного опыта. Активизировать употребление прилагательных и глаголов. Закреплять правильное произношение звука «с»; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью. (О.С. Ушакова – 64) | |
март | 1. | Международный Женский день | Тема: Чтение сказки в стихах «Мойдыдыр» К. Чуковского. | Цель: Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему содержания; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие. (О.С. Ушакова – 171) |
2. | Весна | Тема: Занятие № 26 | Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке. Активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов. Приучать детей отчётливо и правильно произносить звук «з» в словах и предложениях. (О.С. Ушакова – 64) | |
3. | Первые цветы | Тема: Занятие № 27 | Цель: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть изображенное на картинке, обогащать речь прилагательными, глаголами. Закреплять правильное произношение звуков «3» и «зь». (О.С. Ушакова – 67) | |
4. | Перелетные птицы | Тема: Занятие № 28 | Цель: учить составлять короткий рассказ по картине. Закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных. Учить детей отчетливо произносить звуки «г» и «гь». (О.С. Ушакова – 68) | |
апрель | 1. | Наш друг - книга | Тема: Занятие № 29 | Цель: Учить составлять короткий рассказ по картинке. Учить детей четко и ясно произносить звук «ц» , выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков «с» и «а», приучать регулировать темп речи. (О.С. Ушакова – 70) |
2. | Что мы знаем о космосе? | Тема: Занятие № 30 | Цель: Упражнять в названии признаков и частей игрушек. Учить описывать игрушки совместно с воспитателем и другими детьми. (О.С. Ушакова – 71) | |
3. | Животные разных стран | Тема: Занятие № 31 | Цель: Упражнять детей в выделении, названии признаков игрушки. Учить описывать игрушки коллективно и индивидуально. (О.С. Ушакова – 72) | |
4. | Насекомые | Тема: Занятие № 32 | Цель: Упражнять детей в названии действий. Упражнять в использовании вопросительной и утвердительной интонации. Учить составлять сюжетные рассказы об игрушках совместно с воспитателем и самостоятельно.(О.С Ушакова – 73) | |
май | 1. | Моя Родина. Мой любимый город | Тема: Занятие № 33 | Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы повествовательного типа. Совершенствовать навыки разговорной речи. (О.С Ушакова – 74) |
2. | Праздник Победы | Тема: Занятие № 34 | Цель: Учить детей составлять рассказы с включением описательных элементов. (О.С Ушакова – 75) | |
3. | Подводный мир | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) | |
4. | Азбука безопасности | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) | |
5. | Скоро лето! | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей второй младшей группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно (даже если и неправильно) отвечает на него | 2. Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели; их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы) | 3. Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк) | 4. Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения | 5. Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе | 6. Правильно передает интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения | 7. В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые пространственные предлоги в, на, за, под; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа |
1. Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно (даже если и неправильно) отвечает на него
Воспитатель придумывает короткую проблемную историю-ситуацию в два-три предложения и задает ребенку вопрос («Сегодня шла на работу - огромная лужа, и не обойти никак. Пришлось по луже идти, все ноги промочила. А ты бы что придумал?», «Вчера смотрю - птички под деревом низко-низко летают - у них птенчик упал. Люди собрались, думают, как помочь. Что бы ты придумал в такой ситуации?» и т.п.).
2 балла - выслушивает собеседника и отвечает на заданный вопрос.
1 балл - выслушивает собеседника, но с ответом затрудняется.
0 баллов - не слушает собеседника, не может ответить на вопросы.
2. Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели; их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы)
См. Методика оценки по пунктам, заполняемым логопедом
3. Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк)
2 балла - правильно выполняет задание.
1 балл - делает ошибки, но после наводящих вопросов исправляет их.
0 баллов - не может правильно справиться с заданием.
4. Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения
Воспитатель читает подгруппе детей небольшое художественное произведение, доступное возрасту (из списка рекомендованной литературы), которое не читалось детям ранее. Затем беседует с детьми, выясняя, насколько дети поняли содержание прочитанного.
2 балла - ребенок сосредоточенно слушает, правильно воспроиз- водит содержание произведения.
1 балл - недостаточно следит за развитием сюжета: делает ошибки, воспроизводя содержание, но после наводящих вопросов исправляет их.
0 баллов - недостаточно следит за развитием сюжета: делает ошибки, воспроизводя содержание, и не может исправить их даже после наводящих вопросов взрослого.
5. Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе
В повседневном общении с детьми воспитатель инициирует обсуждение той или иной темы (книги, мультфильма, картины, наблюдаемых явлений), задает вопросы по ходу обсуждения. Если какой- то ребенок неохотно включается в обсуждение, следует поменять тему на более близкую и понятную ребенку (любимый мультфильм, любимая игрушка и т.п.).
2 балла - ребенок включается в обсуждения, высказывает собственные мысли и впечатления, выслушивает собеседника, отвечает ему, задает свои вопросы.
1 балл - ребенок только отвечает на поставленные вопросы.
0 баллов - ребенок отказывается от разговоров-обсуждений даже на близкую ему тематику.
6. Правильно передает интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения
Оценивается по речи ребенка в повседневных ситуациях.
2 балла - использует разные типы высказываний (вопрос, ответ, восклицание), которые звучат интонационно правильно, выразительно.
1 балл - не всегда использует в речи соответствующую высказыванию интонацию.
0 баллов - не пользуется в речи интонацией, все высказывания передаются интонационно одинаково, речь монотонна, невыразительна.
7. В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые пространственные предлоги в, на, за, под; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа
1 См. Методика оценки по пунктам, заполняемым логопедом
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по речевому развитию во второй младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
сентябрь | 1. | Мой детский сад | ||
2. | Осень. Приметы осени | |||
3. | Овощи. Огород | |||
4. | Сад. Фрукты | |||
октябрь | 1. | Грибы. Ягоды | ||
2. | Как зовут тебя, деревце? | |||
3. | Домашние животные и их детеныши | |||
4. | Домашние животные и их детеныши | |||
5. | Я – человек. Части тела | |||
ноябрь | 1. | Одежда | ||
2. | Обувь | |||
3. | Моя семья | |||
4. | Профессии | |||
декабрь | 1. | Здравствуй, Зимушка -зима! | ||
2. | Дикие животные и их детеныши | |||
3. | Зимующие птицы | |||
4. | Новый год у ворот! | |||
январь | 2. | Дом | ||
3. | Инструменты | |||
4. | Наши помощники. Электроприборы | |||
5. | Мебель | |||
февраль | 1. | Посуда | ||
2. | Продукты питания | |||
3. | День защитника Отечества | |||
4. | Транспорт | |||
март | 1. | Международный Женский день | ||
2. | Весна | |||
3. | Первые цветы | |||
4. | Перелетные птицы | |||
апрель | 1. | Наш друг - книга | ||
2. | Что мы знаем о космосе? | |||
3. | Животные разных стран | |||
4. | Насекомые | |||
май | 1. | Моя Родина. Мой любимый город | ||
2. | Праздник Победы | |||
3. | Подводный мир | |||
4. | Азбука безопасности | |||
5. | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата | |
1. | Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей | «Как говорит ваш малыш» | Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду | октябрь | |
2. | Консультация
| «Чтение сказок как одно из условий развития речи» | Распространение среди родителей педагогических знаний. Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи | январь | |
3. | Развлекательное мероприятие | «Праздник красивой речи» | Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей | апрель |
Приложение 4
План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Разучивание стихов | День пожилого человека | Воспитывать чувство уважения к пожилым людям | октябрь |
2. | Подготовка выступления к «Выпускному» | Выпускной в соседнем саду | Воспитывать дружеские чувства по отношению к своим сверстникам | апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...