Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Улюнский детский сад «Солнышко»»
Подготовила: Бадмаева Наталья Павловна.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин.
Рассматривая значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности, нельзя не раскрыть влияние сказок на развитие детей дошкольного возраста, особенно это относится к нравственно – эстетическому развитию.
Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения друг к другу, высказывания, просьбы, признаки уважительного отношения к старшим ( « поклонился в пояс », « ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила » ).
Сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берет верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили – были», а кончаются приговоркой: «Стали жить – поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму- разуму.
Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побеждать не только физической силой.
Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.
В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и д. р.), например: красна девица; ясный сокол; конь – волчья сыть; травяной мешок; встань передо мной как лист перед травой и т. п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников. Усвоение подобных формул помогают ребенку самому творить, самому переделывать, а то и полностью создавать сказки.
У него формируется чувство меры и чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, выдающийся мыслитель И.А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовное состояние».
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и прав...
План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...
План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...
Роль сказки в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников
Материал для родителей...
Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"
Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....
Роль сказки в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников
Материал для родителей...