Активные методы обучения дошкольников
методическая разработка
На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.8 КБ |
![]() | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
1.слайд На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения.
2 слайд Эпиграфом нашей сегодняшней работы будут служить слова китайского мудреца Конфуция
« Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать, и я пойму»
3 слайд Эдгар Дейл - профессор государственного университета штата Огайо (США), в 1969году выявил способность обучаемых воспроизводить полученную информацию.
Результаты его исследований ориентированы на природные способности восприятия человеческого мозга оформлены в виде «конуса Дейла»
Запоминаем 20% того что слышим;
30% того что видим;
50% того, что видим и слышим;
70% того, что говорим
90%того, что говорим и делаем
4 слайд По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, и других
Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей
5 слайд Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают знаниями умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность
6 слайд Таким образом, активные методы обучения – это обучение в деятельности. Львом Семёновичем Выгодским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.
7слайд Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
8 слайд Игровые методы дают поиск решений в динамических условиях,
эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность,
а также педагогика сотрудничества (совместный поиск лучших решений) все это позволяет вовлечь детей в образовательный процесс без принуждений и перейти от слайд господства пассивного лозунга 2СИС» - сиди и слушай» к активному слайд «ДИД – делай и думай»
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
• формирование положительной учебной мотивации;
• повышение познавательной активности детей;
• активное вовлечение детей в образовательный процесс;
• стимулирование самостоятельной деятельности;
• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
• эффективное усвоение большого объема информации;
• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;
• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• развитие навыков самостоятельного умственного труда;
• развитие универсальных навыков.
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность [1].
Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму.» Конфуций
Пирамида запоминания
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний .
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков , состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе которых они самостоятельно овладевают з наниями, умениями и навыками. умения знания р еализация потенциала п остановка задач и пути решения о бмен опытом п рактический результат
Виды деятельности (ФГОС) Игровая Двигательная Коммуникативная Познавательно -исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Трудовая Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная Активные методы обучения - это обучение деятельностью
«Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры» ( стандарт)
«СИС» – «сиди и слушай» «ДИД» – «думай и делай»
У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: Групповая форма организации работы участников образовательного процесса Использование деятельностного подхода к обучению Практическая направленность деятельности участников образовательного процесса Игровой и творческий характер обучения Интерактивность образовательного процесса Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога Использование знаний и опыта воспитанников Задействование в процессе обучения всех органов чувств, рефлексия.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: Формирование положительной учебной мотивации; Повышение познавательной активности детей; Активное вовлечение детей в образовательный процесс; Стимулирование самостоятельной деятельности; Развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; Эффективное усвоение большого объёма информации; Развитие творческих способностей и нестандартности мышления; Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребёнка; Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей ребёнка; Развитие навыков самостоятельного умственного труда; Развитие универсальных навыков;
С помощью активных методов обучения можно развить
Активные методы обучения Проблемные ситуации «Мозговой Штурм» Обучение через деятельность Обучение ч ерез игру Групповая и парная работа Метод проектов Методы: у дивления л юбования у веренности успеха Деловые игры Моделирование Имитационный тренинг «Круглый Стол» Дискуссия Метод эвристических вопросов Театрализация драматизация Р елаксация Исследо - вательский метод
Метод проектов
«Мозговой штурм»
Метод э вристических вопросов
Моделирование
Методы: у дивления л юбования у веренности успеха
Исследо - вательский метод
Релаксация
Помните! Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития . Не сдерживайте инициативы детей. Подходите к проведению работы творчески. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций . Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно . Не спешите с вынесением оценочных суждений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-203768-1382082699.jpg)
Активные методы обучения дошкольников
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, внедряющих активные методы обучения. В материале содержится описание методов, их характеристика, использование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392936-1390920391.jpg)
Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация
У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-997228-1546500170.jpg)
Семинар для педагогов: «Активные методы обучения дошкольников»
Семинар для педагогов:«Активные методы обучения дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-418758-1396942119.jpg)
Проект "Активные методы обучения дошкольников"
Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности.Познавательная активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-880651-1486229732.png)
Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения
Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей.В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статис...
Использование активных методов обучения дошкольников здоровьесбережению в старшем возрасте
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья детей, поэтому в р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/29/picture-1364813-1640771628.jpg)
Опыт работы использования активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения
Опыт работы использования активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей. В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: п...