Консультация для родителей на тему: "Задержка речевого развития у детей 3-4 лет".
консультация (младшая группа)
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.
Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.
Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.
Причины задержки речевого развития у детей:
1. Нарушение слуха.
2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.
3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно.
4. Генетическая предрасположенность. В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого (нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Билингвизм (двуязычные семьи).
Рекомендации для родителей:
- Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия.
- Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
- Ежедневное чтение ребенку окажет заметное влияние на его речь и поведение, художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком.
- Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
- Вызывайте желание подражать взрослому.
- На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.
- Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д.
- Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения.
- В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.
- Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)
- Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми.
- Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93 г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...
Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переж...
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смыс...
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»
Рекомендации для родителей...
Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития малыша и его дальнейшего успешного обучения в школе. . Для правильного воздействия на форм...
Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово?Когда начнет активно говорить, как быстро попол...