Программа по развитию одаренности
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, разработанная на основе "Курса развития творческого мышления" Ю.Б. Гатанова. Практически все дети обладают творческим потенциалом, который успешно развивается благодаря занятиям по данной программе. Приобретаемые знания дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по развитию одаренности | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние десятилетия человечество признало необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Но это оказалось не таким уж лёгким делом.
Прежде всего, отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. Тем не менее, множество исследований в области творчества привели учёное сообщество к следующим выводам:
- Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные – не обязательно обладают высокой креативностью.
- Творчество представляется достаточно сложным процессом или даже совокупностью процессов, объединённых под единым названием. Эти процессы могут отличаться друг от друга как совершенно различные психологические феномены. Например, творческий подход к делу в бизнесе значительно отличается от творчества в искусстве.
- Все люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить.
Во-вторых, даже сегодня, когда разработаны и функционируют новые развивающие образовательные программы для детей дошкольного возраста, всё же медленно меняется сам стиль обучения детей. По-прежнему детям предлагаются задачи, ответы к которым уже сформулированы в сознании самих учителей. И стиль учения предполагает наведение на «правильный ответ». И таким образом, упор опять делается на развитие конвергентного (стереотипного) мышления, а творческое дивергентное мышление, более востребованное в действительности, остаётся несформированным, или, в силу природной одарённости, недостаточно развитым для полноценной реализации.
Программа для работы с детьми, имеющими предпосылки одарённости, составлена на основе «Курса развития творческого мышления» для детей 5(6) – 8 лет (программа «Умное поколение», ГП «ИМАТОН»), разработанного Ю.Б. Гатановым по методу ДЖ. Гилфорда и ДЖ. Рензулли.
Исходя из приведённых выше выводов учёных, основная цель Курса и программы, на его основе заключается в том, чтобы научить ребёнка генерировать идеи, которые будут являться творческими для данного ребёнка на данном этапе его развития.
Программа позволяет выявить ведущие предпочтения в интеллектуальной работе у воспитанников и, в результате, эффективнее влиять на развитие способностей у детей.
Поскольку Курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то основное достоинство программы состоит в том, что каждый ребёнок может выполнить задания в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Это способствует повышению самооценки воспитанников и уверенности в себе и, следовательно, помогает детям с невысоким уровнем социализации, но имеющим высокий интеллектуальный потенциал.
Основные подходы и стратегии для работы по программе.
- «Мозговой штурм» и принцип «беглости».
- Принцип мягкого соревнования.
- Сотрудничество и кооперация.
- Принцип безоценочной деятельности.
- Принцип подкрепления.
Наряду с ростом креативности мышления программа должна способствовать и росту интеллекта в целом, о чём можно судить по данным измерений с помощью тестов ДЖ. Равенна и Д. Векслера.
Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, могут использовать свои творческие способности для решения проблем в самых различных сферах жизни. И потому опыт творческого подхода к решению различных проблем поможет воспитанникам в их будущей жизни и, при соответствующей системе образования в дальнейшем, приведёт к созданию таких идей, которые возможно обогатят человеческую культуру.
ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа направлена на развитие не только отдельные творческие способности, но и в целом творческое мышление как психическую структуру.
Задачами, решение которых, позволит добиться желаемого результата, являются:
- развитие беглости мышления – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.;
- развитие гибкости мышления – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;
- оригинальность мышления – это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
- способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Курс занятий по данной программе составлен из 36 уроков. В каждом уроке задания группируются по двум сериям: А и Б. Задания каждой серии, имеющие одинаковые номер, относятся к одному типу, развивают одни и те же творческие способности, но отличаются содержанием основного задания. Использую тот факт, что задания серии А и задания серии Б не рекомендуется выполнять на одном или двух последовательных уроках, то следуя принципу подкрепления, задания серии А включены в первую часть программы - для воспитанников старшей группы (5- 6 лет) – 18 занятий, а задания серии В – во вторую часть программы - для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) – 18 занятий.
Следуя тому же принципу, в программу каждого из указанных возрастов включены занятия в сенсорной комнате (по 18 занятий), направленные на развитие регуляторных функций организма и эмоциональной сферы ребёнка, а так же когнитивных процессов(память, внимание, воображение) и моторики через сенсорное восприятие им окружающего мира. Таким образом, обе части программа каждой группы воспитанников составляет 36 занятий в год, по два занятия в неделю.
Введение в программу занятий в сенсорной комнате позволяет не только укрепить нервно-психическое здоровье детей, но и при необходимости варьировать количество занятий в целом, с учётом различных нюансов жизни дошкольного учреждения (праздники, актированные дни, отсутствие детей по уважительным причинам и т.д.), не нанося ущерба основным интеллектуальным занятиям курса.
Упражнения и задания Курса классифицируются следующим образом:
- соответственно выделенным творческим способностям;
- согласно видам представлений в упражнениях информации (образной, семантической, символической или поведенческой);
соответственно способам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации).
Программа предусматривает использование индивидуального альбома заданий для каждого ребёнка, который используется в течении двух лет. И так как задания серии А и серии Б проводятся на разных возрастных этапах, то сравнение результатов выполнения аналогичных заданий А и Б наглядно демонстрируют прогресс в творчестве ребёнка.
Психолог использует в работе по программе:
- для проведения основных интеллектуальных занятий – Методический комплект, состоящий из Методического руководства, в котором описаны цели и задачи Курса, приведены подробные рекомендации по каждому занятию, и альбома заданий как у воспитанников.
Рекомендуемое число детей в группе: от 3 до 7 человек.
Тематический план занятий по программе «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».
А, Б – занятия интеллектуального плана.
С – занятия в сенсорной комнате с релаксацией.
№ п/п | Тема | Цели, тип задания | Оборудование | ||
1 А 1 В | Вводная беседа. Размышления о словах. |
Тип задания: Семантические и (или) образные единицы. | Индивидуальные альбомы; карандаши; старые иллюстрированные журналы; ножницы, клей; чистые листы бумаги. | ||
1С | |||||
2А 2Б | От точки к точке |
Тип задания: образные системы. | Индивидуальные альбомы, карандаши. | ||
2С | |||||
3А 3Б | Истории и сказки |
Тип задания: семантические трансформации. | Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; небольшая театральная ширма (настольная). | ||
3С | |||||
4А 4Б | Настроение |
Тип задания: Символические и (или) образные единицы. | Индивидуальные альбомы; карандаши. | ||
4С | |||||
5А 5Б | Праздник |
Тип задания: символические импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши; коробки для «подарков», цветная бумага, ножницы; клей. | ||
5С | |||||
6А 6Б | Рассказ по картинкам |
Тип задания: семантические импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; вырезки из юмористических журналов или газеты без текста. | ||
6С | |||||
7А 7Б | Что ты видишь? |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши. | ||
7С | |||||
8А 8Б | Нарисуй лица |
Тип задания: символические импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши; шарф. | ||
8С | |||||
9А 9Б | Одежда |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши; фото маскарадных костюмов и военных в камуфляже. | ||
9С | |||||
10 А 10Б | О чём ты думаешь? | 1. Развитие образной беглости и гибкости. 2. Осознание детьми того, что одно и тоже событие может иметь разное значение для людей. Тип задания: семантические и (или) образные единицы. | Индивидуальные альбомы; карандаши. | ||
10С | |||||
11А 11Б | Забавы с геометрическими фигурами |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши. | ||
11С | |||||
12А 12Б | Если бы я писал книгу |
Тип задания: образные трансфомации. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; музыка. | ||
12С | |||||
13А 13Б | Новая жизнь старых вещей |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши, чистые листы бумаги. | ||
13С | |||||
14А 14Б | Сочинение стихов |
Тип задания: семантические отношения. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; диктофон. | ||
14С | |||||
15А 15Б | Активные буквы |
Тип задания: образные трансформации. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; чистые листы бумаги. | ||
15С | |||||
16А 16Б | Только для детей |
Тип задания: образные и (или) семантические классы. | Индивидуальные альбомы; музыка; карандаши; чистые листы бумаги. | ||
16С | |||||
17А 17Б | Придумайте животное |
Тип задания: образные системы. | Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; карандаши; чистые листы бумаги. | ||
17С | |||||
18А 18Б | Магическая дверь |
Тип задания: семантические и (или) образные системы. | Индивидуальные альбомы; книга Л. Кэрролла « Алиса в стране чудес»; карандаши; доска, мел: краски и чистые листы бумаги; музыка. | ||
18С |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга»
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возм...
Программа музыкального развития одаренного ребенка.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель...
Программа музыкального развития одаренного ребенка
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальне...
ПРОГРАММА для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга» (дошкольный возраст)
Программа рассчитана на один год обучения (2018-2019гг.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельност...
ПРОГРАММА для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...
Методическая разработка занятия «Спасаем нотки» по индивидуальной программе музыкального развития одаренного ребёнка.
В данной методической разработке представлена технология развития творческих и вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного индивидуального образования...