Проект "Читаем вместе"
проект
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №27 «Росинка»
городского округа Ступино
Московской области
(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»)
Проект
«Читаем ВМЕСТЕ»
Подготовили:
Филимошина В.Н.
Кондратьева Н.А.
воспитатели 2-ой группы
раннего возраста
Ступино
2019
Актуальность проблемы:
За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.
«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.г. (далее – Программа).
Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Значимость проекта «Читаем ВМЕСТЕ» (далее – Проект) обуславливается рядом факторов:
- первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;
- семейное чтение готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства;
- семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения ребенка во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью;
- регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;
- семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку;
- семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;
- чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).
В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Актуальность проекта заключаются:
в возрождении, начиная с раннего возраста, традиции совместного семейного чтения;
в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;
Цели проекта:
1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения.
2. Содействие в формировании ребенка – читателя.
Задачи проекта:
- Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
- Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
- Содействовать воспитанию интереса к детской книге.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители и дети групп раннего возраста ДОУ.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2018- апрель 2019 года
Сроки Проведения | Тема | Цель |
Ноябрь 2018 |
"Книга в жизни ребенка".
| - Получить информацию, проанализировав которую составить план работы. - Формировать устойчивый интерес к художественной литературе. - Вызвать интерес к русскому народному творчеству. - Закрепить знания детей о сказках с использованием двигательной активности. |
Декабрь 2018 | 1. Консультация для родителей "Читаем вместе". 2. Раздача информационных буклетов "Читаем ВМЕСТЕ". 3. Настольный театр "Репка". 4. Утренняя гимнастика с героями сказок: кошка, собачка. | - Кратко познакомить родителей с развитием в ребенке данных от природы эмоций. - Воспитывать интерес к чтению. - Воспитывать интерес детей к русской народной сказке через театрализованную деятельность. - Создавать бодрое настроение на весь день. |
Январь 2019 | 1. Консультация "Роль сказок в жизни ребенка".
| - Помочь родителям понять ценность сказки в воспитании детей. - Приобщать детей к русскому народному творчеству. - Прививать интерес и уважение к книге. - Развивать крупную моторику. |
Февраль 2019 |
3. Инсценировка сказки "Теремок". 4. Утренняя гимнастика с героями сказок: лягушка, лисичка. | - Привлечь внимание родителей к осознанию важности книги в речевом развитии детей. - Развивать интерес к чтению. - Развивать творческие способности. - Развивать речь с использованием двигательной активности. |
Март 2019 | 1. Акция "Светлячок".
медведь, бегемот. | - Развивать интерес к совместному чтению с родителями. - Развивать творческие способности родителей. - Знакомить с творчеством К. Чуковского, как автора сказок, стихов. - Знакомить со сказкой в стихах. - Закреплять знание детей о сказочных героях с использованием двигательной активности. |
Апрель 2019 | 1. Круглый стол "Книга - наш друг?". 2. Папка - передвижка: "Как организовать домашнее чтение" 3. Фотовыставка "Вечер семейного чтения". 4. Литературный марафон. (домашний просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей) 5. Выставка детско-родительских рисунков "Любимый герой". | - Развивать партнерские отношения между семьей и МАДОУ. - Развивать творческое мышление. - Возрождать традиции семейного чтения. - Создавать эмоционально-благоприятную обстановку. - Развивать интерес к совместному творчеству детей с родителями. |
Выводы:
В результате реализации проекта было установлено, что совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности.
Проект дал толчек для развития детского воображения и творчества, повысил уровень связной речи. В игровой и театрализованной деятельности дети второй группы раннего возраста № 3 проявляли личные симпатии к сказочным героям, с удовольствием принимали и исполняли их роли. При описании чаще употребляли прилагательные и глаголы. Обогатился словарный запас детей.
В совместной работе с родителями были созданы условия (по рекомендациям воспитателей) для развития познавательных и творческих способностей детей.
Практическая значимость проекта очевидна. Учитывая положительные результаты, планируем продолжить данное направление педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...