Консультация для воспитателей "Дошкольник и экология"
консультация
Данная консультация предназначена для педагогов и воспитателей ДОУ, так как усиление экологической грамотности – важнейшая проблема современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей "Дошкольник и экология" | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Дошкольник и экология»
Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ... логия) - наука
об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых
ими сообществ между собой и окружающей средой.
Усиление экологической грамотности – важнейшая проблема современности.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого
человека, его компетентного участия в их решении. В связи с резким усилением
процессов урбанизации основная масса людей сосредоточилась в городах и
потеряла связь с природой: не «чувствует» ее, не имеет возможности увидеть
проявление законов природы в своей обыденной жизни.
В этой среде человек должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и
событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них
ответы. Но чтобы каждый осознал значимость этого дела, необходимо с детства
прививать человеку любовь к природе родного края, т.е. создать условия для
воспитания экологической культуры у дошкольников.
В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам,
редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными,
неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от
ее красоты и неповторимости.
Все это диктует необходимость усиления внимания к природе в дошкольном
образовательном учреждении.
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание
человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям,
которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю
пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить
детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и
среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную
линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и
привлекательно для детей.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого
организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным
элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение
бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия
человека с миром.
Какие экологические знания необходимо дать ребенку
дошкольного возраста?
Мы уже знаем, что экология - наука комплексная. Какие же элементарные
экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку
дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе
содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития
ребенка) необходимо учитывать следующие положения:
• цель экологического образования - формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой;
• дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит,
содержание их образования должно быть увязано с содержанием
экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные
экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в
дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное
отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение,
активную жизненную позицию;
• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в
частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом,
что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно
поддерживать этот познавательный интерес;
• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети
должны получать в доступной форме научные представления об окружающем
мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно
важно в наше время, когда в обществе широко распространено
мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных
явлений;
• содержание должно способствовать формированию у детей целостного
восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого
целого - с другой;
• экологическое образование - част общего образования, оно имеет
межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции,
эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению
личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить
понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных
экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание
способствует формированию у детей не только определенного отношения к
природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков
рационального природоиспользования.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том
числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической
культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует
деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально
насыщенной, способствовала формированию практических навыков и
необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в
самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать
совместная деятельность взрослого и ребенка.
Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов,
отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в
педагогических воззрениях К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, советских педагогов
В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.
Экологическое образование не является изолированным направлением
(Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет
мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации
всего образовательного процесса. Сотрудничество, благодаря которому
развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при
формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться
в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных
достижением общей цели.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном
возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о
конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания
ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и
дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет
методикой экологического воспитания, способствует формированию
практических навыков. За последнее время создано много отечественных
программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой
программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего
образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по экологии
Конспект...
консультации для воспитателей по экологии
«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают...
Консультация для педагогов "Понятие ЭКОЛОГИЯ"
Воспитывая подрастающее поколение нужно придерживаться одной цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, ког...
консультация для родителей по экологии
Консультация « Экологическое образование воспитанников и родителей. Совместные досуги и праздники».1.Значение работы с семьёй по экол...
Консультация для родителей по экологии "Сроки разложения мусора"
А знаете ли вы КАКОВЫ СРОКИ РАЗЛОЖЕНИЯ МУСОРА НА ЗЕМЛЕ? Об этом и пойдет речь....
Консультация для родителей по экологии «ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
Консультация для родителей«ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»...
Консультация для родителей по экологии "Правила поведения в природе"
Консультация для родителей...