Индивидуальный подход к детям при организации трудовой деятельности.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Калягина Елена Сергеевна

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач в сфере реформы школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни. Очень важно с малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребёнка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качеств, отношении к учению, интересе к знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к детям при организации трудовой деятельности.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач в сфере реформы школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни. Очень важно с малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребёнка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качеств, отношении к учению, интересе к знаниям.

Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового воспитания в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков самообслуживания, интерес к труду, а также в игре, на занятиях. Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходиться ребенка перевоспитывать, а это процесс очень сложный.

В организации трудового воспитания детей младшего возраста, в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его надо с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь другим - незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как  завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает негативное отношение к любимому трудовому процессу.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребёнка, но и его нравственные качества.

Прививать детям трудовые навыки легче, чем воспитать у них положительное отношение и любовь к труду. Значительные трудности воспитателю приходиться испытывать в тех случаях, когда он имеет дело с детьми, у которых нет ни умения, ни желания работать. Значение и учёт индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу, сформировать для этого определённые группы – звенья, в которых соединить ребят с различными индивидуальными проявлениями, что очень важно для оказания их положительного влияния друг на друга. осуществлению индивидуального подхода к младшим дошкольникам во многом помогает определённая организация их в процессе коллективного труда. Индивидуальный подход в трудовой деятельности является целенаправленным процессом и тесно связан с задачами трудового воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно без продуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательное подведение итогов сделанного – анализ результативности данного приема в данном случае. В организации индивидуального подхода к детям большое значение имеет воздействие коллектива, общественный контроль, общественное мнение и общественная оценка работы.

В индивидуальном подходе в трудовом воспитании нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные нравственные качества совершенствуются в коллективном труде.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребёнка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания

консультация  для  воспитателейИндивидуальный  подход к детямв процессе трудового воспитанияВ разрешении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важ...

Организация трудовой деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей (консультация для воспитателей).

Материал содержит информацию об организации трудовой деятельности дошкольников. Показываются варианты, которые помогут вам организовать ее с детьми вашей группы, учитывая особенности каждого из воспит...

Индивидуальный подход к детям при организации зимней прогулки.

В материале рассказывается, как учитываются потребности, способности и возможности детей во время проведения зимней прогулки (из опыта работы)....

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

«Современные подходы к проектированию и организации коммуникативной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»

Коммуникативная деятельность в детском саду предполагает работу по развитию речи и обучению родному языку детей, формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения л...

"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является...


 

Комментарии

Карелина Ирина Владимировна

Елена Сергеевна! Абсолютно с вами согласна, очень важно привить ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить в ребёнке трудолюбивого человека, стремящегося приносить своим трудом пользу людям.

Солдатова Татьяна Леонидовна

Елена Сергеевна, спасибо вам за полезную и нужную статью! Я полностью согласна с комментарием Ирины Владимировны.Только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.