Выступление «Роль музыкального руководителя в театрализованной деятельности»
консультация
Выступление из опыта работы соориентирует музыкальных руководителей, как использовать элементы театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Основная цель педагога при организации театрализованной деятельности не ограничивается сценарской и режиссерской работой с детьми актерами, а через разные виды деятельности нужно способствовать формированию творческого начала. Материал рекомендуется для музыкальных руководителей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dolinina.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление
«Роль музыкального руководителя в театрализованной деятельности»
Добрый день, уважаемые педагоги. Тема моего выступления «Роль музыкального руководителя в театрализованной деятельности»
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формирует базис его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой и лепкой.
Мне кажется, что заниматься театрализованной деятельностью по конспектам и разработкам практически бесполезно, потому что путь этот игровой, т.е. спонтанный, свободный, требующий способности к экспромту и импровизации.
Вы, наверное, замечали, что дети - дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир. Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Но способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.
Я уже много лет работаю музыкальным руководителем и всегда во время проведения НОД, утренников и развлечений использую элементы театрализованной деятельности в работе с детьми и считаю, что роль музыкального руководителя в театрализованной деятельности детей огромна. Каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Я считаю, что основная цель педагога при организации театрализованной деятельности – это не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. При этом педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В содержание музыкальных занятий включаю:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- театральные этюды;
Постоянно стараюсь создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; тщательно подбирать сюжеты драматизации, роли, атрибуты, костюмы, виды театров).
Включать в непосредственно образовательную деятельность театрализацию нужно, начиная с самого младшего возраста. Для малышей во время НОД я использую, отдельные персонажи петрушечного пальчикового театра, которые приходят в гости, поют и играют вместе с ними. Можно загадать простую, короткую, доступную для детей младшего и среднего дошкольного возраста загадку. Например, кто рано встает – «ку-ка-ре-ку» поет? или кто зимой холодной, ходит злой, голодный? После ответа детей показываю игрушку-отгадку, или она расположена на видном месте и дети глазами находят игрушку, после этого исполняется песня или игра. Такие загадки развивают внимание, воображение, память и речь ребенка.
Начиная со средних групп, я использую систему Емельянова-Огородникова, так называемую вокалотерапию.
Вот, например, упражнение «Львенок греется». Я предлагаю детям мягким долгим выдохом беззвучно произнести звук «ха», который у нас называется «теплым дыханием». Детям предлагаю погреть этим звуком последовательно ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост».
Это мини-этюды, такие как «тряпичная кукла», «трубач», «задуй свечу», «понюхай ягоду» - эти названия говорят сами за себя, которые помимо творческого воображения, фантазии и мышления еще и развивают дикцию и правильное дыхание. Это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства.
Во время слушания музыки даже самые маленькие дети определяют, под какую музыку идет медведь, бежит мышка, прыгает зайчик. Они могут изобразить образ, услышанный в исполнении оркестра в движении или с импровизировать на металлофоне (зайчик, птичку) и других доступных инструментах. Услышав колыбельную, укладывают и качают кукол.
В старших группах уже при знакомстве с операми и с симфонической музыкой использую различные этюды на выражение основных эмоций. Например, при слушании темы «Дедушки» в симфонической сказке «Петя и Волк» С.Прокофьева использую этюд на выражение основных эмоций: нахмуренные брови, строгий взгляд. Наиболее эффективным при слушании музыки являются такие приемы: «Послушай и расскажи», «Послушай и протанцуй», «Послушай и сыграй», «Слушай и пой» и др.
В старших группах дети изображают сказочных героев, различные профессии, особенно им нравиться исполнять роль старичков. Для точной передачи этих образов использую творческие задания на развитие пантомимики – определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек, человек, которому жмут ботинки). В этом упражнении играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки-образы, другие – отгадывают и наоборот.
Творчество начинается с магического «если бы…» (по Станиславскому), т.е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. А вы, коллеги, можете ли Вы принять предлагаемые обстоятельства?
Представьте, что перед Вами телевизор, и Вы смотрите олимпийский биатлон, а за стеной спит человек, который работал в ночную смену, т.е. шуметь нельзя. Давайте практически попробуем (педагоги демонстрируют ситуацию).
А теперь я передаю вам книгу. Представьте, что это кирпич. А Вы представьте, что это кусок торта. А для Вас задание: Вы передаете хрупкую чашку.
Вот так же мы играем и с детьми во время НОД и в свободной деятельности.
Театральное творчество находит свое применение и в движении. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Детям легче выразить эмоции через пластику своего тела. Внутренний мир человека, язык его тела и жестов взаимосвязаны.
В танцевальном творчестве, во время НОД уделяю воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листики, шарики и т.д. к изготовлению которых активно привлекаю родителей воспитанников.
В системе работы по театрализованной деятельности большое значение уделяю организации пространственно-развивающей среды. Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с педагогами были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, шапочки, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)
В детском саду мы часто организуем совместные мероприятия взрослых и воспитанников, которые создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Положительная мотивация важна во всех видах деятельности детей дошкольного возраста, и в театрализованной деятельности её значение не стоит принижать. Положительный отклик педагога способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.
Приобщаю родителей к подготовке спектаклей: они помогают в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров. Родители всегда с интересом и удовольствием посещают наши праздники.
С большим успехом у нас проходят народные праздники, календарные и обрядовые «Рождество», «Масленица», «Троица», «Покров». Детям нравиться приходить в празднично украшенный зал, воссоздающий обстановку избы. Печь-барыня, самовар-дружище, деревянные лавки, самотканые половики, занавески, рушники и народные платки, деревянная расписная посуда и мебель создают тепло и уют. Дети и взрослые в различных костюмах. На праздники обязательно приглашаем родителей, которые всегда активно помогают в подготовке праздников: поют, пляшут, играют вместе с ребятами. Много слов благодарности высказывают они за интересные и содержательные представления. Дети с интересом встречают любимых сказочных героев: Емелю, царевну-Несмеяну, красавицу Матрёшку, скоморохов, Весну-Красну, озорную Бабу-Ягу, ряженых и других героев.
На протяжении всего учебного года накапливается большое количество номеров, которые компонуются в концерты – спектакли, которые служат своеобразным итогом нашей работы. Они пользуются успехом не только в нашем детском саду, но мы «гастролируем» по другим детским учреждениям, а также побывали в гостях у ветеранов в доме престарелых.
В последнее время выпускается очень много литературы по театрализованной деятельности. В 2012 году с журналом «Обруч» пришли два приложения «Театральные игры» С.Мерзляковой и «Музыкальный сундучок» Н. Щербаковой – опытные специалисты ни один год работающие в этой области предлагают много игр и этюдов, которые заинтересуют, как музыкантов, так и воспитателей.
Сказочный мир театра – это страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок, и света, слов, музыки, загадочных звуков.
В работе с детьми я никогда не забываю, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей и музыкальных руководителей "Театрализованная деятельность в ДОУ"
В этой презентации рассказывается о том, что развивают в ребенке различные виды театра в детском саду. Слайды содержат фотографии этих театров. При желании можно использовать и для демонст...
Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей
Общее и музыкально- эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или инсти...
Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей.
Совместная работа и взаимопомощь приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников....
консультация "«Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей.»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки во много зависит от воспитателя, который тесно взаимодействует с музыкальным руководителем, располагает большими возможностями ...
Опыт работы музыкального руководителя «Театрализованная деятельность»
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...
Самообразование музыкального руководителя «Театрализованная деятельность - как одна из эффективных форм экологического воспитания детей»
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошк...
Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей.
Можно вне занятий применять проигрыватель или магнитофон с записями детских песен, плясовых мелодий, музыки для слушания, ...