Родительское собрание "Дети и деньги"
материал (подготовительная группа)
Показать роль родителей, семьи в формировании бережливости, правильном отношении к деньгам; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Дети и деньги»
Цели:1. показать роль родителей, семьи в формировании бережливости, правильном отношении к деньгам; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.
2.Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем детей
Оборудование: набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; памятки для родителей
Ход собрания:
Воспитатель. Наши дети должны развить в себе с детства правильное отношение к деньгам и научиться грамотно ими распоряжаться. Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве.
Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых людей?
Попробуем сегодня на собрании сформулировать для себя ответы на данные вопросы
Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?- вот вопрос, который интересует многих родителей в первую очередь. Аргументы могут быть ЗА и ПРОТИВ. Попробуйте привести аргументы в пользу того мнения, которое вам ближе
Обсуждение родителями данной проблемы.
Аргументы против, которые приводят некоторые родители:
нецелесообразно - ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
слишком много внимания денежным вопросам - будет жадным, алчным;
если регулярно снабжать деньгами - станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает - не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае - зависть других детей, в худшем - отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).
Аргументы за:
ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков - не станет рисковать во взрослой жизни;
если не давать - возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.
Воспитатель. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждений ( для работы родителям нужно раздать бланки с распечатанными ситуациями)
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1.
Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сидят на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь?» Дети - ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по голове и говорила: «Спасибо, внучок. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».
Пояснение педагога.
Конечно, ни один взрослый не хочет воспитывать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.
Поймите и запомните: когда вы говорите со своим ребенком, подумайте, «как ваше слово отзовется». Своими словами вы даете малышу психологическую установку к действию. То есть если « бабушке сегодня ничего не надо» от внука или внучки, завтра ничего не надо… Как можно ждать от них, повзрослевших, что они догадаются для тебя что-то купить, а тем более поделиться своим? И нечему удивляться, а обижаться можно только на себя.
Ситуация 2.
Я работаю гувернанткой - так теперь называется домашний воспитатель - и вот что наблюдаю. Когда детям приносят сладости, то даю каждому, скажем, по апельсину. Кто-то съел раньше, ему хочется ещё, он просит у брата: « Дай кусочек». А тот в ответ: « Ты своё съел». И мама, если попросит поделиться, получает тот же ответ.
Пояснение педагога. Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу всё, а лучше что-то одно разделить на всех. Пусть достаётся по чуть-чуть, но главное - вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот ещё! У меня денег вполне хватает, чтобы не обидеть моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите и порадуете, и побалуете, но в моральном - нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которое не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.
Ситуация 3.
Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).
- Выключи ненужный свет, - просит отец.
- Папа, ты ведешь себя, словно бедняк, - отвечает сын.
Воспитатель: Только неумные люди стесняются быть бережливыми.
Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.
воспитатель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!»- надрывается в истерике малышу. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.
Вопросы для обсуждения
1. Нужно ли давать детям деньги?
Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству- важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входит в осуществление мелким покупок ( хлеба, мыло, зубной пасты).
2. Сколько денег давать и как это лучше делать?
В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.
Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребности ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то в десять лет будет все тратить в первый день.
3. Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?
Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важней купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А.С.Макаренко пишет: « … надо так давать деньги детям, чтобы они могли тратить куда хочу - юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили своё желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».
Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит.
4. Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?
Деньги как средства поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем деньги детям потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на … В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.
Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учёба, какой бы она не была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза…
Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботиться морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же , как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь в семье и учебе, мы можем вырасти эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных не бескорыстную отдачу.
5. Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?
В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства; стремясь её накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.
В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средства родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирования нравственных качеств ребенка.
6. Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?
Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.
В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.
Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности, Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.
Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничего не заменит ребенку общение с мамой и папой.
Воспитатель. Очень хочется верить, что наш разговор поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания.
Мне же хочется предложить вам напоследок интересную и чрезвычайно полезную и для детей, и для родителей книгу Евгении Блискавки «Дети и деньги». По сути – это бесплатный самоучитель для детей и родителей, в котором в доступной и простой игровой форме Евгения Блискавка (автор книги и директор Института финансового планирования) учит детей основам финансовой грамотности.Это наглядный пример того, как правильно говорить с ребенком о деньгах, чтобы навсегда не отбить у него интерес к этой теме, как научить ребенка использовать свои знания о деньгах в жизни.
А еще предлагаю «Памятки для родителей», составленные психологами по проблеме «Дети и деньги». Пусть они подскажут вам правильные решения в общении с детьми в вопросах денег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Дети и деньги" в подготовительной группе
Родительское собрание на тему: "Дети и деньги" в подготовительной группе....
Мастер-класс «О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги»
Цель: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?».Задачи: актуализир...
Информационно-познавательный проект «Деньги. Деньги? Деньги!»
В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования...
Консультация для родителей на тему: «Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами».
Консультация для родителей на тему:«Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами»....
Консультация для родителей на тему: «Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами».
Консультация для родителей...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...
"О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры "Дети и деньги"
quot;О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры "Дети и деньги". Данный материал поможет воспитателям провести родительское собрание по теме "Дети и деньги" в игро...