Мастер-класс "Системный оператор"
консультация (старшая группа)

Трубачева Анна Васильевна

Мастер-класс "Системный оператор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sistemnyy_operator.docx466.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование системного оператора в работе с дошкольниками»

- Уважаемые коллеги, любой объект природного и рукотворного мира существует не изолированно, сам по себе, а во взаимосвязи со множеством других объектов и поэтому его целесообразно рассматривать как систему   (на экране  - определение системы) Почему это важно?

Во первых, потому что дошкольникам изначально свойственно системное восприятие мира, ведь они стремятся связывать "всё во всём".

Во вторых, только при системном рассматривании объектов возможно формирование целостной картины мира, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено.

      Я познакомлю вас с приёмом, который позволяет рассматривать любой объект одновременно в структурном, функциональном и временном аспекте. Это - системный оператор или , как мы говорим детям "волшебный экран".

"Системный оператор" может выглядеть как специально изготовленное пособие или может быть нарисованным на доске. Цифры указывают последовательность рассмотрения объекта.

В "системном операторе" различают систему (сам объект), подсистему (его части) и надсистему (местонахождение объекта, которые рассматриваются в настоящем, прошедшем и будущем времени .(Всё показываю)

В работе с "системным оператором" необходимо соблюдать определенную последовательность.

Рассмотрим это на конкретном примере. (автомобиль)

5. Где можно было их встретить?

2. Частью чего является автомобиль?

Какие виды наземного транспорта вы знаете?

Где можно встретить автомобиль?

8. Где можно встретить автомобиль будущего?

4. На чем люди ездили, перевозили грузы в старину?

1. Что это?

 Автомобиль какой?

Какие еще бывают автомобили?

Зачем нужен автомобиль?

7. Представим автомобиль будущего. Какими функциями он должен обладать?

Что нового может появиться в его облике?

6. Автомобиль - это хорошо? Почему?

3. Какие части есть у автомобиля?

К, Р,Б,Д,

Ш, Ф

9. Автомобиль - это плохо? Почему?

- Мы рассмотрели объект рукотворного мира. А сейчас  предлагаю рассмотреть объект природного мира, для того, чтобы увидеть различия (Картинка ежика)

5. Где можно встретить маленького ежика?

Что ему нужно для жизни?

2. К кому относится еж? К каким животным относится ежик?

Где живет еж?

А чем полезен он в лесном хозяйстве?

8. Где можно будет найти или встретить такого старенького ежика?

4. Каким еж был раньше?

1. Мы нашли колючий шарик .

Нам его не удержать .

Шарик крутиться в ладошках,

Шарик хочет убежать

Шарик наш живой и теплый ,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку -

Оказалось... Это ЁЖ

Ёжик какой?

Что он умеет делать?

 Чем питается?

7. Каким станет ёжик в будущем?

6. Кто является друзьями ежика?

3. Какие части есть у ежа?

9. Кто его противники? Почему?

     Планируя использование "системного оператора" в каждом конкретном случае, следует внимательно продумывать вопросы, т.к. слепое следование заданному алгоритму не всегда бывает удачным. Например,  рассматривая части природного объекта, зачем называть части объекта в прошлом? Получится повторение. А если рассматривать части в будущем - можно увести в "гастрономию" (мясо съели и т.д.)

Поэтому для природного объекта в экранах  №6 и №9 лучше рассмотреть "друзей и противников"

А при рассматривании рукотворного объекта можно посмотреть, что хорошего в объекте и что плохого №6 и №9. Именно так мы и поступили в случае с автомобилем.

     Опыт показывает, что использование системного оператора" сопровождается очень высокой речевой активностью, равнодушных детей не бывает. Дети свободно высказывают свою точку зрения, объясняют, аргументируют, доказывают. Всегда получается очень интересное и содержательное общение.

Памятка для воспитателейD:\со старого компьютера\картинки все\просто фоны\982b241e4ff5.jpg

по использованию системного оператора при рассматривании объектов

Примерные вопросы для рассматривания

объектов природного мира

  1. Кто это?  Какое оно? Что умеет делать?
  2. Где мы можем встретить объект? Какие условия необходимы объекту для жизни?
  3. Из каких частей состоит?
  4. Как выглядел объект в прошлом?
  5. Где он мог находиться?
  6. Из каких частей он состоял? или Кто является друзьями объекта?
  7. Каким объект станет в будущем?
  8. Где его можно будет найти или встретить?
  9. Из каких частей он будет состоять? или Кто является врагами объекта?

Примерные вопросы для рассматривания

объектов рукотворного мира

  1. Что это? Какого его назначение? (функция); Какой он ?(форма, цвет, материал, размер…), К чему относится?
  2. Где можно встретить объект? Какие есть еще объекты, которые выполняют такую-же функцию (родственники объекта). Какое явление природного мира подсказало человеку создание данного объекта;
  3. Какие части есть у объекта? или  Из каких частей состоит объект?;
  4. Каким был объект, выполняющий данную функцию раньше?
  5. Где было его место?
  6. Из каких частей состоял объект раньше? или Объект- это хорошо?
  7. Как будет выглядеть объект в будущем? Какие новые функции и особенности появятся у объекта?
  8. Где его можно будет встретить?
  9. Из каких частей он будет состоять? или Объект – это плохо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"

Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...

Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ

Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...

Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»

Игра  "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...