Методическая копилка
методическая разработка (подготовительная группа)
"Возрастные психо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Что ребенок должен знать перед поступлением в школу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в подготовительной группе | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога на родительское собрание в подготовительной группе "Психологические особенности детей 6-7 лет"
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет; познакомить родителей с результатами психодиагностики готовности детей к школе и дать рекомендации.
Форма проведения: Беседа
Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода
в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.
Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес – 21-25 кг.
Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Поэтому необходимо укреплять его и следить за осанкой. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Потребность в общении и самоутверждение. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Это м.б. и враждебность, агрессия, манипулирование взрослыми – крики, нытье, уговоры, угрозы, лесть, стремление к самостоятельности.
Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Отношения со сверстниками: Собеседник, партнер по игре. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
-Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.
-Ребенок может изменить свою точку зрения, в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка.
Ребенок может воспринять точку зрения др. человека, развивается эмпатия, сочувствие.
Отношения со взрослыми: Взрослый – источник эмоциональной поддержки.
Ребенок учится следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
Стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о родителях, подражать им, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Поэтому, чаще рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно, быть похожим на взрослых и быть хорошим в глазах взрослого.
Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
Внимание: становится произвольным. Возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания- 10-12 предметов. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Память: интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6- 9 предметов из 10, 4-5 действий. Увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить.
Используют простейший механический способ запоминания – повторение.
Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять!
Мышление: Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи.
Может определять последовательность событий(«что было» - «что стало»- «что будет потом»);
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
-обобщать(назовите одним словом следующие предметы: огурец, помидор, морковь, капуста-это...);
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор(тигр, медведь, корова и заяц; тетрадь, портфель, ручка и кукла).
Условия успешности: Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. Взрослым надо это подчеркивать и направлять в ребенке.
Таким образом, в подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
- К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
- Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;
Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
С 3 сентября мною проводилось индивидуальное психологическое обследование детей данной группы на предмет психологической готовности к школе, с результатами которого вы можете познакомиться в индивидуальном порядке. Скажу лишь в целом. Высокий уровень готовности к школе-83% , 19 детей из 23.
Средний уровень - у 4 детей, 17%.
Приятно, что детей с низким уровнем готовности к школе в данной группе нет. Сказывается работа как родителей, так и педагогов: воспитателей и нас, как специалистов. Отрадно заметить, почти у всех детей, которые занимались у меня в прошлом учебном году, уровень познавательных процессов повысился. Есть дети, которым нужны дополнительные занятия. Это дети, которые весной прошлого года прошли комиссию (по фамильно говорить не буду, сами знают родители) и еще некоторые, кто, вам скажет воспитатель лично. Занятия будут проводиться погрупповые (2 раза в неделю) и индивидуально.
Рабочие тетради, ручку с "дельфинчиком",цветные карандаши.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
По мере моего доклада, уважаемые родители, думайте про своего ребёнка: что он знает, что не знает, что сформировано, что необходимо сформировать.
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст.
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город.
5. В какой стране живет, республике.
6. ФИО родителей, место работы.
7. Домашних и диких животных и их детёнышей.
8. Времена года, месяцы по сезонам, основные приметы каждого времени года), дни недели ;
9.Времена суток(утро, день, вечер, ночь; когда завтрак, обед, ужин).
9. Транспорт наземный, водный, воздушный
10.Различать одежду, обувь и головные уборы;
11.Посуду, мебель;
12.Зимующих и перелётных птиц, насекомых;
13.Овощи, фрукты и ягоды, грибы, деревья и кустарники.
14.Знание профессий, видов спорта.
15. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
16. Различать и называть фигуры геометрические: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб.
17. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ)
18. Считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
19.Уметь пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
20. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
21.Составлять целое из частей(6-7 частей) разрезная картинка, паззлы.
22.Правильно держать ручку, карандаш.
23.Вырезать из бумаги ножницами.
24. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
25. Знать и различать цвета и оттенки.
26. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...
- Мне нравится (1)