Методическая копилка
методическая разработка (подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

"Возрастные психо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Что ребенок должен знать перед поступлением в школу".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительское собрание в подготовительной группе "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет; познакомить родителей с результатами психодиагностики готовности детей к школе и дать рекомендации.

Форма проведения: Беседа

          Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода

в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.

Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

    В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес – 21-25 кг.

             Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Поэтому необходимо укреплять его и следить за осанкой.  Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Потребность в общении и самоутверждение. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Это  м.б. и враждебность, агрессия, манипулирование взрослыми – крики, нытье, уговоры, угрозы, лесть, стремление к самостоятельности.

Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.

  Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Отношения со сверстниками: Собеседник, партнер по игре. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

-Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

-Ребенок может изменить свою точку зрения, в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка.  

Ребенок может воспринять точку зрения др. человека, развивается эмпатия, сочувствие.

Отношения со взрослыми: Взрослый – источник эмоциональной поддержки.

Ребенок учится следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.

 Стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о родителях, подражать им, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Поэтому, чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми  познакомились. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно, быть похожим на взрослых и быть хорошим в глазах взрослого.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

Внимание: становится произвольным. Возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания- 10-12 предметов. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Память: интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6- 9 предметов из 10,  4-5 действий. Увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.  Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить.

 Используют простейший механический способ запоминания – повторение.

Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять!

Мышление: Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи.

Может определять последовательность событий(«что было» - «что стало»- «что будет потом»);

- складывать разрезанную картинку из 9 частей;

- находить и объяснять несоответствия на рисунках;

- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

-обобщать(назовите одним словом следующие предметы: огурец, помидор, морковь, капуста-это...);

- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор(тигр, медведь, корова и заяц; тетрадь, портфель, ручка и кукла).

Условия успешности: Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. Взрослым надо это подчеркивать и направлять в ребенке.

Таким образом, в подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

  •      К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 
  • Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
  • Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;

Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

С 3 сентября мною проводилось индивидуальное психологическое  обследование детей данной группы на предмет  психологической готовности к школе, с результатами которого вы можете познакомиться в индивидуальном порядке. Скажу лишь в целом.  Высокий уровень готовности к школе-83% , 19 детей из 23.  

Средний уровень - у 4 детей, 17%.

 Приятно, что детей с низким уровнем готовности к школе в данной группе  нет. Сказывается работа как родителей, так и педагогов: воспитателей и нас, как специалистов.  Отрадно заметить,  почти у всех  детей,  которые  занимались  у меня в прошлом учебном году, уровень познавательных процессов повысился.  Есть дети, которым нужны дополнительные занятия. Это дети, которые весной прошлого года прошли комиссию (по фамильно говорить не буду, сами знают родители) и еще некоторые, кто, вам скажет воспитатель  лично. Занятия будут проводиться погрупповые (2 раза в неделю) и индивидуально.

Рабочие тетради,  ручку с "дельфинчиком",цветные карандаши.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,                     ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

По мере моего доклада, уважаемые родители,  думайте про своего ребёнка:  что он знает, что не знает, что сформировано, что необходимо сформировать. 

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст.

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город.

5. В какой стране живет, республике.

6. ФИО родителей, место работы.

7. Домашних и диких животных и их детёнышей.

8. Времена года, месяцы по сезонам, основные приметы каждого времени года), дни недели ;

9.Времена суток(утро, день, вечер, ночь; когда завтрак, обед, ужин).

9. Транспорт наземный, водный, воздушный

10.Различать одежду, обувь и головные уборы;

11.Посуду, мебель;

12.Зимующих и перелётных птиц, насекомых;

13.Овощи, фрукты и ягоды, грибы, деревья и кустарники.

14.Знание профессий, видов спорта.

15. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

16. Различать и называть фигуры геометрические: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб.

17. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ)

18. Считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

19.Уметь пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

20. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

21.Составлять целое из частей(6-7 частей) разрезная картинка, паззлы.

22.Правильно держать ручку, карандаш.

23.Вырезать из бумаги  ножницами.

24. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

25. Знать и различать цвета и оттенки.

26. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...