конспект нод по познавательно речевому развитию
план-конспект занятия (старшая группа)

Шатрова Мария Владимировна

где живет электричество?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrichestvo.odt22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по познавательно – речевому развитию «Где живет электричество?»

Выполнила: Шатрова Мария Владимировна

Возрастная группа детей: старшая группа

Тема непосредственно образовательной деятельности  «Где живет электричество?»

Цель: формировать представление об электричестве, его видах; о том, где “живет” электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Психолого-педагогические задачи:

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Вызывать радость открытий, полученных из опытов,

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Образовательные задачи:

- Обобщать знания детей об электричестве,

- Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

- Познакомить детей с причиной проявления статического электричества,

- Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

- Развивать волевую готовность к школе.

Интегрируемые образовательные области:

Познание:

  • Обогащать представление детей об электричестве.
  • Способствовать овладению детьми соответствующего словаря, его активного использованию.

Социализация

  • Формирование представлений об электроприборах.

Коммуникация:

  • Развивать словарь детей за счет расширения представлений об электричестве.
  • Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

Здоровье

  • Способствовать обеспечению смены видов деятельности для предупреждения утомляемости детей.

Интегрируемые образовательные области: познание, социализация, коммуникация, здоровье.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: коммуникативная

Форма работы с детьми: групповая.

Предварительная работа:

Материал:

- Игрушечный руль на батарейках,

- две батарейки,

- Пластмассовые палочки по количеству детей.

- Кусочки шерстяной ткани, шелка,

- Дидактическая игра "Собери картинку",

- Карточки "Правила пользования электроприборами",

- Кукла Золушка,

- Цветные воздушные шары.


Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть - вводная

Цель: Сосредоточение детей на деятельности

Создание образовательной ситуации Мотивация детей на предстоящую деятельность

В руках у воспитателя кукла Золушка.

Воспитатель:

Ребята, а вы любите сказки?

А можете ли вы отгадать загадку о герое одной из сказок?

Это – тыква, не карета.

Кто на бал поедет в ней,

Очарует всех гостей?

Дети: Да!

Дети: Да!

Дети: Золушка!

2 часть - основная

Цель:

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Воспитатель: 

Дети, какие приборы могли бы облегчить труд Золушки?

Воспитатель:

А как их можно назвать одним словом?

Дети:

Пылесос, стиральная машина, утюг, холодильник, микроволновая печь...

Дети: Бытовые техника! Бытовые приборы!

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым.

Воспитатель:

Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

Воспитатель: 

А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

Воспитатель:

 Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.

Воспитатель: 

Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?

Воспитатель:

- Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Дидактическая игра "Собери картинку".

Воспитатель:

Картинки, каких приборов у вас получились?

Воспитатель:

Помощники есть в квартире у мамы,

Много работ они делают сами:

В комнатах пыль пылесос собирает,

Машина стиральная – вещи стирает,

Потом эти вещи гладит утюг,

Новый компьютер – он тоже наш друг.

Микроволновая печь – готовит обед,

Дает мясорубка фарш для котлет,

А холодильник продукты хранит

Только при этом немножко гудит.

Варит плита наша вкусный компот –

У этих помощников много забот.

А вы знаете, электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?

 Правильно, они могут поразить током. Но существуют специальные правила обращения с электричеством.

Внимательно посмотрите на магнитную доску и объясните, какие правила пользования электричеством нарушаются.

Воспитатель:

Электричество, конечно, очень помогает  -

Без него магнитофон вовсе не играет,

Телевизор не покажет детям передачу.

Электричество наш друг – это всем известно,

Но опасность все же есть, я скажу вам четко:

Провод не хватай рукою,

Не запихивай в розетку пальцы, гвозди или ветку.

С электричеством полезным

Мы, конечно же, друзья,

Но скажу вам откровенно:

С ним шутить совсем нельзя!

Воспитатель: 

А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра "Ток бежит по проводам".

Воспитатель:

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.

- Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену.

Воспитатель:

Почему этот шарик висит, а ваши падают? 

Нет!

- Давайте и ваши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

Оказывается и в волосах живет электричество.

Воспитатель:

А сейчас мы с вами попробуем другие предметы сделать волшебными.

- Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? 

Воспитатель:

Правильно они лежат спокойно.

- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной или шелковой ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?

 Воспитатель:

Да, палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими?

Воспитатель:

Электричество живет не только в волосах, но и в тканях из которых шьют одежду.

Воспитатель:

У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось?

 Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку - плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

- Что за сила такая скрывается в батарейках?

- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

В батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? 

Дети:

Стиральная машина, пылесос, телевизор, компьютер, микроволновая печь, утюг.

Дети:

Ток, электричество.

Дети:

Да! Хотим!

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Дети:

Пылесос, утюг, стиральная машина, холодильник, телевизор.

Дети:

Потому что, оно опасно и можно умереть.

Дети рассматривают картинки.

Дети:

Нельзя вставлять пальцы в розетку.

Нельзя оставлять включенные приборы без присмотра.

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

После игры дети встают вокруг воспитателя.

Дети подходят к стене и пытаются повесить разноцветные  шарики  на стену, у них не получается.

Дети: Ваш шарик  приклеен.

Дети трут шарик о волосы и прикладывают к стене.

Дети: Они лежат не подвижно.

Дети: Они прилипают к палочкам.

Дети: Их натерли кусочком ткани.

Дети: Сломался, не работают батарейки, в нем нет батареек.

Дети: электричество.

Дети: машинка, кукла, телефон, пианино, фонарик.

3часть - заключительная

Цель:

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Сейчас закройте глаза.

- Один, два, три, четыре, пять - вот мы в садике опять. На память об этой стране я дарю вам эти шарики.

- Посмотрите, Золушка опять у нас. Она прямо с бала пришла поблагодарить вас за то, что при помощи электроприборов она смогла переделать всю работу и попала на бал. У Золушки прекрасное настроение, и она приглашает вас потанцевать.

Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка".

Дети танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"

На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Домашние животные"

знакомить малышей с домашними животными можно в игровой форме.Это очень интересно и легко усваивается детьми.Прежде чем проводить это занятие, необходимо провести предварительную работу ....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: "Светофор"

Краткосрочный проект разработан для младшей группы детского сада.Тип проекта: исследовательско - творческий. Участники: педагоги, дети, родители....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...