Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре

Овсянникова Татьяна Юрьевна

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

В чём же главная заслуга подвижных игр для детей? Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podvizhnye_igry.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

В чём же главная заслуга подвижных игр для детей? Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Интересно, что если заставлять ребёнка многократно повторять, например, наклоны, то он быстро устанет и станет капризничать. Если же организовать игру, где требуется также много наклоняться, например, чтобы собирать грибочки или ловить мышей, то дети, увлечённые игрой, не замечают усталости и весело проводят время. А у них в это время формируются двигательные навыки, развиваются мышцы и суставы.

Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребёнку избавиться от тревог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребёнок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если взрослый руководитель уделяет равное внимание каждому участнику игры.

Педагоги не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично "разрядиться" и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению "за партой". Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый малыш волей или неволей общается со своими компаньонами, приучаясь подчинять законам. Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать "чувство локтя".

Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребёнка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребёнок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приёмы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, "светлые головы" и инициаторы.

В дошкольном учреждении подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения.

В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придаст первоначальное направление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности.

Подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) широко распространены в практике учреждений дошкольного образования. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основе опыта детей, их знаний об окружающей жизни. Основой для развертывания сюжета выступают знакомые образы (зайчики, лисички, птички и др.), эпизоды из жизни людей, явлений природы. Ребенок подражает им в игре. Бессюжетные игры содержат двигательно-игровые задания, не связанные с разыгрыванием сюжета, в них отсутствуют игровые действия. Каждый ребенок выполняет конкретное двигательное задание, требующее самостоятельности, быстроты, ловкости.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка педагога, его профессиональное предвидение. Создавая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание он уделяет правильному выбору игры: учитывает время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Профессиональная наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошки, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. В игре малышей привлекает сам процесс действия: пробежать, догнать, бросить. Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества педагога. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам, делая это эмоционально и образно. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, сказочные домики. С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Большой интерес у малышей вызывают игры с текстом. Слова раскрывают содержание игры, помогают ребенку выполнить се правила.

Игровые упражнения (прыгнем через ручеек, забросим мяч в домик) дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными здесь используются приемы прямого обучения. Педагог показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, выступает объяснение педагога. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ. Взрослый играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную, и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия се проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает се воспитательную ценность. Постепенно педагог приучает малышей выполнять в игре ответственные роли. Назначая на роль, он старается соблюдать очередность детей.

При выполнении детьми игрового упражнения взрослый объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

В среднем дошкольном возрасте большинство игр имеет развернутые сюжеты, определяющие содержание движений и характер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную подвижную игру, педагог сообщает детям се название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем педагог распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем всем остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогом. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки, самообладания, видоизменяется форма организации играющих.

В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («Кто скорее?», «Кто бросит дальше?», «Чье звено быстрей построится?») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача — мгновенно реагировать па изменение игровой ситуации, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты с соревнованиями. При объяснении игры педагог раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией, педагог указывает местоположение играющих и распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой. В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу двух-трех водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

У воспитанников старшей группы широко используются игры- эстафеты. Для участия в играх-эстафетах создаются две или три команды, равные по числу участников. Педагог четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде чем начинать соревнование, необходимо провести репетицию для того, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, прыжками на двух ногах), затем парные и встречные. От простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах. Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для старших дошкольников и игры с увлекательным сюжетом.

Руководя игровой деятельностью, педагог поощряет малейшее проявление самостоятельности детей, которая обнаруживается в замысле, в развертывании сюжетов сложных совместных игр, в умении выполнять трудное и ответственное дело, поручение, оценивать свои действия и действия сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста

Игра является одной из основых видов деятельности.  Благодаря  игре  ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

Народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о том, как народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, помогают решать задачи по формированию гармонично развитой, активной личности....

Народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Материал про народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, помогают решать задачи по формированию гармонично развитой, активной личности....

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...