Детский совет
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Детский совет – как эффективная технология «субъект - субъектного» взаимодействия
Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен.
Итак, поиск и исследование - детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни.
Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства…», так как именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства. В то же время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. И теперь, на него опирается вся система общего образования. Надо понимать, что нельзя построить третий и пятый этаж там, где нет фундамента! В виде чего должен быть заложен этот фундамент?
Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры. При соблюдении требований к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «детский совет», построенная на основе международной программы «Сообщество», адаптированной для работы с дошкольниками Л.В. Свирской.
Что такое «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект -субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
Как мы начали внедрение технологии «детский совет»? Во-первых, начали с трансформации развивающей предметно-пространственной среды: определили уютный уголок в помещении групповой, где можно спокойно и доверительно общаться. В определенное время, утором, примерно в 9.00 и вечером, с 16.30 звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, и дети спокойно собираются. Таким образом, «Детский совет» в нашей группе проходит два раза в день. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом, определенным образом приготовленную еду. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей, сориентировать на совместную деятельность и не тратить усилий на решение дисциплинарных проблем
2. Беседа на свободную тему. Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Очень важно педагогу внимательно выслушивать. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:
- какое у вас настроение?
- у кого утро доброе?
- кто хочет поделиться новостями?
Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Наша сегодняшняя жизнь — это, прежде всего, обмен информацией.
3. Мотивирование детей на работу над проектом.
На наш взгляд, исходя из опыта работы с данной технологией, мотивационный этап является в достаточной степени важным. Мотивировать к изучению темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка, например «Саша, мне понравилась твоя история о птице напомни нам ее» или, это может быть случай из жизни педагога «Я услышала, как удивительно поют птицы».
И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает «Модель трех вопросов» Л.В. Свирской: понимание того, что дети знают, что они хотят узнать ком-либо или чем-либо, и как они это могут узнать. В процессе работы с данной технологией мы создали свою «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов». Каждый педагог может создать в данной связи свою модель, позволяющую ему выявлять детские инициативы и образовательные запросы воспитанников. Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей, педагог, с целью решения педагогических задач, предлагает детям, узнать, чем птицы отличаются от других животных. Тем самым, опираясь на опыт детей, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития.
Технологию «Детского совета» мы пробуем внедрять с первой младшей группы, учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей в данной связи мы опираемся на визуализацию.
Почему именно визуальная поддержка всегда облегчает обучение детей и делает коммуникацию с ними легче?
- Слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остаётся на долгое время;
- Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребёнка;
- Визуальный образ предоставляет ребёнку много времени на формирование понимания;
- Визуальная помощь помогает в запоминании на долгое время;
Важно также и то, что используя одни и те же символы и подписанные слова, визуальные материалы очень успешно закрепляют новые слова в словарном запасе ребёнка.
Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу. При ведении детского совета взрослый – это модератор (администратор, ведущий или координатор).
Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; Взрослые предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов. Воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. Конечно это невозможно без взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность способствует субъект – субъектному взаимодействию, ребёнок – родитель, педагог- родитель. педагог-ребёнок.
Так технология «детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО: предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, в процессе которого формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. Ребенок не просто рисует, а украшает, не просто конструирует из бумаги, а изготавливает функциональный бинокль, не просто классифицирует картинки, а составляет рецепт приготовления пищи, не просто считает, а ведет счет ингредиентов. Таким образом, каждую минуту жизни утверждается позиция ребенка, как вполне взрослого осознанного ответственного человека, независимо от его возраста.
Чтобы понять, как применять технологию «детский совет», педагоги нашего детского сада прошли обучение, по дополнительной профессиональной образовательной программе "Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: технология и результат".
Несмотря на постоянно возникающие вопросы, мы работаем, радуемся процессу совместной деятельности, где-то ошибаемся, но ошибки – это тоже шанс научиться чему-либо. И мы учимся!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...
Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы в совместном планировании образовательной деятельности
Деткий совет...
«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»
Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....
Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.
Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на ...
Опыт работы." Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности."
Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности....
Советы по организации и проведению "Детских советов"
Свирская Лидия Васильевнадоцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования», канд. пед. наук...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни, понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценн...