Материалы из опыта работы по планированию, проектированию .
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Материалы
из опыта работы по планированию, проектированию
образовательного процесса
С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).
Логика планирования образовательной деятельности:
- Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание» педагогически обусловленной темы).
- Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).
- Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
- Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
- Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
- Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).
Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре на подушечках. Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.
На утреннем сборе:
- дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
- играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
- обмениваются новостями, задают вопросы;
- определяют тему работы на неделю;
- планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.
Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная Дашей/Меджитом? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Цветы»? (посчитай, Глеб). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.
Например, выясняется, что детям очень интересна тема о происхождении хлеба. Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что - «Я вчера смотрела новую передачу, она называется ……». Я узнала много интересного о том, что …). Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице.
Что мы знаем о фруктах, овощах? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Знаем названия некоторых фруктов (Полина) Можем узнать фрукт по вкусу (Вика) Знаем названия некоторых овощей (Милана) Узнаем овощ по описанию ,из загадок (Дана) | Что и где растёт(Алиса) Чем полезны овощи и фрукты (Полина) Где выращивают овощи? (Костя) На чем растут овощи? (Серёжа) Как готовят землю к посадке? (Витя) Что сажают в землю? (Миша) Как ухаживают за овощами? (Даниил) Когда собирают урожай?(Никита) Кто ухаживает за овощами? (Артём) | Спросить у родителей (Паша) Посмотреть альбом о фруктах (Миша) Прочитать книги о овощах (Настя) Посмотреть в интернете (Ариша) Спросить у бабушки, она все знает (Аня) Посмотреть телепередачи по телевизору (Матвей) Самим подумать (Артём) Вспомнить сказки (Маргарита) Спросить у друга (Лёша) |
План работы на неделю с 9.09.2019 по 13.09.2019 (с детьми второй младшей группы)
Объединяющая (рамочная) тема: «Осень в гости к нам приходит, и дары свои приносит!» |
Тема недели: «Овощи и фрукты, полезные продукты» |
Цель: Уточнение представлений об овощах, фруктах, ягодах и грибах (различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи, фрукты). |
- Знакомство детей с пользой овощей и фруктов; - Уточнение представлений о труде людей по сбору урожая, о труде на огороде; - Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах и овощах; - Развивать слуховое и зрительное внимание; - Учить употреблять обобщающие слова «Фрукты», «Овощи»; - Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам природы. Итоговое событие: Фестиваль творческих работ «Все краски осени» (совместно с родителями) |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Понедельник | Утро: |
| Ситуативный разговор «Дары осени» Упражнять детей в различении овощей и фруктов по цвету, форме и запаху. Использование дидактической игры «Чудесный мешочек». "Овощи и фрукты" Цель: учить называть знакомые овощи и фрукты, выделяя внешние особенности (цвет, форма, вкус);развивать речь, обогащать словарь детей новыми словами «Найди своё место» Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты. | «Найди лишнее». Цель: закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; развитие мелкой моторики рук | Беседа с детьми на тему «Мы любим умывать-ся» Цель: приучать детей мыть руки перед едой | Конструирование башенки из 5-8 кубиков разной величины. организация игр по интересам детей - настольные игры «Пазлы», «Пирамидка» внести: фотоальбом «Мой любимый овощ или фрукт». Сюжетная игра на макете «Машины едут по дороге» | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы по запросам родителей. Консультация для родителей, «В каких продуктах живут витамины» |
НОД |
| Социальный мир Тема: «Фрукты» Цель: продолжать знакомить с плодами фруктовых деревьев; ввести обобщающее понятие «фрукты»; учить описывать фрукты (цвет, величину, форму), определять, какие они на вкус, на ощупь, и находить их по описанию; учить классифицировать предметы по обобщающему понятию (фрукты и овощи); развивать связную речь, умение рассуждать; воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь другу. | |||||
| Музыкальное развитие Задачи: 1.Продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. 2.Учить детей звукоподражанию. Учить брать дыхание. | ||||||
Прогулка: |
| Наблюдение за птицами Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; Подвижные игры: «Воробушки и кот». Цели: - учить мягко спрыгивать; бегать, не задевая друг друга, приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища. «Воробушки и автомобиль». Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не отталкиваться друг на друга, начинать движение изменять его по сигналу воспитателя, находить свое место. | Разучивание стихотворений о овощах и фруктах. Овощная считалка «В огороде у Егорки» Цель: развитие внимания, памяти, быстроты движений. | Ситуативный разговор «Нужно самому уметь одеваться». Закрепить последовательность одевания и раздевания. | Поливание песка для игры. Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым; закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол. | ||
Работа до и после сна | КГН. Обучение детей аккуратному складыванию вещей в шкафчик. | ||||||
Вечер: | Комплекс гимнастики после дневного сна Игра: «Чистюли» «Магазин фруктов» Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах, обогащать словарный запас новыми словами Стихотворение Ю.Тувим «Овощи» Цель: прививать любовь к слушанию стихотворения. | рассматривание иллюстраций на тему «Сбор урожая»; Д/и «Чей бантик» Цель: учить детей соотносить предметы по цвету, передавать результаты сравнения в речи | Знакомство с элементарными правилами безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила. | Работа в центре «Строитель» построим лесенку и горку. Цель: учить составлять кубики друг на друга, побуждать обыгрывать постройку. | |||
Прогулка. | Целевая прогулка на огород Познакомить детей с произрастанием овощей и фруктов. Проведение дидактической игры «Вершки - корешки». «Апельсин» Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, не наталкиваться друг на друга, развивать речь Самостоятельные игры по желанию детей Цель: развивать самостоятельность в выборе темы для игры. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Вторник | Утро: |
| «Чудо фрукты» формировать представление детей о том, что фрукты растут на деревьях, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай; воспитывать благородное чувство к природе, к труду людей Д/и «Кто скорее соберет» Цель: воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности. " Хлопай в ладоши" Цель: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое восприятие. | Сюжетно-ролевая игра «Куклы» Цель: Закрепить знание детей о различных видах посуды. «Весёлые раскраски» Цель: развивать интерес, аккуратность, усидчивость, самостоятельность. | Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения в группе. беседа «Чтоб здоровье нам беречь, витамины нужно есть»; | Внесение настольной игры «Части-целое» Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. внести: - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин фруктов»; | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Привлечь родителей к составлению кулинарной книги семьи «Книга витаминных рецептов»; Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей |
НОД |
| ФЭМП Шар и куб (солнышко осенью). Закрепить умение размечать и называть (шарик) шар и куб (кубик) независимо. Пономарева И.А. с. 10 | |||||
| Рисование «Яблочко с листиком и червячком» Цель: обучение детей создания в рисунке композиции из 2-3 элементов различной формы и цветов; упражнение в технике рисования гуашевыми красками; развитие чувства цвета, формы. Комарова Т. С. с.35. | ||||||
Прогулка: |
| Наблюдение за проезжей частью дороги Цели: познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представление о правилах дорожного движения. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения. Подвижная игра «Пузырь» Цель: Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. «У медведя во бору» Цель: формировать навыки движений в соответствии с речевым сопровождением | Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах;
| Ситуативные разговоры с целью названия цветов одежды детей, сравнения по размерам, согласования существительных с числительными один много. | Самостоятельная деятельность детей Мячи, обручи, шапочки к знакомым играм, тренажеры на дыхание, каталки и т.д. Цель: поощрение участия детей в совместных играх, воспитание интереса к физическим упражнениям. | ||
Работа до и после сна | Рассматривание и обследование муляжей, натуральных овощей. Рассматривание книг, иллюстраций и картинок. Игровые действия с игрушками. | ||||||
Вечер: | Русская народная песенка «Пошел котик на торжок…» Познакомить детей с содержанием народной песенки «Пошел котик на торжок»; учить слышать и отвечать на вопросы воспитателя организация сюжетно-ролевой игры «Магазин овощей и фруктов «Игра – путешествие в город Оздоровейск или ещё раз о пользе овощей и фруктов» Цель: закрепить полученные знания детей о значении овощей и фруктов «Что изменилось ».Цель: развивать у детей познавательные интересы, память, мышление, сообразительность | Конструирование из строительного материала «Домики для овощей и фруктов» Занимательные игры с конструктором Цель: Развивать самостоятельность, внимание, интерес Формировать умение строить по образцу. Учить оценивать свою работу, играть с постройками. | Беседа «Мы всегда играем дружно» Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения в группе, развивать чувство эмпатии, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций. | Работа в центре «Рисования»: знакомство с кисточкой и красками. внести: иллюстрации и книги об овощах; | |||
Прогулка. | Наблюдение за погодой. «Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. «Мыльные пузыри» Цель: способствовать развитию речевого аппарата детей, развивать силу выдоха; создавать радостное настроение «Пробеги тихо» Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно Самостоятельные игры по желанию детей с выносными игрушками Цель: развивать самостоятельность в выборе темы для игры. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||
Среда Среда | Утро: |
| «Овощи» формировать умение различать и правильно называть овощи в натуральном виде и на картинках; определять предмет по форме (на ощупь), соединять вершки и корешки; упражнять детей в согласовании слов в предложении Беседа «Вкусные и полезные овощи». Пальчиковые игры: «У Лариски – две редиски», «Компот», «Огурцы» | Рассматривание картинок Тема: «Правила гигиены» Цель: Закрепить знание детей, о предметах личной гигиены (мыло, полотенце) Дидактическая игра по развитию речи « Назови ласково» Цель: совершенствование грамматического строя речи | Ситуативный разговор о правилах поведения за столом. Игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом «Как ходить без шнурков», «Нужно ли застегивать сандалии | Самостоятельная деятельность детей Игры с музыкальными игрушками, пение знакомых песенок, музыкальные игры Цель: формировать умение подыгрывать на музыкальных инструментах | Оформление Библиотеки по теме недели. Наглядная информация «Ешьте больше овощей – будете здоровы!». Порекомендовать родителям привлекать детей к посильному труду на даче; - рассматривание садовых инструментов; | |||
НОД |
| Речевое развитие Тема: «К нам пришли в гости куклы». Задачи: - Связная речь. Учить рассматривать и описывать кукол. Формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. - Словарь и грамматика. Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными. - Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука о 9изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание детей на наличие этого звука в словах. Материал: кукла-блондинка в платье, туфельках, носочках, на голове бант. Кукла брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета, носочках. Игрушки: доктор Айболит, ослик. Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой. Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-4 лет» № 4, стр. 29. | ||||||||
| Физическое развитие Задачи: Продолжать закреплять умение ходить и бегать по кругу, учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу, упражнять в ползании на четвереньках Литература: Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет» № 7,стр. 36 | |||||||||
Прогулка |
| Наблюдение на участке: «У цветочной клумбы». Цель: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе Подвижные игры: «Бегите ко мне!», «Попади в круг», «Вейся венок». | Индивидуальная работа учить прыжкам на двух ногах на месте, с передвижение вперёд «Большой и маленький» Цель: учить детей называть и различать предметы контрастных размеров | Ситуативный разговор во время умывания. Проговаривание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»- во время умывания. «Каждая игрушка имеет свое место» Цель: учить детей убирать игрушки на место | Самостоятельная деятельность на прогулке. Игры с выносным материалом. Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов. | |||||
работа до и после сна | Чтение (заучивание, рассказывание)разучивание заклички «Дождик, дождик пуще» Цель: развивать умение читать заклички, потешки | |||||||||
Вечер: | Комплекс гимнастики после дневного сна Игра: «Чистюли» Массажная дорожка босиком Чтение: «Купите лук» И.Токмаковой Сюжетная игра «Угостим кукол чаем» (дети с помощью воспитателя накрывают на стол (используется игрушечная чайная посуда) Строительные игры: «Мои игрушки» Цель: продолжать учить сравнивать детали по цвету, форме, величине, формировать интерес к конструктивной деятельности. Лиштван, 12. | Выполнение поручений воспитателя (сложить книги в стопочку, собрать пирамидку и поставить ее на полочку и т. д.). «Найди свой цвет Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание | водные процедуры после сна с потешкой «Мы умеем умываться» Использование художественного слова в общении с детьми. | Самостоятельная деятельность детей – пальчиковый театр, шнуровки, «Груша» Цель: развивать мелкую моторику, активизировать речь детей | ||||||
Прогулка | Трудовая деятельность Подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничками. Подвижная игра «Береги предмет». Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость. «Солнышко и дождик» Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу Самостоятельные игры по желанию детей с выносными игрушками Цель: развивать самостоятельность в выборе темы для игры |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Четверг | Утро: |
| Беседа «Можно-нельзя» (нельзя есть незрелые, немытые овощи).Напоминание «Зачем нам нужно мыть свежие овощи» (объяснять детям, что нельзя есть немытые овощи – можно заболеть) Сюжетно-ролевые игры: «Угостим кукол обедом» «Полезные фрукты и овощи». Цели: закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты; учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма; воспитывать навыки самообслуживания, желание следить за своим здоровьем «Весёлые пазлы» Цель: развитие мелкой моторики рук | Лепка «Яблоки» Формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями. Использовать приемы привлечения внимания детей к рассмот-рению и обследованию муляжей фруктов. | Беседа «Поведение за столом» Цель: формировать у детей к.г.н., продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно держать ложку. | Самостоятельная деятельность детей –шумелки , музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шапочки и маски к знакомым сказкам Цель: знакомство со звучанием некоторых музыкальных инструментов, развитие умения слушать разные звуки | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей | |
НОД |
| Музыкальное развитие Задачи: 1.Продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. 2.Учить детей звукоподражанию. Учить брать дыхание. | ||||||
| Лепка:Тема: «Репка на грядке»Цель: вызвать у детей интерес к созданию образов помотивам знакомых сказок; учить лепить репку:создавать основную форму способом раскатыванияшара круговыми движениями ладоней;показать возможность создания композиции на бруске теста(грядке);развивать чувство формы. Комарова Т. С. с.38 | |||||||
Прогулка: |
| Наблюдение за движением машин, подъезжающих к территории детского сада. Подвижная игра: «Цветные автомобили», дидактическая игра: «Красный и зеленый». | Подвижные игры: «Пузырь» Цель: учить детей, стоя в круге и держась за руки, сужать и расширять круг, действовать в соответствии со смыслом произносимого текста. | Ситуативный разговор «Можно ли одним выходить за территорию детского сада». | Самостоятельная деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Организация спортивных забав с атрибутами | |||
работа до и после сна | Чтение детям: Г. Шалаева Когда я ем...» Музыкально-ритмическое упражнение с листиками (детям предлагается выбрать из предложенных осенних листочков только маленькие и потанцевать с ними под музыкальную композицию («Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель)) | |||||||
Вечер: | Беседа о многообразии овощей «Вкусные и полезные Рассматривание овощей в натуральном виде, иллюстраций с изображением овощей. Сенсорное обследование овощей и фруктов: цвет, форма, вкус, запах, величина. Дидактические игры: «Найди по описанию», «Угадай на вкус» | Конструирование «Домики для овощей» Знакомить детей с напольным строительным материалом. Формировать умения сооружать постройки по образцу. Формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец). | Ситуативный разговор о том, что необходимо соблюдать порядок в группе. Игра-упражнение: «Поможем кукле Кате убрать игрушки» | Внесение настольной - игры «Собери картинку». Игры – забавы с игрушками (механические заводные)Цель: содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения. учить самостоятельно организовывать свой досуг. | ||||
Прогулка. | Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Подвижная игра «Дотронься до» |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Пятница | Утро: |
| Игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» Цель: Воспитывать у детей желание научиться варить суп. Помогать маме в приготовлении супа. Познакомить с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию. Активизировать в речи соответствующие слова .Развивать воображение детей; выяснить знают ли дети названия и назначение предметов кухонной посуды (на сковороде жарят ит.д.) | Д/и по сенсорному развитию :«Кто скорее соберет игрушки» Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, по имеющие одинаковый цвет. | Ситуативный разговор «О правилах поведения в детском саду» Д/и «Как играют?» Цель: активизировать в речи обозначающие названия игрушек, действий с ними; стимулировать развитие мышления. | Самостоятельная деятельность детей Настольные игры, развивающие пирамидки, игры со шнурками и прищепками внести: раскраски и трафареты овощей и фруктов; Дидактические игры: «Найди и разложи» (овощи, фрукты) | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы по запросам родителей. |
НОД |
| Физическое развитие Задачи: Продолжать закреплять умение ходить и бегать по кругу, учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу, упражнять в ползании на четвереньках Литература: Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет» № 7,стр. 36 | |||||
| Конструирование «Бабушкин огород» Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах; развитие интереса к конструктивной деятельности. | ||||||
Прогулка: |
| Наблюдение за движением машин, подъезжающих к территории детского сада. Подвижная игра: «Цветные автомобили», дидактическая игра: «Красный и зеленый». | Подвижные игры: «Пузырь» Цель: учить детей, стоя в круге и держась за руки, сужать и расширять круг, действовать в соответствии со смыслом произносимого текста. | Ситуативный разговор «Можно ли одним выходить за территорию детского сада». | Самостоятельная деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Организация спортивных забав с атрибутами | ||
работа до и после сна | Гигиенические процедуры: закрепление правил мытья рук; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности. Слушание детских песен по теме недели. | ||||||
Вечер: | Беседа о многообразии овощей «Вкусные и полезные Рассматривание овощей в натуральном виде, иллюстраций с изображением овощей. Сенсорное обследование овощей и фруктов: цвет, форма, вкус, запах, величина. Дидактические игры: «Найди по описанию», «Угадай на вкус» | Конструирование «Домики для овощей» Знакомить детей с напольным строительным материалом. Формировать умения сооружать постройки по образцу. Формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец). | Ситуативный разговор о том, что необходимо соблюдать порядок в группе. Игра-упражнение: «Поможем кукле Кате убрать игрушки» | Внесение настольной - игры «Собери картинку». Игры – забавы с игрушками (механические заводные)Цель: содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения. учить самостоятельно организовывать свой досуг. | |||
Прогулка | Наблюдение за погодой. «Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. |
Пальчиковые гимнастики
Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(бегут пальцами по столу)
В сад за сливами пошли
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
Овощи
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Овощи
На базар ходили мы,
(соединение мизинцев)
Много груш там и хурмы,
(соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины,
(соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины.
(соединение указательных)
Но купили мы арбуз –
(соединение больших)
Это самый вкусный груз!
Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)
У Лариски две редиски
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика
«Урожай».
В огород пойдем,
Урожай соберем.
(Маршировать на месте.)
Мы морковки натаскаем
(«Таскают».Изображать, как вытаскивают изземли морковь.)
И картошки накопаем.
(«Копают».Изображать, как копают.)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают».Изображать, как срезают у земликочан.)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(Показывают круг руками — 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко
(«Рвут».Изображать, как рвут щавель.)
И вернемся по дорожке.
(Маршировать на месте.)
«Овощи»
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Останавливаются, крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
(Разбегаются, приседают, водящийищет.)
«Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох.
(Стоят лицом в круг.Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)
Был горох совсем неплох.
(Попеременно топают ногами на месте.)
Круглый, звонкий,
Желтый, гладкий,
Очень ровный, очень сладкий.
(Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения.
Приседают.)
Вдруг упал мешок с горохом.
(Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)
Бедный дедушка заохал.
Был горох, и на тебе –
Раскатился по избе!
На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».
В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.
«Корзина с овощами»
С большой корзиной иду в огород
На грядках растет разноцветный народ.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Тут красный, пузатый сеньор помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком.
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко желтая репка горит.
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка.
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей)
Все дружно в корзине горою лежат.
(Вновь идут по кругу, взявшись за руки)
«Зайка и капуста»
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
За плетнем капуста,
Сладкая до хруста.
Зайкам хочется капусты,
В животе голодном пусто.
Зайки – прыг в огород,
А там сторож у ворот.
Убегайте, зайки, прочь,
Вы должны себе помочь.
Раз, два, три,
Зайчишек лови.
(В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)
Стихи о фруктах и ягодах
Яблоко
Очень рада Светочка
Яблочку на веточке!
Яблонька качается,
Свете улыбается:
- Светочка, послушай!
Яблочко покушай!
А яблочко смеётся –
В руки не даётся!
***
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка.
Сладкие и вкусные, золотисто-красные,
Запах – удивительный, теплые в руке.
Уродила яблонька яблочки прекрасные,
Нет вкуснее яблок на нашем хуторке!
***
Яблочко бери скорее –
Лучшее тебе отдам!
Кушай смело, не робея,
Это вкусно! Ням-ням-ням!
Пережевывай спокойно,
Не срываясь в чехарду,
Яблок для тебя довольно
Выросло у нас в саду!
***
Арбуз
Кругло пузо у арбуза,
Полосатые рейтузы,
Полосатый пиджачок,
А на маковке - крючок.
А. Богдарин
Баба сеяла горох
За селом у двух дорог,
Ох-ох-ох.
Баба сеяла горох,
Ох-ох-ох.
Лук взошел, а не горох,
Ох-ох-ох.
Да еще чертополох,
Ох-ох-ох.
Баба руки развела,
Ох-ох-ох.
Видно память подвела,
Ох-ох-ох.
В. Кудлачев
***
Горох
Во дворе переполох
Во дворе переполох –
Мы рассыпали горох.
Приказала строго мать:
- До горошины собрать!
Через час стучимся в дверь:
- Все собрали мы, проверь!
Мама верит детворе:
- Ах, мои хорошие!
А весною во дворе
Выросли горошины
И. Демьянов
***
Огород
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева
Дождик
В синем небе бродят тучи,
Гаснет солнца желтый лучик.
Красный помидор сердит:
- Что же солнце не горит?
Рад зеленый огурец:
- Ух, напьюсь я, наконец.
Ты прозрачною водой,
Дождик, щечки мне умой.
Е. Стеквашова
Земляника
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак
Земляника
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин
Капуста
- Обвязала голову,
Ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно?
Закуталась, капуста?
- От солнца я ношу чалму.
Жара мне вовсе ни к чему.
К. Тангрыкулиев
Картошка
Посадили мы картошку:
Мама – в поле,
Я – в саду.
Мама – много,
Я – немножко.
Я – всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день
Тружусь над ней.
Я минуты
Неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я ее пересажу.
- Будет чудо-огород, -
Говорит сосед Сережка, -
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.
Э. Островская
Клубника
Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
- Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
В. Каризна
Огород
Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.
Ф. Гуринович
Огурец
Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!
К. Тангрыкулиев
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В. Волина
Персик
Мы с дедушкой
Персик сажали в саду.
Три года он рос
У нас на виду.
Когда же плоды?
Не дождусь я никак…
И вот, наконец –
Каждый персик с кулак.
Глажу мохнатую кожуру,
Белую
Чистую
Миску беру.
Первые, спелые,
Красные, сладкие
Персики
Дедушке отнесу.
К. Тангрыкулиев
Помидор
Кусочек
Утренней зари
Среди
Зеленых веток –
Он,
Словно звездочка,
Горит
На ярком платье
Лета.
Н. Гончаров
После дождя
После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.
Т. Дмитриев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.
1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.
1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса. План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...
материал из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
перспективный план взаимодействия УОО 2017-2018 уч.г....
Материал из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Планирование совместной образовательной деятельности...