Программа кружка «Железнодорожное моделирование» (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Климёнова Людмила Эдуардовна

Кружок «Железнодорожное моделирование» помогает в решении задач по нравственному воспитанию детей, в расширения их кругозора и развитии технического творчества дошкольников, а так же осознанно подойти к выбору будущей профессии. Программа предусматривает знакомство и практическое закрепление правил технической эксплуатации, правил личной безопасности, правил поведения в обществе и в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zheleznodorozhnoe_modelirovanie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

Программа

кружка «Железнодорожное моделирование»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Руководитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Климёнова Людмила Эдуардовна

Смоленск

Пояснительная записка

С первых дней малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную среду. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т.д. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д.

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

В нашем детском саду, принадлежащему открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», широкое распространение получили идеи непрерывной профессиональной ориентации: отдельные элементы формирования профессиональной подготовки, знания о труде работников железных дорог, экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, моделирования.

Мы считаем, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».

Сфера деятельности ЖД транспорта имеет особую специфику, поэтому необходимо с детского сада набирать багаж знаний о работе всех служб и подразделений ЖД транспорта, занимаясь в кружке «Железнодорожное моделирование».

Кружок «Железнодорожное моделирование» помогает в решении задач по нравственному воспитанию детей, в расширения их кругозора и развитии технического творчества дошкольников, а так же осознанно подойти к выбору будущей профессии. Программа предусматривает знакомство и практическое закрепление правил технической эксплуатации, правил личной безопасности, правил поведения в обществе и в экстремальных ситуациях.

Актуальность. Одним из направлений в дошкольной педагогике является нравственно-трудовое воспитание. Это воспитание в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, привитие уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Авторы реализованной нами программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в данной местности. Так как родители наших воспитанников работают на железной дороге, мы большое внимание уделяем ознакомлению детей с трудом рабочих именно в этой сфере.

Во время тематических бесед с детьми подготовительной группы детского сада «Где работают и чем занимаются мои родители?», «Зачем работают папа и мама?» выяснилось, что дети нашей группы знают, кем работают мамы и папы, а вот чем они занимаются, знают немногие. В труде дети видят только удовлетворение личных потребностей, не понимают общественной значимости трудовой деятельности людей.

Поэтому мы сочли необходимым создать условия для максимального обогащения знаний детей о мире профессий на железнодорожном транспорте.

Цель. 

Формирование системных представлений детей о железной дороге, её назначении, роли в жизни людей и страны, активного интереса к профессии железнодорожника.

Задачи:

1.Познакомить с профессиями железнодорожников, рассказать о том, что объединяет людей, работающих на железной дороге

2.Продолжать учить  гордиться профессией железнодорожника.

3. Познакомить с особенностями работы рабочих и специалистов железной дороги.

4. Обогащать представления детей о разных видах транспорта, роли железной дороги в жизни страны.

5. Формировать у детей навыки проектной деятельности.

6. Развивать творческие способности детей, трудовые умения и навыки.

7. Формировать безопасное поведение детей на железной дороге.

Учебно-методическое и техническое оснащение программы

Набор плакатов, набор действующих инструкций, видеофильмы, презентации по основным темам, ИКТ, специальная  литература, набор демонстрационных объектов, необходимые материалы, инструменты и приспособления для моделирования.

Основные формы реализации программы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, консультации для родителей, экскурсии, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры.

Занятия в кружке  проводятся в период с 1 октября по 1 мая один раз в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Цель: выявление уровня знаний детей о железной дороге и  последующая корректировка заданий программы.

  • диагностика в начале и в конце года,
  • постоянное наблюдение за деятельностью детей,
  • рефлексия.

Связь с администрацией детского сада

1. Помощь в организации экскурсии на вокзал, в локомотивное депо.

2.Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.

Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада 

Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их.

Праздник в честь Дня железнодорожника.

Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему.

Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему "Железная дорога".

Воспитатель совместно с родителями  

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге.

Помощь родителей в подготовке и оборудовании интерьера группы, учебного материала по данной теме.

Дети вместе с родителями

Чтение художественной литературы на тему "Железная дорога".

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.

Воспитатель вместе с детьми

Диагностика знаний детей в начале и конце учебного года о железной дороге.

Беседе о рабочих железнодорожных профессий.

Чтение рассказов, стихов о железной дороге.

Просмотр мультфильмов "Паровозик из Ромашково", "Человек рассеянный".

Конкурс рисунков "Мои родители - железнодорожники".

Викторина о железной дороге.

Дидактические игры о железной дороге.

Беседы с детьми на тему "Железная дорога - детям не игрушка".

Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге.

Заучивание стихов и песен о железной дороге.

Встреча с папами и мамами, работающими на железной дороге.

Сюжетно- ролевые игры.

Изготовление макетов вокзала, железной дороги и поездов.

Экскурсия на железную дорогу.

Тематический план  кружка «Железнодорожное моделирование»

Октябрь

1. Беседа «Мои родители работают на железной дороге».

2. Беседа «Кто изобрёл первый поезд»

3. Беседа «Какие они, современные поезда»

4. Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала вокзал, поезда.

Ноябрь

1. Беседа «Какими бывают составы»

2. Лепка  «Какими бывают составы»

3. Встреча с работником железнодорожного транспорта (машинистом)

4. Конструирование купе.

Декабрь

1. Беседа «Семафор, шлагбаум – это что? Правила поведения»

2. Экскурсия в музей железнодорожного транспорта.

3. Игра «Железная дорога» (напольная)

Январь

1. Встреча с работником железнодорожного транспорта (проводником)

2. Беседа «Ворота города -  железнодорожный вокзал»

3. Экскурсия на железнодорожный вокзал.

4. Составление плана - схемы "Как добраться до вокзала", "План вокзала". Изготовление макета железнодорожного вокзала.

Февраль

1. Рисование «Железнодорожный вокзал»

2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры.

3. Сюжетно – ролевая игра «Железная дорога»

4. Вечер загадок (железнодорожных)

Март

1. Встреча с работником  железнодорожного транспорта (слесарем – ремонтником)

2. Экскурсия в локомотивное депо.

3. Рисование «Где лечат паровозы»

4. Дидактическая игра «Кто работает на железной дороге?»

Апрель

1. Вечер «Разгадывание кроссвордов, загадок о железной дороге»

2. Чтение и заучивание наизусть стихотворений о железной дороге.

3. Беседа «Что такое скоростной поезд?»

Май

1. Моделирование  «Поезд будущего»

2. Беседа «Война и железная дорога»

3. Интегрированная совместная деятельность «Путешествие с гномиком»

Литература:

1. Арон, К. Едем, плаваем, летаем [текст]: игры для детей / К. Арон, С. Сахарнов. - М.: Издательство «Детская литература», 1993.

2. Блохина, Е.В. «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» [текст]: Программа / Е.В. Блохина, Т.В. Якунина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство Мозаика-синтез, 2008.

4. Сташкова, Т.Н. Мы – будущие железнодорожники [текст] : Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/ Т.Н. Сташкова, Л.Н. Шеболдина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007.

5  Ковардакова М.А. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога; Программа и методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2010.

6. Павлова Е. В. Ребенок в мире профессий // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство инновационной деятельностью педагогов.Формирование перцептивного моделирования у детей старшего дошкольного возраста».

        Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструиров...

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Для детей с задержкой психического развития одним из актуальных вопросов является всестороннее развитие и коррекция нарушений. Именно конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельнос...

НОД на тему: «Капитошка в гостях». С использованием технологий: исследования в обучении, моделирование. (для детей старшего дошкольного возраста)

НОД способствует развитию общения, расширению знаний об окружающем мире,формированию основ безопасного поведения в природе и быту....

Конспект НОД на тему « На катке». С использованием технологии: моделирование. (для детей старшего дошкольного возраста)

Закрепление знаний детей о зимних видах спорта, зимних развлечениях, закрепление умения передавать фигуру человека в движении....

План кружковой работы по конструированию и моделированию для детей старшего дошкольного возраста

Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он...

Методические рекомендации для педагогов и родителей: Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста

В рекомендациях освещается теоретическая часть по формированию мышления дошкольников и представлены практические материалы (игровые упражнения по формированию коллиграфического письма, на развитие зри...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Тико-моделированию для детей старшего дошкольного возраста. «Космическое путешествие».

Цель: Сформировать умения и навыки дошкольников в использовании тико-конструктора. Задачи:- расширить представление детей о космосе, планетах;- развивать конструкторские навыки, умение модел...