Творческая игра в педагогическом процессе детского сада .
консультация (младшая группа)

Кирсанова Пелагея Ивановна

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.i._1.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада .

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игр, которые создаются самими детьми,-их называют творческими или сюжетно-ролевыми.

В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания

Что дает ребенку право называть игру творческой деятельностью?

 Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

  Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

  Детское творчество проявляется в замысле игры, и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

      Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

      Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в, то, же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

      В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

      Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств-дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

      Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

     Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители- самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать.

Игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем доме, стирают кукольное белье.

Жизнь в детском саду также дает материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражаются повседневная жизнь детского сада и необычные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Руководство играми в каждой группе имеет свои особенности. В младших группах воспитатель принимает непосредственное участие в организации игры, иногда даже становится ее участником, чтобы своим примером повлиять на детей, привить им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками. Такой метод руководства помогает педагогу сблизиться с ребенком и найти к нему лучший подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавател...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

"Игра-путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить" А.М.Горький...

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кром...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

1.Игра в жизни дошкольника.   Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим  видом его самостоятельной деятельности.   В ...