Роль фольклора в развитии детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_razvitii_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания, сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком раннем возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.
Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Дети раннего возраста очень любят сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлята и волк» интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
Существует огромное количество потешек на все случаи.
При умывании:
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
При кормлении:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком.
* * *
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
* * *
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую варите,
Кашку сладкую сварили
И …(имя ребенка) Полинку накормили!
Перед сном:
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.
* * *
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу Катю усыплять.
При одевании на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
* * *
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
На прогулке:
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
* * *
Большие ножки шли по дорожке:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ.
* * *
Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
Потешки-развлекалки:
Чики — чики — чикалочки
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке, щёлкает орешки.
(посадите малыша на свою ногу и качайте его)
* * *
Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки!
Едет Настя на подушке!
На подушечке верхом!
Бух с подушки кувырком!
* * *
Ладушки — ладушки, испекли оладушки
На окно поставили — остывать оставили.
Остынут поедим и воробушкам дадим
Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.
На головку (имя малыша) сели.
Потешки-утешалки:
А кокля- мокля, глазоньки промокли
Кто будет детку обижать, того коза будет бодать.
* * *
Кто тут плачет ой -ой — ой!
Говорят сынишка мой!
Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите.
Улыбается уже — посмотрите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль фольклора в развитии детей раннего возраста
роль фольклора в развитии детей раннего возраста...
Роль фольклора в развити детей раннего возраста
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, в...
Презентация проекта"Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста»
Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям мат...
Из опыта работы по теме «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста».
Из опыта работы по теме «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста». ...
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...