Особенности нравственного воспитания младших дошкольников в игровой деятельности
статья (младшая группа)

Матвеева Светлана Павловна

Процесс воспитания длиннее и сложнее, когда объектом воспитания является человек, который имеет отклонения в развитии. Проблема нравственного развития детей младшего дошкольного возраста содержит широкий круг вопросов. Процесс нравственного развития предполагает не только воспитание нравственного сознания, нравственных чувств, но и навыков, привычек поведения. На пути решения этой проблемы возникает много трудностей, обусловленных особенностями детей младшего дошкольного возраста. Среди них можно назвать относительную слабость возбуждений, ярко выраженную эгоцентричную направленность, частое попадание под негативное влияние. Ребенок еще не в состоянии быстро реагировать на те проблемы и задачи, которые перед ним возникают. Но все эти трудности без труда  преодолеваются. Ребенок овладевает умением вести себя в соответствии с принятыми в нашем обществе моральными принципами. Игра как раз и призвана помочь ребенку в этом не простом деле.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нравственного воспитания младших дошкольников в

                                                игровой деятельности

     Процесс воспитания длиннее и сложнее, когда объектом воспитания является человек, который имеет отклонения в развитии. Проблема нравственного развития детей младшего дошкольного возраста содержит широкий круг вопросов. Процесс нравственного развития предполагает не только воспитание нравственного сознания, нравственных чувств, но и навыков, привычек поведения. На пути решения этой проблемы возникает много трудностей, обусловленных особенностями детей младшего дошкольного возраста. Среди них можно назвать относительную слабость возбуждений, ярко выраженную эгоцентричную направленность, частое попадание под негативное влияние. Ребенок еще не в состоянии быстро реагировать на те проблемы и задачи, которые перед ним возникают. Но все эти трудности без труда  преодолеваются. Ребенок овладевает умением вести себя в соответствии с принятыми в нашем обществе моральными принципами. Игра как раз и призвана помочь ребенку в этом не простом деле.  

     Идеальным результатом развития можно считать такое нравственное развитие личности, с которым полностью совпадают уровни развития морального сознания и морального поведения, когда поступки, поведение учеников находятся в полной гармонии с их мировоззрением, взглядами, сознанием, убеждениями. Только в этой ситуации можно быть уверенным, что ребенок будет поступать в соответствии с принятыми в обществе правилами. И это не будет идти в разрез с его внутренним миром.

     Конечная цель развития ребенка младшего дошкольного возраста - подготовить его к самостоятельной жизни и труду в соответствии с нормами, установившимися в обществе. Дети младшего дошкольного возраста способны усвоить и придерживаться моральных норм, однако формирование личности ребенка, развитие у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.    

Эффективность воспитательной работы, направленной на осознание и соблюдение нравственных норм, требует четкого определения цели этой работы, оценки промежуточных и конечных результатов нравственного развития каждого воспитанника.      

     Теория и практика педагогики исходят из положения, что аномальные дети развиваются по общим законам (Л.С. Выготский) [15]. Чтобы воспитать ребенка младшего дошкольного возраста, необходимо изучить своеобразие развития его поведения, его отношение к окружающим, к событиям окружающей жизни. У детей младшего дошкольного возраста поступки бывают импульсивными, необдуманными или же диктуются непосредственным желанием получить для себя тот или иной предмет, не считаясь с другими. Зачастую, у ребенка на первом месте стоит он сам, его желания и интересы.        

    Задача воспитателя развитие правильного нравственно-этического поведения, а именно: формирование умения думать о других, считаться с их потребностями и желаниями, умением сопереживать. У детей младшего дошкольного возраста возникают трудности в понимании и осознании того, что происходит вокруг них; они не умеют сочувствовать, не замечают проблем других, не пытаются помочь им. Поэтому очень важно воспитывать у детей эмпатию - социальное моральное сопереживание, сочувствие к другим, а главное - научить помогать другим. Необходимо объяснить ребенку, что помощь ближнему – это благо.

     Недоразвитие или нарушение развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у детей младшего дошкольного возраста не следует рассматривать как неизменные.    

     Как отмечал Б.М. Теплов, свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» [15]. С возрастом вследствие изменения физиологических и социальных условий жизни, а также под влиянием специально организованного обучения развитие у детей младшего дошкольного возраста (хотя и медленно, и неравномерно) все же происходят позитивные изменения в познавательной деятельности [15]. Развитие детей младшего дошкольного возраста не сводится лишь к исправлению имеющихся отклонений в развитии, а направлено на формирование новых качественных достижений личности. При этом корректирующее воздействие осуществляется и на сенсорную, и на умственную, и на эмоционально-волевую сферы ребенка.  

     Уровень нравственного развития, как и уровень общего развития ребенка младшего дошкольного возраста в значительной степени определяется системой методической работы, направленной на преодоление трудностей поведения также зависит и от усвоения учениками системы знаний. Как считает Л.С.Выготский, «у детей младшего дошкольного возраста такие знания ограничены, а социальный опыт примитивный» [5].      

     Однако только накопление знаний еще не гарантирует устойчивого нравственного поведения детей младшего дошкольного возраста, поскольку дети в этом возрасте не всегда умеют руководствоваться даже уже усвоенными знаниями, потому что эти знания приобретали бы стимулирующие и регулирующие функции. Очень важно, что бы накопленные знания ребенка были им осознанны и приняты, только после это с уверенностью можно будет говорить о превращении этих знаний в морально – этические убеждения.             Нравственное развитие является частью всего процесса духовного формирования личности. С огромным трудом у детей младшего дошкольного возраста развиваются высшие духовные качества. Формирование их требует слияния мысли и чувства, которое невозможно вследствие отсутствия способности обобщения и абстрагирования. Высшие духовные качества не доступны для ребенка, в силу его возраста. Образование у ребенка элементарных понятий морали, которые помогают в формировании моральных чувств, которыми он мог бы руководствоваться в оценке своих действий. Скудность мысли затрудняет организацию моральных чувств. Это делает отношение к своим действиям и своим мыслям некритичным, отсюда нарушения самых элементарных принципов морали.

     Процесс развития длиннее и сложнее, когда объектом развития является человек, имеющий отклонения в развитии. Идеальным результатом развития можно считать такой результат, при котором полностью совпадают уровни развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, поведение учеников находятся в полной гармонии с их мировоззрением, сознанием, взглядами, убеждениями.

     С возрастом, как отмечает А. И. Баркан, изменения физиологических и социальных условий жизни, а также под влиянием специально организованного обучения развитие у детей младшего дошкольного возраста (хотя и медленно, и неравномерно) все же происходят позитивные изменения в познавательной деятельности [5, с. 36]. Развитие у детей нравственных качеств и формирование соответствующих понятий на этих уроках связано с решением других обязательных задач – развитием различных компонентов речи детей младшего дошкольного возраста и активизацией их мыслительной деятельности [3, с.15].

      Г.И. Андреева отмечает что, первоначальные представления о нравственности среди детей младшего дошкольного возраста «весьма примитивны, а навыки нравственного поведения часто отсутствуют» [3, с.27].

Работа по формированию морально-этических норм у детей младшего дошкольного возраста должна сопровождаться осознанием мотивов собственного поведения, а также правил и требований к нему, соблюдением их в различных (преимущественно упрощенных, конкретных) видах деятельности. В этих условиях формирование нравственной воспитанности проявляться как в реальных действиях воспитанников, поступках, так и в формировании сознания, понимании значения коллективной работы, коллективных взаимоотношений, отношений.    

      В то же время, как отмечает И.Г. Еременко, сформированные у детей младшего дошкольного возраста моральные убеждения «недостаточно охватывают широкий круг основополагающих этических установок и норм. Определенная, порой существенная, часть этических требований остается вне сознания воспитанника или оказывается личностно индифферентным, эмоционально неприемлемой. Задача состоит в том, чтобы путем системы коррекционных средств облегчить процесс объединения в сознании воспитанника взглядов и убеждений в единую целостную систему» [4].  

    Последствия поражения центральной нервной системы у детей младшего дошкольного возраста значительно усложняют воспитательную работу с ними. Однако у этих детей есть и много возможностей для развития. К таким детям нужен индивидуальный подход, нужно уделять больше времени чем обычному, здоровому ребенку. Для того, что бы эффективно работать с такими детьми, у педагога должны быть более глубокие познания, как в педагогике так и в психологии ребенка. Воспитательный процесс направлен на все стороны развития личности, а его источниками являются деятельность и общение. В процессе развития у детей формируется система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт особенности, устойчивых привычек поведения, которые послужат основой для дальнейшей самостоятельной жизни. Большинство наших привычек родом из детства. Все, что ребенок приобретает в детстве, остается с ним на все его жизнь. Чем больше положительных качеств вынесет ребенок из детства, тем проще ему будет идти по жизни.    

      Как отмечал Василий Александрович Сухомлинский, дети должны не только знать, что такое хорошо, и что такое плохо, их нужно учить жить среди людей. Каждый ребенок должен усвоить нравственное правило: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на людях, которые тебя окружают. Знай, что есть граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки, спроси себя: не делаешь ли ты зла, и не причиняешь ли ты неудобства людям?» «Делай все так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо»  [41].    

     Нравственные качества ребенка можно формировать с помощью игровых ситуаций. Именно в специально созданной, проблемной для ребенка, ситуации он учиться поступать правильно. Создание таких ситуации помогают ребенку самому обдумать свой поступок, принять решение и сформулировать вывод о «правильности» своего поступка. Важно, чтобы ребенку была интересна и понятна созданная для него игровая ситуация. Если ребенок затрудняется в принятии решения, взрослые могут подсказать и направить ребенка. После проигрывания такой ситуации важно и нужно обсудить с ребенком его отношение к данной ситуации, как он считает, принял он правильное решение или нет, почему он так считает. Взрослый должен подтолкнуть ребенка на принятие правильных выводов.

     Игра, как ведущая деятельность дошкольника, имеет огромную роль в формировании личности. Каждый вид игры оказывает влияние на нравственное развитие дошкольника. Для нравственного воспитания детей в один из самых ответственных периодов жизни ребенка необходимо комплексное внимание к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса, тесное сотрудничество с родителями. В.А.Сухомлинский отмечал: «Родители – это зеркало нравственной жизни родителей». Тесное сотрудничество с родителями дает свои результаты: в течение года были проведены консультации по нравственному воспитанию. Родители стали чаще обращаться за советами, охотнее предлагают свою помощь в оснащении игровой среды» [35].

      Д.В. Менджерицкая отмечает что, нравственные качества «нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, а поможет ему в этом – игра» [35]. По её мнению, «игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» [35].

     Игровые ситуации являются необходимой составляющей при формировании нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, т.к. они помогают ребенку оказаться в такой ситуации, где он должен сам принять правильное решение, подумать, что является хорошим поступком, а что плохим. Отмечая важность игры для нравственного развития ребёнка,  Панибратнева. З. М отмечает: «Игровые ситуации помогают ребенку самостоятельно делать выводы о культуре поведения, ответственности за свои поступки. Со стороны ребенок может наблюдать за ситуацией и анализировать ее, либо принимать в ней участие и получать свой собственный ценный опыт, формируя свое нравственное сознание» [35, с.387-390].

     Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста необходимо усвоенные правила и нормы закреплять в различных жизненных ситуациях, в отношениях с разными группами воспитанников и взрослых. При этом должен обеспечиваться постепенный переход от элементарных форм внешнего управления поступками и действиями к мотивации необходимости их выбора, это и является механизмом их осознания.  

     Роль первых учителей морали для ребенка исполняют, конечно, его родители. Именно на их плечи ложится задача, преподать своему ребенку первые уроки морали и нравственности, рассказать, что такое хорошо а, что такое плохо, и чего делать не следует.  Имеет значение и обстановка, царящая в доме, и то, как его обитатели решают повседневные проблемы и преодолевают конфликты. Понятно, что влияние родителей – важнейшая составляющая процесса воспитания. Ребенок смотрит на своих родителей, и перенимает их  манеру поведения, и взаимоотношения между собой и с обществом. Родители должны все показывать на личном примере.

     Если ребенок с малолетства видит примеры агрессии, нечестного, равнодушного или оскорбительного поведения, это наверняка отразится на его поступках, а впоследствии и на мировоззрении. Напротив, в семье, где проблемы привыкли решать миром, где учитываются интересы всех домочадцев и часто произносятся добрые слова, больше шансов вырастить позитивного, неравнодушного к другим человека. Как правило, если в семье есть пожилые родственники, младшие братья и сестры, домашние животные, ребенок раньше впитывает общечеловеческие ценности. В таких семьях, ребенок с детства учится помогать слабому. Он чувствует свою ответственность, перед окружающими его людьми.

     Но мало научить ребенка моральным нормам общества. Нужно еще закрепить в сознании малышей их пользу и сделать нравственное поведение насущной и естественной потребностью будущего члена общества. Хорошую услугу педагогам и родителям оказывают русские народные и другие волшебные сказки, в которых добро побеждает зло, а честные, благородные поступки героев возвращаются им сторицей. Ведь чтение книг, это тоже своего рода игра, позволяющая ребенку, окунуться в доселе неведомый для него мир волшебства, примерить на себя различные образы и роли. Так же следует отметить, что в конце любой сказки, каждый из героев получает с награду, которую заслужил, и у ребенка есть возможность проследить взаимосвязь, между поступками и поведением героя в течении сказки и его наградой.

     Чтение увлекательных историй, обсуждение хороших и плохих поступков героев, представление себя на месте того или иного персонажа способствуют принятию ребенком основных ценностей нашего мира. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом. Если в силу возраста, ребенку дается с трудом процесс придумывания сказки, то родители должны ему в этом помогать, придумывать героев и погружать их в различные ситуации а ребенок пусть додумывает и фантазирует.

     Наибольшую помощь в процессе морально-этического воспитания оказывают сюжетно-ролевые игры. Эта игры, в которых каждый участник получает свою роль, а развитие движется по определенному, хоть и не жесткому, сюжету. Так, дошкольники с удовольствием играют в «семью», где «папа» ходит на работу, «мама» готовит обед, «дети» ходят в школу и сад и т.д.

     Мальчишки строят «космические корабли» из стульев и отправляются покорять неизведанные дали, а девочки устраивают балы или лечат игрушечных животных. Ролевые игры для детей необыкновенно ценны для нравственного воспитания, понимания ими добра, долга, бескорыстия, сострадания, честности и т.д. По сути, это маленькая тренировка ситуаций взрослой жизни, в которых каждый человек может проявить себя по-разному. Кроме того, ролевая игра – это совместное поведение, которое развивает умение работать сообща, «чувство локтя», коммуникативные навыки, умение выслушивать и учитывать мнение других, толерантно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....

План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...