К о н с п е к т з а н я т и я п о т е м е: “В о л ш е б н и ц а - в о д а”
опыты и эксперименты (средняя группа)

Андрюнина Любовь Николаевна

К о н с п е к т     з а н я т и я          п о   т е м е:      “В о л ш е б н и ц а  - в  о д а”

 

Воспитатель: Андрюнина Л.Н.

 

2019 год

Цели:  

 

Образовательная:

 

- закрепить представление детей о значении воды в нашей жизни

- показать разнообразие состояние воды в окружающей среде

- закрепить знания детей о том, как человек использует её

- обобщить знания детей о состояниях и свойствах воды; вода - жидкая, твердая, газообразная, не имеет цвета (прозрачная), вкуса, запаха.

 

 

Развивающая:

 

 

- совершенствовать, внимание, память, логическое мышление

- развивать наблюдательность

- активизировать и обогащать словарь детей относительными прилагательными, существительными и глаголами.

 

 

Воспитательная:

 

 

- воспитывать умение работать в группе, договариваться

- воспитывать любовь и бережное отношение к воде

 

 

 

Материалы и оборудование:

 

1. Графин прозрачный с водой и непрозрачная чашка

2. Прозрачный, по 1 стакану на ребёнка

3. Акварельные краски разных цветов и кисти

4. Мелкие камешки

5. Салфетки бумажные

6. Тарелки разовые, лёд

7. Глобус

 

 

 

Ход занятия:

 

Дети подходят к столу, на котором стоит глобус, и рассматривают его.

 

Воспитатель: Что это? Это глобус, модель нашей Земли.

Какую форму имеет глобус? (округлую)

Какие цвета присутствуют на нашем глобусе? Дети отвечают (жёлтый, зелёный, голубой и т.д.)

А какого цвета больше на глобусе? (голубого)

                                                     

 

Воспитатель: Да, голубым цветом обозначена вода - океаны, моря, а маленькие овалы - это озёра, тонкие синие линии - это реки. А чтобы вам было интересно я загадаю загадку:

 

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке, бежит, журчит

Меня пьют, меня льют, всем нужна я.

Кто я такая? (вода)

 

Ребята, кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня беседовать?

Правильно, мы с вами будем говорить о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница наша вода!

 

 

Сюрпризный момент:

 

В группу вбегает Грязнулька:

                                      

 

- Ой ребята посмотрите кто это к нам пришёл?

- Как тебя зовут? Откуда ты? И почему ты такая грязная?

 

Грязнулька: Здоровается с детьми. Меня зовут Грязнулька. Я живу в стране Грязляндии. У нас все    такие.

 

Воспитатель: А у нас все дети чистые, красивые, весёлые. Мы умываемся водой и поэтому мы чистые и здоровые.

 

Грязнулька: А что это такое вода?

 

Воспитатель: Ты не знаешь что такое вода?

 

Грязнулька: В моей стране нет воды. У нас есть всякая грязь, слякоть.

 

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Грязнульке, что такое вода, какая она, для чего она нужна и где она встречается

 

Игра “Для чего нужна вода?” (проводится с мячом)

 

Вода нужна: для питья, умываться, вымыть руки, готовить еду, стирать одежду, мыть игрушки и т.д.

 

Грязнулька: А какая она эта вода?

 

Воспитатель:  А мы сейчас тебе расскажем и покажем. Мы тебя приглашаем в лабораторию Грязнулька.

 

Ребята, я не зря сказала, что вода - это волшебница и с ней могут происходить разные чудеса, она может превращаться, изменяться. И в этом сейчас убедитесь сами.

 

Я наливаю каждому ребёнку воду и спрашиваю что я сейчас делаю? - дети отвечают

А сейчас вы перельёте из своих стаканчиков в чашку

Что вы сделали? А почему вы смогли перелить воду?

Так значит вода какая?

 

Вода жидкая. Она может течь.

Где и когда вы видите жидкую воду? (в кране, в реке, ручейки весной)

 

КАРТОЧКИ

 

Ребята взяли камешки и положили их в стаканчик. Посчитай сколько камешков у вас в стакане (можно дать разное кол-во камешков на стол детям)

Дети считают и называют количество камешков.

А теперь ребята закройте стакан салфеткой и скажите сколько камешков вы видите через салфетку.

Почему через салфетку мы не видим?

Потому что вода прозрачная и через неё мы видим, а через салфетку нет.

 

Вода прозрачная (пример аквариум)

 

Ребята у вас на столе лежат краски и кисть. Выбирайте себе краску и промойте кисть.

Дети отвечают что она стала цветной, но цвет у всех разный.

Да ребята, вода бесцветная, поэтому она прозрачная. Она принимает тот цвет, какую краску, вещество, мы в неё добавили и растворили. Она из бесцветной прозрачной стала цветной.

 

Примеры когда вода может окрашиваться и становиться цветной (добавим молока, чай, кофе, квас, фанта, кока-кола, пепси-кола и т.д)

 

 

Пальчиковая гимнастика “Снежок”

 

 

 

(не забываем про карты-схемы)

 

 

Кладу на тарелку кусочек льда. Дети берут этот кусок льда в ладони.

 

Ребята, лёд какой? ( твёрдый холодный, гладкий, прозрачный)

При низкой температуре вода замерзает и превращается в лёд.

В ладошке лёд начинает таять.

 

Воспитатель: Ребята, где вы ещё видели лёд? (сосульки с крыши, лёд на дороге, реке, в пруду и  т.д.)

 

Ребята, понюхайте воду, вода ни чем не пахнет. У неё нет запаха, а теперь попробуйте воду из своих стаканчиков. Какая она на вкус (безвкусная, пресная)

 

Грязнулька: Ой как у вас жарко. Попью и я. (достаёт бутылку с грязной водой и собирается пить воду)

 

 

 

 

 

Воспитатель: Что ты делаешь, разве можно пить такую грязную воду, её сначала надо очистить.

 

 

 

Грязнулька: Как же можно её очистить?

 

Воспитатель: Очистить воду можно с помощью специальных фильтров. Фильтры - это специальные вещества, проходя через которые вода очищается.

 

Я провожу опыт с водой.

 

Дети угощают Грязнульку водой. Пей на здоровье, Грязнулька.

 

Грязнулька: Спасибо ребята, какие же вы умные.

 

Но если в пресную, безвкусную воду, добавим сахар, вода на вкус какая? (сладкая)

а если соль (солёная)

а если лимон (кислая)
 

 

Скажите а где находится пресная вода? ( в реке, озёрах, колодце, водопроводном кране. роднике)

А где находится солёная вода? (в морях, океанах)

А какую воду можно пить? и почему? (потому что только пресной водой можно утолить жажду, напиться)

 

 

Грязнулька: Ура! Теперь я знаю, что такое вода, какая она, где она встречается и для чего она нужна.

 

 

(Ещё раз проговорить про карточки-схемы)

 

::

 

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае!

Мы её не замечаем

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница наша вода!

 

 

Сюрпризный момент: Грязнулька раздает детям медальки.