К о н с п е к т з а н я т и я п о т е м е: “В о л ш е б н и ц а - в о д а”
опыты и эксперименты (средняя группа)
К о н с п е к т з а н я т и я п о т е м е: “В о л ш е б н и ц а - в о д а”
Воспитатель: Андрюнина Л.Н.
2019 год
Цели:
Образовательная:
- закрепить представление детей о значении воды в нашей жизни
- показать разнообразие состояние воды в окружающей среде
- закрепить знания детей о том, как человек использует её
- обобщить знания детей о состояниях и свойствах воды; вода - жидкая, твердая, газообразная, не имеет цвета (прозрачная), вкуса, запаха.
Развивающая:
- совершенствовать, внимание, память, логическое мышление
- развивать наблюдательность
- активизировать и обогащать словарь детей относительными прилагательными, существительными и глаголами.
Воспитательная:
- воспитывать умение работать в группе, договариваться
- воспитывать любовь и бережное отношение к воде
Материалы и оборудование:
1. Графин прозрачный с водой и непрозрачная чашка
2. Прозрачный, по 1 стакану на ребёнка
3. Акварельные краски разных цветов и кисти
4. Мелкие камешки
5. Салфетки бумажные
6. Тарелки разовые, лёд
7. Глобус
Ход занятия:
Дети подходят к столу, на котором стоит глобус, и рассматривают его.
Воспитатель: Что это? Это глобус, модель нашей Земли.
Какую форму имеет глобус? (округлую)
Какие цвета присутствуют на нашем глобусе? Дети отвечают (жёлтый, зелёный, голубой и т.д.)
А какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Воспитатель: Да, голубым цветом обозначена вода - океаны, моря, а маленькие овалы - это озёра, тонкие синие линии - это реки. А чтобы вам было интересно я загадаю загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке, бежит, журчит
Меня пьют, меня льют, всем нужна я.
Кто я такая? (вода)
Ребята, кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня беседовать?
Правильно, мы с вами будем говорить о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница наша вода!
Сюрпризный момент:
В группу вбегает Грязнулька:
- Ой ребята посмотрите кто это к нам пришёл?
- Как тебя зовут? Откуда ты? И почему ты такая грязная?
Грязнулька: Здоровается с детьми. Меня зовут Грязнулька. Я живу в стране Грязляндии. У нас все такие.
Воспитатель: А у нас все дети чистые, красивые, весёлые. Мы умываемся водой и поэтому мы чистые и здоровые.
Грязнулька: А что это такое вода?
Воспитатель: Ты не знаешь что такое вода?
Грязнулька: В моей стране нет воды. У нас есть всякая грязь, слякоть.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Грязнульке, что такое вода, какая она, для чего она нужна и где она встречается
Игра “Для чего нужна вода?” (проводится с мячом)
Вода нужна: для питья, умываться, вымыть руки, готовить еду, стирать одежду, мыть игрушки и т.д.
Грязнулька: А какая она эта вода?
Воспитатель: А мы сейчас тебе расскажем и покажем. Мы тебя приглашаем в лабораторию Грязнулька.
Ребята, я не зря сказала, что вода - это волшебница и с ней могут происходить разные чудеса, она может превращаться, изменяться. И в этом сейчас убедитесь сами.
Я наливаю каждому ребёнку воду и спрашиваю что я сейчас делаю? - дети отвечают
А сейчас вы перельёте из своих стаканчиков в чашку
Что вы сделали? А почему вы смогли перелить воду?
Так значит вода какая?
Вода жидкая. Она может течь.
Где и когда вы видите жидкую воду? (в кране, в реке, ручейки весной)
КАРТОЧКИ
Ребята взяли камешки и положили их в стаканчик. Посчитай сколько камешков у вас в стакане (можно дать разное кол-во камешков на стол детям)
Дети считают и называют количество камешков.
А теперь ребята закройте стакан салфеткой и скажите сколько камешков вы видите через салфетку.
Почему через салфетку мы не видим?
Потому что вода прозрачная и через неё мы видим, а через салфетку нет.
Вода прозрачная (пример аквариум)
Ребята у вас на столе лежат краски и кисть. Выбирайте себе краску и промойте кисть.
Дети отвечают что она стала цветной, но цвет у всех разный.
Да ребята, вода бесцветная, поэтому она прозрачная. Она принимает тот цвет, какую краску, вещество, мы в неё добавили и растворили. Она из бесцветной прозрачной стала цветной.
Примеры когда вода может окрашиваться и становиться цветной (добавим молока, чай, кофе, квас, фанта, кока-кола, пепси-кола и т.д)
Пальчиковая гимнастика “Снежок”
(не забываем про карты-схемы)
Кладу на тарелку кусочек льда. Дети берут этот кусок льда в ладони.
Ребята, лёд какой? ( твёрдый холодный, гладкий, прозрачный)
При низкой температуре вода замерзает и превращается в лёд.
В ладошке лёд начинает таять.
Воспитатель: Ребята, где вы ещё видели лёд? (сосульки с крыши, лёд на дороге, реке, в пруду и т.д.)
Ребята, понюхайте воду, вода ни чем не пахнет. У неё нет запаха, а теперь попробуйте воду из своих стаканчиков. Какая она на вкус (безвкусная, пресная)
Грязнулька: Ой как у вас жарко. Попью и я. (достаёт бутылку с грязной водой и собирается пить воду)
Воспитатель: Что ты делаешь, разве можно пить такую грязную воду, её сначала надо очистить.
Грязнулька: Как же можно её очистить?
Воспитатель: Очистить воду можно с помощью специальных фильтров. Фильтры - это специальные вещества, проходя через которые вода очищается.
Я провожу опыт с водой.
Дети угощают Грязнульку водой. Пей на здоровье, Грязнулька.
Грязнулька: Спасибо ребята, какие же вы умные.
Но если в пресную, безвкусную воду, добавим сахар, вода на вкус какая? (сладкая)
а если соль (солёная)
а если лимон (кислая)
Скажите а где находится пресная вода? ( в реке, озёрах, колодце, водопроводном кране. роднике)
А где находится солёная вода? (в морях, океанах)
А какую воду можно пить? и почему? (потому что только пресной водой можно утолить жажду, напиться)
Грязнулька: Ура! Теперь я знаю, что такое вода, какая она, где она встречается и для чего она нужна.
(Ещё раз проговорить про карточки-схемы)
::
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае!
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница наша вода!
Сюрпризный момент: Грязнулька раздает детям медальки.