семинар-практикум "Ум на кончиках пальцев"
консультация (младшая группа)
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Игры со шнурками.
3. Игры с прищепками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Ум на кончиках пальцев" | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум родителей на тему «Ум на кончиках пальцев»
Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2) Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
3) Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Участники: родители и педагог.
Оборудование: шаблоны, прищепки, шнуровка, литература по пальчиковой гимнастике.
Ход семинара.
1. Организационная часть
Организационный момент
Воспитатель:
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Стоя в кругу, родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание! Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
(Пальцы.)
Действительно, это пальцы.
Тема нашего семинара-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
(В. Сухомлинский).
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности.
В практике моей работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиватьсяречь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ РАЗВИВАЕТСЯ: -сила руки; -ловкость руки; -переключаемость с одного вида движений на другой; -внимание; -глазомер; -зрительная память; -усидчивость; -аккуратность; -фантазия; -образное мышление; -подготовка руки к письму
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
В процессе занятий с детьми пальчиковой гимнастикой я, обратила свое внимание на то, что она бывает разная по уровню сложности.
Статическая пальчиковая гимнастика представляет собой проработку лишь одного упражнения. Давайте с вами сделаем несколько вариантов пальчиковой гимнастики
- Коза
- Очки
- Цветок
- Лодочка
Динамическая пальчиковая гимнастика, это комплекс упражнений представленный в основном в стихотворной форме. Например на основе потешек.
- Водичка-водичка
- Сорока-ворона
Также комплексы пальчиковой гимнастики подбираются в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Тема: мебель.
Стол стоит на толстой ножке.
Тема: зима.
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
Рыбка.
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. | (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) |
Рыбка, рыбка, озорница, | (Грозят пальчиком.) |
Мы хотим тебя поймать. | (Медленно сближают ладони.) |
Рыбка спинку изогнула, | (Снова изображают, как плывет рыбка.) |
Крошку хлебную взяла. | (Делают хватательное движение обеими руками.) |
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | (Снова «плывут».) |
2. Кроме пальчиковой гимнастики есть и другие способы развития мелкой моторики рук. Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого.
Упражнение «Кружок»
Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота -
Вся веревка завита.
Упражнение «Облака»
Цель – упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые
Целые, дырявые,
Легкие воздушные,
Ветерку послушные.
(С. Михалков)
Игра «Повтори узор»
Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка.
Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.
Упражнение «Бусы»
Цель – учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их ( или - Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»
Игра « Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»
Цель - воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)
Игра «Колеса для машин»
Цель - формировать у детей представления о транспорте, воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Игры в которых предлагается детям продевать шнурок в отверстие. Например яблоко с червячком или детям предлагается продевать шнурок в деревянную заготовку, либо что-либо пришивать шнурочком, как ниткой.
3. Игры с прищепками.
Польза игр с прищепками. Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры. Приглашаю вас поиграть с прищепками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
Чудеса на кончиках пальцев
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Сказки на кончиках пальцев
Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...