Игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника
статья (младшая группа)
Ребенок развивается под воздействием окружающей жизни, в общении с людьми. Его все интересует и привлекает: деятельность взрослых, уличное движение, машины, стадо коров и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие и активно влияющая на всестороннее воспитание. Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.
Ребенок развивается под воздействием окружающей жизни, в общении с людьми. Его все интересует и привлекает: деятельность взрослых, уличное движение, машины, стадо коров и т.д. Но ребенок не может довольствоваться наблюдением, он должен действовать, этого требует его развивающийся организм, его формирующееся сознание. Он хочет сам водить машину, быть продавцом, капитаном. В игре он становится активным участником жизни взрослых. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых: «В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо, беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями». Игра соответствует особенностям умственной и эмоциональной сферы ребенка. Его мышление образно, тесно связано с эмоциями и действиями. Играя, ребенок выражает в образах свои мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни, свои мечты и желания. В игре проявляется и другая особенность ребенка – своеобразный способ знакомства с вещами: пощупать, разобрать, сложить, покатать, подбросить. Любимый материал для игр тот, с которым можно активно действовать: строить, мастерить, изменять различным способом. Игра необходима для здоровья ребенка и его физического развития. Игра всегда сопровождается чувством удовольствия, увлекает ребенка и поэтому создает у него бодрое, радостное настроение, повышает жизнедеятельность организма. Самая сущность игры говорит о ее важности для умственного развития детей. Отражая в игре впечатления жизни, ребенок осваивает их, размышляет, пытается понять причину разных явлений, связь между ними. В игре ребенок ставит перед собой цель, для достижения которой требуется сообразительность, находчивость, решает задачи, возникающие по ходу игры. Увлечение игрой повышает умственную активность, помогает ребенку мобилизовать свои знания, сосредоточить внимание. В игре пробуждается и развивается фантазия. Игра – подражание, но не копирование жизни. В дошкольном возрасте у детей развиваются ощущения и восприятия, приобретаются знания о качествах и свойствах предметов. Игра – главный способ сенсорного развития ребенка, так как она дает возможность связывать восприятия с действиями, заставляет ребенка наблюдать, сравнивать, делать выводы. Играя, дети на опыте узнают, что песок – сыпучий, что одни предметы в воде тонут, другие плавают и т.д. Игра способствует развитию речи. Знакомясь с качествами и свойствами предметов, ребенок учится правильно их называть. Разыгрывая роль, ребенок создает образ и действием и словами. В игре обычно много разговоров, диалогов, а иногда и монологов. От этого речь становится богаче и выразительнее. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Н.К.Крупская доказала связь игры с трудом: в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К.Крупской, игра готовит детей к труду. Игра оказывает большое влияние на моральное развитие ребенка: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется помощь воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Творческая игра – важное средство всестороннего развития детей. Она тесно связана со всеми видами деятельности дошкольников. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.
Игра – при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых ее этапов формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – ведущая деятельность ребенка
Ребенок развивается под воздействием окружающей жизни, в общении с людьми. Его все интересует и привлекает: деятельность взрослых, уличное движение, машины, стадо коров и т.д. Но ребенок не может дово...
Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
Игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, перед...
«Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста»
Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания...
Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
Какую важную роль ведет за собой игра, в развитии детей дошкольного возраста....
"Игра-ведущая деятельность ребенка"
laquo;Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»...
Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста...