Статья: «Игра как форма организации образовательной деятельности в детском саду»
статья
В статье говорится о видах образовательной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_forma_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Игра как форма организации образовательной деятельности в детском саду»
Игровая деятельность – проходит длительный путь в развитии. Игру, как объект научных исследований начали изучать в 19 веке. Л.С. Выготский доказал, что игра носит двойственную природу развивающую и социальную. Играть ребёнка заставить невозможно – это радость, это удовольствие. Но именно через игру ребёнок социализируется, проигрывает общественные отношения. Игра помогает адаптироваться к окружающему миру. В дошкольном возрасте – сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью, в ней происходит основное психическое развитие ребёнка. Учёные установили, что особая роль в формировании у мальчиков и девочек гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.
Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:
- развитие ребёнка
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между людьми
- ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).
Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному
мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия.
Классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные
- подвижны
- дидактические
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определённую структуру.
Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры
- Дидактическая задача;
- Игровая задача;
- Игровые действия;
- Правила игры;
- Результат (подведение итогов).
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Часто игры соотносятся содержанием
обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида
- игры с дидактическими игрушками и реальными предметами
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение,
познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. Это игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач, и т. д.
Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительность - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
Этот семинар-практикум поможет проанализировать теоретические основы метода проектов, сформировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – до...
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
Сообщение на тему: «Мемомагнетика - как форма организации совместной деятельности в детском саду»
Коллекционирование, занимает значительную часть в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Мемомагнетика- интересная, увлекательная деятельность, способствующая развитию познавательных п...
Экскурсия, как особая форма организации образовательного процесса в детском саду
Воспитатель МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»Топоева Татьяна НиколаевнаДоклад к презентации...
Семинар "Тематические проекты, как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
семинар...
Сюжетные физкультурные занятия как форма организации образовательной деятельности в детском саду.
Физкультурные занятия – основная форма организационного систематического обучения ...
Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»...