СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
материал (младшая группа)

Волкова Елена Александровна

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра красный ,   оранжевый,   желтый,    зеленый, синий, фиолетовый, их названиями действиями приравнивания к эталону. Эмоциональное принятие ситуации. Освоение способов действий. Умение детей договариваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

План занятия №1

(Спрячь мышку)

Программное содержание. Ознакомление   детей с шестью цветами спектра красный ,   оранжевый,   желтый,    зеленый, синий, фиолетовый, их названиями действиями приравнивания к эталону. Эмоциональное принятие ситуации. Освоение способов действий. Умение детей договариваться.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20*15см), посередине белый квадрат (8x8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик) квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см); игрушка - кошка. Раздаточный такой же материал меньшего размера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см); цветные квадраты (6x6 см); по три домика и шесть дверец на каждого  ребенка.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Домашние животные», д/игра «Маленькие большие».

Словарная работа: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий,фиолетовый.

И/Р: помощь в освоении названий цветов спектра.

Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку!" Сначала  знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети  играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным  домикам дверцы точно такого же цвета, как домик, и, закрывая дверцы, чтобы мышку не  было видно.

Примечание. Игра проводится повторно вне занятий.    Количество  домиков у  каждого ребенка варьируется от 3 до 6 штук.

План занятия N 2

(В царстве фигурок-человечков)

Программное   содержание. Ознакомление   детей   с   кругом,      квадратом, треугольником   и их  названиями.   Знакомство  с   приемом   обследования форм (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону. Соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу.

Материал.   Демонстрационный:   большие   картонные   фигуры:   круг,   квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - фигурки-человечки.

Раздаточный: одноцветные круги,   квадраты, треугольники такого же размера у  каждого ребенка.

П/работа:д/игра «Геометрическое лото», «Составь узор».

С/работа: освоение понятий круг, квадрат, треугольник.

Инд.\работа: освоение способов обследования форм.

Ход занятия.  Воспитатель вместе с детьми  поочередно  рассматривает квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем; дает названия этих фигур. проводится  игра  "Найди  такую же".   Воспитатель  поочередно  показывает квадрат,   треугольник, дети выбирают среди фигур, лежащих перед ними на  точно такую же, используя прием наложения.                                                    Примечание. В более "сильной" подгруппе у детей по 2 фигуры каждой формы  более  "слабой" - по 1 фигуре каждой формы

План занятия N 3

(Игра с мячами)

Программное содержание. Ознакомление детей с тремя градациями величины при сравнении трех предметов.Становление способности взаимодействия со сверстниками.

П/работа: игры с мячами разных размеров, д\игра «Вкладыши».

С\работа: освоение градаций – большой, поменьше, самый маленький.

И\р. освоение способов действий при ловле мяча.

Материал. Мячи, куклы, медведи трех размеров.

Ход занятия. Воспитатель вносит три мяча, дети рассматривают их, располагают по величине, большой, поменьше (средний), самый маленький. Дети вместе с педагогом обозначают величину мячей соответствующими словами. Затем проводится игра с мячами, сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить пошире), затем, со средним (руки расставлены не так широко), затем с маленьким (руки надо держать близко друг к другу).

 Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно расположить по величине кукол и медведей и поиграть с ними. Например, большому медведю дать большой мяч, маленькой кукле пригласить маленького медведя потанцевать с ней и т.д.

План занятия N 4

(Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков")

Программное содержание. Ознакомление детей с овалом, прямоугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.Умение соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу.

Материал Демонстрационный. фигурки-человечки (картонные овал и прямоугольник).  Раздаточный: 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации: один -с контурным изображением овала, другой - с изображением прямоугольника; по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточки, салфетки, клеенки.

П\работа: д\игра «Вкладыши», рассматривание иллюстраций.

С\работа: называние: овал, прямоугольник.

И.\Р.  при выполнении действий наклеивания.

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем рассматривают геометрические фигуры (овал и прямоугольник), воспитатель называет их. Далее дети определяют, на кого они похожи, обводят их контуры пальцем, "рисуют" в воздухе. Затем дети выполняют аппликацию салфеток для фигурок-человечков, наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарят салфеточки той фигурке, для кого она сделана.

План занятна N 5

(Разноцветные комнаты)

Программное содержание. Развитие представлений об основных цветах спектра «посредством приравнивания к эталону с    отвлечением    от    других признаков  предметов. Умение владеть способами выражения своего отношения к сверстникам.

1 вариант

Материал. Демонстрационный,  листы бумаги (40x30 см) шести цветов спектра -"комнаты". Раздаточный: наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

П\работа: с-р игра «Напоим кукол чаем»; д\и «Подбери колесо»

С\работа: называние цветов спектра.

И.Р. при подборе игрушек.    

  Ход занятия.  Дети вместе с воспитателем рассматривают разноцветные комнаты (листы бумаги,    расположенные на полу),    называют,    какого они цвета.    Далее воспитатель раздает детям коробки с игрушками    шести цветов спектра     Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая), и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная ложечка, красный флажок). Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки по- волшебным комнатам, подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату - все красные игрушки, в синюю - все синие и т.д.). Если задание будет выполнено правильно, они . смогут войти в заколдованное царство.

Примечание. 1. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности детей. В более "сильной" подгруппе - по две игрушки каждого цвета, в более "слабой " - по одной игрушке каждого цвета. 2. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом комнат".

2 вариант

Материал. У каждого ребенка карточка (30x20 см), разделенная на 6 клеток (10x10" см) шести цветов спектра; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные "комнаты" на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания.

Примечание. В более "сильной" подгруппе каждому ребенку можно дать по два предмета каждого цвета.

План занятия N 6

(Башня)

Программное содержание. Ознакомление со способом соотнесения предметов по величине (наложение и приложение); определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".Овладение способами выражения своего отношения к взрослым.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата постепенно убывающей величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера, листы бумаги с контурным изображением башни, клей, кисточки, клеенки.

П\работа: строительные игры с кубиками; чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

С\работа: называние «большой», «средний»,»маленький».

И.Р. отработать прием наложения.

Ход занятия. Воспитатель с детьми рассматривает квадраты. Используя прием наложения, определяет, какой из них большой, поменьше, самый маленький, предлагает детям найти самостоятельно у себя самый большой квадрат, средний, самый маленький. Дети накладывают квадраты друг на друга, выбирая самый большой квадрат, затем самый большой из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх, сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни, выполняя аппликацию.

План занятия N 7 

(Лото "Цвет")

1 вариант

Программное содержание. Развитие представлений об основных цветах спектра: подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.Соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу.

Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

П\работа: д\игры «Лото» (игрушки,одежда,звери);д\и «Магазин колес».

С\работа: называние основных цветов спектра.

И.Р. проговаривать «У меня такая»

Ход занятия. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель - ведущая. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: "У кого такая?". Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у детей.

Примечание. В более "сильной" подгруппе дети получают по две карты лото (таким образом, играют трое детей). В более "слабой" подгруппе дети получают по одной карте лото. Перед началом игры воспитатель с детьми рассматривает карты лото, фиксируя внимание на том, что одни и те же предметы на разных картах разного цвета.

2 вариант.

Программное содержание. Развитие представлений об основных цветах спектра: подбор предметов по словесному описанию.

Материал. Тот же.

Ход занятия. Занятие проводится аналогично 1 варианту, но ведущий не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: "У кого синяя машина", "У кого зеленое ведро" и т.д. Таким образом, дети ориентируются на название цветов предметов.

Примечание. Занятие проводится после того, как дети начнут свободно ориентироваться в цветах спектра.

План занятия N 8

(Кто где спит)

Программное содержание. Ознакомление детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону. Эмоциональное принятие ситуации, освоение способов действий.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с "лицами" по одному набору на каждого ребенка. Картонки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

П\работа: д\игра «Вкладыши»; чтение А.Барто «Кораблик».

С\работа: называние «круг», «квадрат», »овал», »треугольник»,  «прямоугольник».

И.р. проговаривание формы фигуры-человечка

Ход занятия. Дети вспоминают названия знакомых фигур-человечков. Воспитатель поочередно показывает фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель выясняет, кто помнит имя фигурки-человечка. Особо фиксируется внимание на фигурах, где есть углы, и пропорциях фигур (овал « прямоугольник - вытянутые). Дети "рисуют" контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками-человечками. Детям раздаются карточки, где изображены "кроватки" для каждой из фигурок. "Человечков" надо уложить "спать" в подходящие для них кроватки, т.е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание. В более "сильной" подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

План занятия N 9

 (Построим башню)

Программное содержание. Закрепление способа соотнесения предметов по величине (наложение и приложение) при сравнении двух сериационных рядов предметов. Становление способов взаимодействия со сверстниками.

Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: фланелеграфы, по три квадрата постепенно убывающей величины.

П\работа:с-р игра «Напоим кукол чаем»; продуктивная деятельность «Консервируем овощи».

С\работа: «большой», «поменьше», «маленький».

И.Р. проговаривание названия зверей.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка). Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их квартир (кубов). Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении (дом для зверей).

Примечание. В более "сильной" подгруппе башню можно строить для пяти зверей (медведь, волк, лиса, заяц, мышка) из пяти квадратов, без образца воспитателя, только по словесной инструкции.

План занятия N 10*

(Коврики для фигурок-человечков)

Программное содержание. Развитие представлений об основных геометрических фигурах. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли и по правилу).

Материал. Демонстрационный, картонные круг, овал, квадрат, прямоугольник (фигурки-человечки); игрушки - кошка и заяц; геометрические фигуры - квадрат и прямоугольник, 2 листа бумаги для аппликации; клей, кисточки. Раздаточный, на каждую пару детей - по 1 геометрической фигуре - круг и овал, 2 листа бумаги для аппликации, кисточки, клей; мелкие игрушки - кошка и заяц.

П\работа: д\игра «Вкладыши»; «Продолжи ряд».

С\работа: «круг», «квадрат», «овал», «прямоугольник», «треугольник».

И.Р. освоение способа наклеивания.

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем сравнивают фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник (как зовут фигурок-человечков, чем похожи, чем отличаются). Далее предлагает посмотреть, как Киска и Зайчик будут вместе делать коврики для квадрата и прямоугольника. Воспитатель, в процессе инсценировки, демонстрирует детям способ взаимодействия - разделение фигур (Киска делает коврик для квадрата, Зайчик - для прямоугольника), примеры вежливого обращения друг к другу. По завершении аппликации воспитатель обращает внимание детей на то, что Киска и Зайчик работали вместе, дружно, поэтому коврики получились красивые и понравились фигуркам-человечкам.

Затем воспитатель предлагает детям сделать коврики для круга и овала так же, как это делали звери. Дети делятся на пары (по желанию), воспитатель раздает каждой паре игрушечных кошку и зайца, проговаривая вместе с ними, кто будет Киской, кто Зайкой и какие фигуры они будут наклеивать. Каждый ребенок в паре наклеивает на свой лист бумаги ("коврик") одну из геометрических фигур (круг или овал).

По окончании совместной работы воспитатель отмечает, что коврики получились такими красивыми потому, что дети хорошо договорились и работали вместе, дружно.

Примечание: здесь и далее в этом разделе звездочкой (*) отмечены занятия, на которых проводится работа по развитию начальных форм сотрудничества детой.

План занятия N 11

(Гости)

Программное содержание. Развитие действия соотнесения с эталоном геометрических фигур, различных по цвету, величине, пропорциям. Умение детей договариваться.

1  вариант.

Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала ("домики" фигурок-человечков). Раздаточный: круги и  овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

П\работа: д\игра «Геометрическое лото».

С\работа: называние геометрических фигур по цвету и величине.

И.Р. освоение способа наложения.

Ход занятия.  Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена "человечков", показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги: рассматривают, обводят пальчиком по  контуру.    Далее    проводится    игра. Дети помогают    младшим    братишкам    и  сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики  своих     старших     братьев,  т.е.   раскладывают  все  кружки   на лист  бумаги   с изображением круга, все овалы - на лист бумаги с изображением овала.

Примечание. В более "сильной" подгруппе у детей по 4 фигуры каждой формы, в более "слабой" -по 3.

2 вариант

Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением треугольника, квадрата и прямоугольника ("домики" фигурок-человечков). Раздаточный: треугольники, квадраты и прямоугольники разных цветов, размеров и пропорций (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Ход занятия. Занятие проводится аналогично 1 варианту, но с другими фигурами.

План занятия N12

(Аппликация "Елочка")

Программное содержание Использование способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины.Эмоциональное принятие ситуации, освоение способов действий.

Материал. Демонстрационный: образец аппликации елки, картинка с изображением елки. Раздаточный: по 4-5 треугольников постепенно убывающей величины, листы бумаги для аппликации, клей, кисточки, салфетки, клеенки.

П\работа: рассматривание картинки, чтение стихотворения «Елочка» М.Ивенсена.

С\работа: называние «треугольник»; «большой», «меньше», «самый маленький».

И.Р. раскладывание элементов по величине.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям ель, нарисованную на картинке, анализирует строение ели. Потом показывает образец аппликации, объясняет, что дети будут делать такую же. Обращает внимание детей на то, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая стройная елочка (в порядке убывания величины). Далее дети самостоятельно выполняют аппликацию, сначала раскладывают элементы аппликации на листе, затем наклеивают елочку.

Примечание. В более "сильной" подгруппе детям даются 5 треугольников разной величины, в более "слабой" - по 4 треугольника и различие между величиной треугольников большее.

! Предложены 2 варианта занятия, которые проводятся поэтапно.

План занятия N13*

(Спрячь мышку)

Программное содержание. Развитие представлений об основных цветах спектра. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли).

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат с нарисованной мышкой (домики для мышек), квадраты тех же цветов (дверцы); 2 куклы, маски - кошка и мышка. Раздаточный: на каждую пару детей - тот же материал меньшего размера, шапочки зверей - кошки и мышки.

П\работа: д\игра «Чего не стало»;чтение В.Сутеев «Под грибом».

С\работа: называние основных цветов спектра.

И.Р. выбор партнера.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминают, как они играли в игру "Спрячь мышку" и предлагает посмотреть, как в нее будут играть вместе куклы.

Перед детьми разыгрывается сценка, куклы берут на себя роли Кошки и Мышки, надевая соответствующие маски, кукла-Кошка отворачивается, а кукла-Мышка прячет мышат. Кошка проверяет правильность выполнения задания. Затем куклы меняются ролями и, соответственно, масками.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть так же, как это делали куклы. Он помогает детям выбрать партнеров и распределить роли

По окончании игры воспитатель хвалит детей за дружную игру.

                     План занятия N 14

(Найди предмет такой же формы)

Программное содержание. Развитие действия соотнесения формы различных предметов с эталонами.Соблюдение элементарных правил поведения по отношению друг к другу.

Материал. Геометрические фигуры пяти форм, по два предмета каждой из этих форм . Обруч.

П\работа: д\игра «Составь картинку»; продуктивная деятельность «Украсим шарфик».

С\работа:называние формы предметов.

И.Р. взаимодействие со взрослым.

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, определяют их форму - круглая, овальная и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился обруч, взять фигуру, выбрать игрушку такой же формы и назвать эту форму. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

Примечание. В более "сильной" подгруппе на столе могут лежать по три предмета каждой формы.

План занятия N 153

(Накормим мишек)

Программное содержание. Ознакомление детей с отношениями по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.Овладение способами выражения своего отношения к взрослым.

1 вариант

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением 6-8 мишек, стоящих по росту с разницей в 2 см, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины. Раздаточный: 6-8 мисочек постепенно убывающей величины на каждого ребенка.

П\работа: сюжетная игра «Гости».

С\работа: «большая», «поменьше», «самая маленькая».

И.Р. напоминание как надо раскладывать миски.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Дети говорят, какой мишка самый большой,   какой поменьше, еще меньше и т.д. Далее воспитатель объясняет, что мишки хотят есть, и предлагает разложить для них мисочки. Воспитатель показывает, как надо раскладывать мисочки: самому большому медведю - самую большую миску, тому, кто поменьше - самую большую из оставшихся и т.д. Затем дети самостоятельно раскладывают мисочки для мишек у себя на столах,   подбирая их по величине от самой большой до самой маленькой.

Примечание. В более "сильной" подгруппе детям даются по 8 мисочек для 8 медведей. В более "слабой" - по 6 мисочек для 6 медведей.

2 вариант

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением 8-10 мишек, стоящих по росту с разницей в 2 см, 8-10 мисочек постепенно убывающей величины, 8-10 ложечек в соответствии с величиной мисок. Раздаточный: 8-10 мисочек, 8-10 ложек постепенно убывающей величины.

Ход занятия. Занятие проводится аналогично 1 варианту. Воспитатель напоминает детям, как надо раскладывать миски для медведей. Затем показывает, как разложить к каждой мисочке ложечку, подбирая ее в соответствии с величиной миски. К каждой последующей миске выбирается ложка самая большая из оставшихся.

Примечание. В более "сильной" подгруппе дается по 10 мисочек и ложечек для 10 медведей, в более "слабой" - количество медведей, мисочек и ложечек может варьироваться в зависимости от подготовленности детей.

3 Предложены 2 варианта занятия, которые проводятся поэтапно

План занятия N 16

(Окраска воды)

1 вариант

Программное содержание. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее". Становление способов взаимодействия со сверстниками.

Материал. Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками - светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

П\работа: игра- экспериментирование «Течет- капает».

С\работа: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

И.Р. инд. показ при затруднении.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более темную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю ; называя, где светло-красная вода, где - темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки. Цветной лед используется для игр.

Примечание. В более "сильной" подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более светлого или темного оттенка. Если нет возможности изготовить цветные льдинки, игровая задача меняется, например, готовятся соки для кукол и т.п.

2 вариант*

Программное содержание. Развитие представлений детей об оттенках цвета по светлоте. Развитие начальных форм -сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу).

Материал. Демонстрационный: зеленая гуашевая краска, 2 баночки с водой, 1 кисточка. Раздаточный: на каждую пару детей - гуашевая краска одного из цветов спектра, 2 баночки с водой, 1 кисточка.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминают, как они получали красную воду двух оттенков - светлого и темного.

Затем воспитатель вместе с помощником (няней) демонстрируют, как можно работать вместе: выбирают краску, договариваются, кто какой оттенок будет делать. Вначале светло-зеленую воду делает воспитатель, няня - наблюдает. Затем воспитатель передает кисточку няне, она делает темно-зеленую воду, ориентируясь на светлый оттенок. Взрослые сравнивают оттенки, спрашивают детей, получились ли они разными.

Затем аналогичную работу выполняют пары детей, делая напитки для кукол.

Предложены 2 варианта занятия, которые проводятся поэтапно.

План занятия N 17

(Аппликация "Кроватки")

Программное содержание. Овладение действием перцептивного моделирования (зрительный анализ и синтез формы предмета, состоящего из нескольких частей). Умение владеть способами выражения своего отношения к сверстникам.

Материал. Демонстрационный: образец аппликации кроватки. Раздаточный: листы бумаги для аппликации с контуром "кроватки" или без него, по 3 прямоугольника (1 большой и 2 маленьких) на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, клеенки.

П\работа: сюжетная игра «Уложим кукол спать»

С\работа: «прямоугольник», «лежит», «стоят».

И.Р. использовать контурное изображение кроватки.

Ход занятия. Воспитатель показывает образец - кроватку, вместе с детьми анализирует, из каких фигур она составлена: большой прямоугольник "лежит", маленькие по бокам "стоят". Для уточнения количества элементов аппликации анализируется также контурное изображение кроватки. Далее дети раскладывают свои фигурки на контур кроватки, потом наклеивают их.

Примечание. В более "сильной" подгруппе детям не дается контур кроватки. Он анализируется только на демонстрационном материале. Для аппликации дается чистый лист бумаги. В более "слабой" подгруппе фигурки накладываются на контур кроватки.

План занятия N 18

(Накормим мишек)

Программное содержание. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу).

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением 10 мишек, стоящих по росту; 10 мисочек и 10 ложечек постепенно убывающей величины; 2 куклы Раздаточный: на каждую пару детей - 10 мисочек и 10 ложечек постепенно убывающей величины.

П\работа: сюжетная игра «Накормим кукол», чтение р.н.с. «Три медведя»

С\работа: называние предметов по величине.

И.Р. проговаривать действия.

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем рассматривают мишек, вспоминают, как они кормили их. Затем воспитатель предлагает детям посмотреть, как будут играть вместе 2 куклы (куклы договариваются, кто будет раскладывать мисочки, а кто - ложечки; выполняют задание сначала каждая у себя, затем играют вместе: к самой большой мисочке подбирается самая большая ложечка и т.д.).

Далее воспитатель предлагает детям поиграть так же, как куклы, договорившись, кто будет раскладывать мисочки, а кто - ложечки.

По окончании работы воспитатель подходит к каждой паре с "мишками", дети "кормят" их.

План занятия N 19

(Окраска воды)

Программное содержание. Развитие представлений о разновидностях эталонов цвета и овладение действием составления светлотного ряда, обозначение оттенков словами. Эмоциональное принятие ситуации, освоение способов действий.

Материал. Демонстрационный: гуашевые краски шести цветов, 3 банки с водой, банка для промывания кисти. Раздаточный: гуашевые краски шести цветов, по 3 банки с водой на каждого ребенка, кисти, банка для промывания кистей.

П\работа: игра- экспериментирование «Сок из фруктов».

С\работа: обозначение оттенков словами.

И.Р. вспомнить как получить оттенки цвета.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям гуашевые краски шести цветов, спрашивает, как они называются. Затем напоминает, как дети получали оттенки краски. Воспитатель берет 3 одинаковые банки с водой, в одной из них делает красную воду, дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает чуть больше краски, чем в первый раз, вода окрашивается в темно-красный цвет, дети называют этот оттенок с помощью воспитателя. Наконец, набрав на кисть совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным (кисть каждый раз промывается в чистой воде). Затем дети самостоятельно получают 3 оттенка любого цвета, составляют светлотный ряд, обозначая расположение оттенков словами: "темный", "светлее", "самый светлый".

План занятия N 20

(Построим домики для фигур)

Программное содержание. Развитие представлений о геометрических формах с целью их самостоятельного воспроизведения (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Умение владеть способами выражения своего отношения к сверстникам.

1 вариант

Материал. Демонстрационный: большие фигуры; 13 палочек (можно неоточенные карандаши). Раздаточный: фигурки-человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек на каждого ребенка.

П\работа: продуктивная деятельность «Крепость»; д\игра «Что лишнее».

С\работа: называние геометрических форм.

И.Р. вспомнить геометрические формы.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям прямолинейные геометрические формы (квадрат,  прямоугольник, треугольник), предлагает вспомнить их названия и построить для них домики. Дети строят домики для фигур из палочек, сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно, поселяют туда фигурки.

2 вариант

Материал. Демонстрационный: большие фигуры; тонкая проволока или толстая нитка (дл.50 см и 60 см). Раздаточный: фигурки-человечки меньшего размера, тонкая проволока или толстая нитка (дл.20 см и 30 см).

Ход занятия. Занятие проводится аналогично 1-ому варианту, но с другими фигурами.

Примечание. В зависимости от подготовленности детей оба варианта могут быть объединены в одном занятии.

План занятия N 21      

(Кто выше)

Программное содержание. Развитие представлений о необходимости единой точки отсчета при соизмерении объектов по величине (высоте). Умение детей договариваться.

Материал. Куклы-девочки разного роста, куб.

П\работа: сюжетная игра «Матрешки ходят в гости».

С\работа: называние объектов по величине.

И.Р. помощь при измерении.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами. Он создает игровую ситуацию: дети пришли в детский сад и заспорили, кто из них выше. Куклы меряются ростом (разница в высоте кукол должна быть незначительной). Куклы спорят. Дети помогают разрешить спор: ставят кукол спинками, определяют, кто выше. Куклы продолжают меряться ростом, воспитатель незаметно подставляет под ноги кукле меньшего роста куб. Перед детьми проблемная задача - правильно ли померились ростом куклы-девочки? Дети самостоятельно приходят к выводу, что при измерении ноги девочек-кукол должны быть на одной линии.

План занятия N 22

(В царстве царя-Разноцвета)

Программное  содержание.   Развитие действий соотнесения  цвета  предметов (включая оттенки) с эталоном цвета; группировка по цвету.Овладение способами выражения своего отношения к взрослым.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

П\работа: п\игра «Цветные автомобили»; чтение Ч.Янчарский «Магазин игрушек»

С\работа: называние оттенков эталонов цвета.

И.Р. помощь в определении цвета.

Ход занятия. Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих "домиках" (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее он вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлотных оттенков. Дети определяют, в каких "домиках" живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

Примечание, В более "сильной" подгруппе можно давать большее количество игрушек и их оттенков.

План занятия N 23*

(Дидактическая игра "Магазин")

Программное содержание. Закрепление действий соотнесения формы различных предметов с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли). 

Материал. Демонстрационный: геометрические фигуры 5-ти форм (чеки), по 1 предмет каждой из этих форм. Раздаточный: тот же материал на каждую пару детей.

П\работа: рассматривание картины «Продавец», целевая прогулка к магазину, наблюдение за трудом продавца.

С\работа: называние игрушки, цвета и величины.

И.Р. учить отвечать на вопросы.

Ход занятия. Воспитатель просит детей сказать, кто бывает в магазине (продавцы и покупатели), что каждый из них делает.

Далее предлагает одному из детей поиграть вместе с ним в магазин. Воспитатель и ребенок договариваются, кто будет продавцом, кто - покупателем; играют в магазин: покупатель дает продавцу ту или иную фигуру (чек), продавец подбирает игрушку соответствующей формы. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Далее детям предлагается поиграть также. Они выбирают себе партнеров, распределяют роли. Дети играют, меняются ролями друг с другом или приглашают новых партнеров. Пары детей могут посмотреть у соседей, правильно ли они купили предметы и игрушки.

План занятия N 24*

(Лесенка)         

Программное содержание. Закрепление действия сопоставления предметов по величине при последовательном расположении с учетом единой точки отсчета. Становление способов взаимодействия со сверстниками.

Материал. Демонстрационный: 5 брусков, различающихся по высоте, игрушки -матрешка, бабочка. Раздаточный: фланелеграфы, 5 прямоугольников из картона, различающихся последовательно по высоте на 1 см, по одной матрешке.

П\работа:чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»; р.н.с. «Репка».

С\работа: «большой брусок», «брусок поменьше», «самый маленький брусок».

И.Р. учить строить лесенку

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем строят лесенку из брусков для матрешки, которая хочет достать бабочку, находящуюся высоко. Дети учатся строить лесенку: вначале берется самый большой брусок, затем выбирается каждый раз самый большой из оставшихся. Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Далее дети самостоятельно строят лесенки из картонных прямоугольников у себя на фланелеграфах. Воспитатель напоминает правило: все "концы" прямоугольников должны находиться на одной линии (единая точка отсчета). Дети играют с матрешками, которые ходят по лесенкам.

Примечание. В более "сильной" подгруппе - лесенка из 6-8 брусков и 6-8 прямоугольников.

План занятия N 25

(Рисование орнамента)

Программное содержание. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белил. Эмоциональное принятие ситуации. Освоение способов действий.

Материал. Демонстрационный: 2 образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям. Раздаточный: бумага, кисти, гуашь красная и белая, палитра на каждого ребенка.

П\работа: игры с игрушками народного декоративного прикладного искусства; продуктивная деятельность «Красивый сарафан».

С\работа: светлотные оттенки цветов.

И.Р. рисование округлых линий.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям образец орнамента, обращает их внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее показывает, как сделать светлую краску смешением белой и красной, специально отмечает необходимость использования палитры.  Дети смешивают краски, рисуют светло-красный круг, затем, промыв и вытерев кисточки, рисуют края коврика чистой красной краской.

Примечание. В более "сильной" подгруппе даются 2 образца орнамента, и дети делают свой орнамент по одному из образцов (на выбор). В более "слабой" подгруппе дается 1 образец орнамента.

План занятия N 26

(Геометрическое лото)

Программное содержание. Развитие действий соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбора предметов по геометрическому образцу. Умение детей договариваться.

Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов, 5 геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках, двадцать пять маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять каждой формы).

П\работа: сюжетная игра «Магазин»

С\работа: называние геометрической формы предмета.

И.Р. называние предмета, который есть у ребенка(«У кого  этот предмет»)

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает материал лото. Дети называют картонные фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечают, что предметы на карточках разной формы (круглой - мяч, яблоко, шар и т.д., квадратной -коврик, платок, кубик и т.д.). Затем проводится игра. В игре участвуют пять детей. Воспитатель кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает каждому из играющих выбрать наугад одну из карточек. Выбранная карточка помещается в вырез, имеющийся в большой карте. Далее воспитатель по одной показывает картинки, спрашивая: "Кому нужен предмет такой формы?" Дети подбирают себе предметы, ориентируясь на фигуру в углу карточки, и закрывают клетки на карте. Игра повторяется 2-3 раза, дети каждый раз меняются фигурами.

Примечание. Игра передается в свободную деятельность.

План занятия N 27                                                                         (Кто скорей свернет ленту)

Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов (длина). Становление способности взаимодействия со сверстниками.

Материал. Две ленты, закрепленные на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная -1 м, синяя - 50 см.

П\работа:сюжетная игра «Домашние хлопоты».

С\работа: «длиннее», «короче».

И.Р. показ как правильно свертывать ленту.

Ход занятия. Воспитатель выкладывает перед детьми две одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей по длине, объясняет правила игры: выигрывает тот, кто скорей свернет ленту, показывает, как надо свертывать ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Далее проводится игра: воспитатель предлагает двум детям взять по ленте. Проводится игра-соревнование "Кто скорей свернет ленту". Выигрывает, естественно, тот, у кого лента короче. Остальные дети замечают, что тог, у кого лента длиннее, проигрывает. При повторении игры вызванные дети стремятся "захватить" короткую ленту,  чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают ленты по длине, прикладывая их друг к другу.

План занятия N28*                                                                                                     (В царстве царя-Разноцвета)

Программное содержание. Развитие представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу).

Материал. Раздаточный: на каждую пару детей - лист бумаги, разделенный на 6 клеток шести цветов спектра; набор мелких картонных силуэтов игрушек: 6 шт. -светлых оттенков цветов спектра, 6 шт. - темных оттенков.

П\работа: экспериментирование с красками.

С\работа: называние цвета и его оттенка.

И.Р. помощь в выборе партнера.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям материал, обращая внимание на оттенки; вспоминается, как они расселяли игрушек по комнатам. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру вдвоем: один ребенок в паре будет отбирать светлые оттенки, другой - темные, ориентируясь на цвет комнаты.

Дети выбирают себе партнеров, играют, после выполнения задания меняются игрушками. Воспитатель предлагает детям пригласить других партнеров и поиграть с ними.

План занятия N29'

(Составные картинки)

Программное содержание. Овладение действием перцептивного моделирования (зрительный анализ и синтез формы предмета, состоящего из нескольких частей). Освоение способов действий. Эмоциональное принятие ситуации.

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек и т.п. Раздаточный: фланелеграфы, одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций для фланелеграфа.

П\работа: пазлы к сказкам «Репка», «Маша и медведь»

С\работа: особенности величины, слова –обозначения расположения в пространстве.

И.Р.проговаривание места расположения фигуры.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.

Примечание. В более "сильной" подгруппе даются образцы всех рисунков, в более "слабой" можно ограничиться 2-3-мя образцами.

                                          План занятия N 30

                                      (Закрой двери в домиках)  

 Программное содержание. Ознакомление с отдельными параметрами величины предметов (ширина). Соблюдение правил поведения по отношению друг к другу.

Материал. По два вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине,     но одинаковые по высоте прорези для    дверей;  по два прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - "двери" (соответственно прорезям в домиках) на каждого ребенка, игрушка лиса.

П\работа: д\игра «Подбери колесо», «Что лишнее»

С\работа: широкая, узкая.

И.Р. овладение приемом наложения.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть домики, лежащие перед ними, и поиграть в игру "Закрой двери в домиках". Воспитатель рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Но когда выходит на охоту лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закрывает дверную прорезь на домике. Если ребенок узкую прорезь закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже прорези второго домика, и лиса утащит зайца. Игра может повторяться несколько раз. В конце занятия дети сравнивают ширину дверей путем наложения.

Примечание. В более "сильной" подгруппе можно дать три домика и три дверцы.

План занятия N 31

                                      (Три воздушных шарика)

Программное содержание. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белил, составление ряда по светлоте. Овладение способами выражения своего отношения к взрослым.

Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая, вода, кисточки на каждого ребенка.

П\работа:игра-экспериментирование «Сок для кукол»

С\работа: светлотные оттенки цветов.

И.Р. самостоятельно получать оттенки цвета.

Ход занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми образец: сначала самый светлый шарик; потом потемнее, потом самый темный. Далее дети вспоминают, как с помощью белил сделать разные оттенки синего цвета. Воспитатель смешивает краски (на глазах у детей) на палитре: для первого шарика к белой краске прибавляет немного синей, для второго - побольше, третий шарик рисует чистой синей краской. Затем дети самостоятельно смешивают краски на палитре; получаются 2 "лужицы": одна - светлого цвета, другая - потемнее. Дети раскрашивают шарики, воспитатель, в случае необходимости, помогает раскрасить картинки так, чтобы получился

светлотный ряд.

Примечание. В более "сильной" подгруппе можно предложить детям раскрасить 4 шарика, таким образом получить еще один оттенок (еще более светлый).

План занятия N 32*

                                               (Достроим дома)                                                    Программное   содержание.   Развитие  представлений  о  параметрах  величины предметов (ширина). Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли).

Материал. Раздаточный: на каждую пару детей - 3 прямоугольника (дома), различающиеся по ширине на 1 см, с прорезями для дверей одинаковой высоты, но разной ширины; 3 "двери" (соответственно прорезям), 3 треугольника (крыши) соответствующей величины.

П\работа: д\и «Вкладыши»; сюжетная «Матрешки ходят в гости»

С\работа: широкая, узкая.

И.Р. способность соотносить предметы по ширине.

Ход занятия. Воспитатель предлагает поиграть в строительство города: достроить крыши к домам и навесить двери. Парам детей предлагается разделиться на строителей и архитекторов. Строители достраивают дома, архитекторы проверяют правильность выполнения задания и    переносят готовые дома на общий ковер в группе. В конце занятия все дети любуются построенным городом. Затем дети меняются ролями и "строят" еще один город.

План занятия N 33

                                                        (Пирамидка)

Программное содержание. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белил, составление ряда по светлоте.Освоение способов действий. Эмоциональное принятие ситуации.

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из четырех фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: краски: белая, красная, зеленая, синяя, фиолетовая (на разных столах - разные), листы бумаги с контуром пирамидки, палитры, кисти, баночки с водой на каждого ребенка.

П\работа: игры с пирамидками, игра-экспериментирование «Леденцы для кукол»

С\работа: называние цветов по светлоте.

И.Р. составление светлотного ряда.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям образец, спрашивает, какого цвета пирамидка, чем отличаются оттенки фиолетового цвета: верхнее колечко самое светлое - светло-фиолетовое, потом еще потемнее, внизу - самое темное. Воспитатель предлагает детям нарисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты, напоминает, как с помощью белил получать оттенки разной светлоты. Далее дети раскрашивают кольца пирамидки, работая каждый со своим цветом, получая его оттенки и составляя таким образом светлотный рад.

Примечание. В более "сильной" подгруппе можно дать пирамидку с большим количеством колец. Таким образом, дети должны будут получить больше оттенков одного цвета.

План занятия N 34

                                              (Игра с мячом)

Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов (высота). Развитие глазомера.Соблюдение элементарных правил поведения по отношению друг к другу.

Материал. Мяч. 5-7 картонных кругов, разрезанных пополам, различающихся последовательно на 0,7-1 см.

П\работа: д\и «Найди пару», продуктивная деятельность «Лес» (коллективная аппликация).

С\работа: высоко, низко.

И.Р. проговаривание величины предмета по высоте.

Ход занятия. Воспитатель ставит детей в круг и играет с ними в мяч, перебрасывая его друг к другу. Затем воспитатель предлагает закрыть глаза и прячет мяч. Дети, открыв глаза, ищут, где спрятан мяч. Мяч прячется то высоко (его не достать с пола), то низко (мяч легко достать). Дети определяют положение мяча (высоко, низко), ищут способ, как достать мяч, если он лежит высоко. Игра повторяется несколько раз. В процессе игры создается следующая ситуация: при доставании мяча упали и разбились тарелки (половинки тарелок раскладываются на полу). Вторые половинки раздаются детям. Воспитатель предлагает подобрать половинки тарелок так, чтобы потом их можно было склеить. Дети "склеивают" тарелки (складывают две подходящие половинки).

План занятия N 35*

                                         (Построим домики для фигур)

Программное содержание. Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу).

Материал. Раздаточный: на каждую пару детей - набор 5 геометрических фигур, 2 проволочки разной длины, 13 палочек.

П\работа: чтение С.Сутеев «Разные колеса», д\и «Вкладыши».

С\работа: называние геометрических фигур.

И.Р. выбор партнера.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминают, как они строили домики для фигур. Затем предлагает детям выбрать себе товарища и договориться, кто будет строить домики для круга и овала, а кто - для треугольника, квадрата и прямоугольника, и какой материал им потребуется. Дети отбирают материал, выполняют задание, смотрят работы у других пар.

План занятия N 36

(Аппликация "Радуга")

Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. Освоение способов действий.Эмоциональное принятие ситуации.

Материал. Демонстрационный: картинка "Радуга". Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

П\работа: чтение стихов и загадок о радуге, рассматривание иллюстраций.

С\работа: голубой.

И.Р. разложить полоски в последовательности.

Ход занятия. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают  стихи и загадки о радуге. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель при необходимости помогает детям разложить цветные полоски в нужной последовательности. Затем дети наклеивают полоски, завершая аппликацию.

План занятия N 37

                                                                (В гости к мишке)

Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов (высота).Соблюдение элементарных правил поведения по отношению к друг другу.

Материал. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостики через речку, игрушка - медведь.

П\работа: сюжетная игра «Пароход».

С\работа: выше, ниже.

И.Р. умение рассказать, что делали.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками, через одну речку мост пониже, через другую - выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому мосту идти трудно, страшно упасть в речку Придя в гости к медведю, дети рассказывают о своем путешествии, о том, как переходили реку по мосту, вспоминают, по какому мосту было легче идти, по какому -труднее, объясняют, почему - один мост был низкий, другой – высокий

План занятия N 38*

                                      (Аппликация "Радуга")          

Программное содержание. Развитие представлений детей о расположении цветов в спектре. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли и по правилу).

Материал. Раздаточный: на каждую пару детей - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски 7 цветов спектра, клей, 1 кисточка.

П\работа: игры с пирамидками.

С\работа: называние цветов спектра.

И.Р. работать рядом.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривают аппликации радуги, выполненные детьми ранее; обращается внимание на порядок расположения цветов. Затем воспитатель предлагает парам детей сделать радугу вдвоем: 1-й ребенок получает "незавершенную" радугу, 2-й - полоски, которые он раскладывает на столе по порядку. 1-й ребенок называет нужный ему цвет, 2-й ребенок дает названную полоску, 1-й ребенок наклеивает ее, 2-й - следит за соответствием цвета полоски образцу.

В конце занятия дети устраивают выставку работ, рассказывают, кто с кем работал.

План занятия N 39

                      (Какой формы предметы в нашей группе)

 Программное    содержание.    Использование    эталонных  представлений  для самостоятельного анализа предметов окружающего мира.Становление способности взаимодействия со сверстниками.

 Материал. Предметы, находящиеся в групповой комнате.

П\работа: экскурсия по группе.

С\работа: называние формы предмета.

И.Р. самостоятельно определяют форму.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривают некоторые предметы в группе, определяя, какой они формы. Затем проводится игра: воспитатель называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета. Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т.д.

План занятия N 40

                                  (Вышиваем ковер)            

Программное содержание. Овладение действием отнесения предмета к эталону, обозначенному словом. Соблюдение элементарных правил поведения по отношению друг к другу.

Материал. Однотонный палас, белые круги ("серединки" цветов), по четыре лепестка разного цвета на каждого ребенка.

П\работа:пазлы по сказкам, д\и «Найди заплатку».

С\работа: обозначение словом цвета предметов.

И.Р. следовать правилу.

Ход занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию: все дети "вышивают" ковер. Каждому ребенку воспитатель раздает "лепестки" для цветов разного цвета. На паласе раскладываются "серединки" цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяя, какого они цвета. Затем по команде воспитателя: "Вышиваем красные лепестки, вышиваем зеленые лепестки" и т.д., дети, у которых есть лепестки такого цвета, раскладывают их у "серединок" цветов, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

План занятия N 41

                               (Путешествие на лесную поляну)

Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины (ширина). Освоение способов действий. Эмоциональное принятие ситуации.

Материал. 4 длинных веревки для обозначения речек - широкой и узкой.

П\работа: А.Барто «Грузовик», конструирование «Грузовик»

С\работа: широкий, узкий.

И.Р. делать сравнение и проговаривать действия.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на лесную поляну. В пути им встречается вначале узкая речка, через которую они должны перейти. Внимание на ширине реки не фиксируется. Через некоторое время на пути встречается еще одна река, более широкая, через которую дети перепрыгивают с помощью воспитателя с большим трудом, многие "промочили" ноги. Придя на поляну, дети вместе с воспитателем обсуждают свое путешествие: говорят, почему через одну речку удалось перейти легко, а через другую - с большим трудом. Фиксируется внимание на ширине речек: одна река шире, другая - уже.

План занятия N 42

                                         (Аппликация "Орнамент")    

Программное содержание. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их цвета и формы.Умение детей договариваться.

Материал. Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный: листы бумаги, фигуры меньшего, чем на образце, размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см), клей, кисточки, салфетки, клеенки.

П\работа: игры с игрушками НДПИ, продуктивная деятельность «Цветы».

С\работа: слова-обозначения расположения фигур.

И.Р. самостоятельность при отборе фигур.

Ход занятия. Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие - по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.

Примечание. В более "сильной" подгруппе дается избыток материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата.

В более "слабой" подгруппе количество материала можно уменьшить, дав детям 4 зеленых квадрата и 4 красных круга.

План занятия N 43

                                      (Что изменилось?)      

 Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов.Соблюдение элементарных правил поведения по отношению к сверстникам.

Материал.  Набор парных предметов, в каждой паре отличие по одному из

параметров (длине, высоте, ширине, толщине).

П\работа:д\и «Чего не стало», «Где спрятался Мишка».

С\работа: длинный, высокий, широкий, толстый.

И.Р. развивать внимание, уверенность в себе.

Ход занятия. Водящий ребенок выходит из комнаты, а в это время прячется один из парных предметов (например,   толстая книга).   Ребенок должен отгадать,   что спрятано. Игра повторяется, пока водящими не побудут все дети.

План занятия N 44*

                                        (Аппликация "Орнамент")

 Программное    содержание.    Развитие    пространственных    представлений    о расположении предметов с учетом их цвета и формы (совместные действия детей по правилу и разделению функций).

Материал. Раздаточный: наборы геометрических фигур 7-ми цветов 5-ти форм, расположенные на отдельном столе. На каждую пару детей: лист бумаги для аппликации, клей, 1 кисточка.

П\работа: д\и «Продолжи ряд».

С\работа: называние цвета, формы, размера деталей орнамента.

И.Р. выбор партнера.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривают аппликации орнаментов, выполненные детьми ранее. Взрослый предлагает детям сделать подобные орнаменты вдвоем с товарищем. Отмечается, что для орнамента нужно выбрать такие фигуры, чтобы по краям листа были фигурки одинакового цвета и одинаковой формы, а в центре - одна фигура другого цвета и другой формы.

Дети делятся на пары, каждая пара договаривается, какие фигуры и какого цвета будут наклеены по краям, какая - в центре. Дети отбирают нужный материал. Затем они разделяют обязанности: кто будет намазывать фигурки клеем, а кто - наклеивать их.

По завершении работы дети и воспитатель устраивают выставку ра5от, рассказывают, кто с кем работал.

План занятия N 45

                                             (Лото "Цвет и форма")

 Программное содержание. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).Овладение способами выражения своего отношения к взрослым.

Материал.   Шесть  карт лото  с  расположенными  в  разном  порядке  пятью

геометрическими   фигурами   (все   фигуры   на   карте   разного   цвета);   тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов, большей величины.

П\работа: сюжетная игра «Магазин игрушек».

С\работа: закрепление названий цвета и формы предметов.

И.Р. действовать согласно правилам. 

Ход занятия.   Воспитатель - ведущий,   достает из коробки по одной фигуре и спрашивает:   "У кого такая?". Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте. Если никто не отзывается, фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах детей.

Примечание. В более "сильной" подгруппе играют три ребенка, у каждого по две карты лото. При повторном проведении занятия игру можно усложнить - ведущий незаметно берет из коробки фигуру и называет ее цвет и форму, например: "У кого красный квадрат?" и т.д.

План занятия N 46 .

                             (Дидактическая игра "Магазин")          

Программное содержание. Развитие зрительной ориентировки на  два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). Умение владеть способами выражения своего отношения к сверстникам.

Материал. Игрушки и предметы разной формы и разного цвета (10-15 игрушек).

П\работа: чтение А.Барто «Резиновая Зина», д\и «Что лишнее»

С\работа: закрепление названия цвета и формы.

И.Р. выполнение действий согласно роли.

Ход занятии. Воспитатель вместе с детьми "приходит" в магазин и рассматривает витрину с игрушками, обращая внимание на их разный цвет и определяя их форму. Далее дети делятся на "покупателей" и "продавцов". Чтобы купить игрушку, покупатель должен описать ее, не называя (только указав, какого она цвета и формы), чтобы продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, круглую игрушку красного цвета" (мяч, тарелка, шарик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...