Развитие связной речи – необходимое условие при подготовке ребенка к школе.
консультация (подготовительная группа)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

            При подготовке ребенка к школе  особую роль занимает развитие связной речи, которая включает в себя: умение связно и последовательно излагать свои мысли при построении предложений, пересказе текстов, ответах на поставленные вопросы; умение самому задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником.

              Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционное и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

              Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи – необходимое условие

при подготовке ребенка к школе.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

            При подготовке ребенка к школе  особую роль занимает развитие связной речи, которая включает в себя: умение связно и последовательно излагать свои мысли при построении предложений, пересказе текстов, ответах на поставленные вопросы; умение самому задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником.

              Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционное и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

              Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

          Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

          Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

          Благодаря усиленной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, большинству дошкольников  удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его.

                В 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический синтаксический строй родного языка (А.Х. Гвоздев, Г.А.Фомичева, О.С. Ушакова и др).

              Однако, овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

               Глухов В.П. отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. К этому хотелось бы добавить, что не менее важным условием также является сформированность навыка построения связного высказывания.

       Старшие дошкольники овладевают следующими видами связного высказывания:

- составление полных грамматически правильно построенных предложений по сюжетной картинке;

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа  по сюжетной картине или серии картин;

- составление рассказа – описания или сравнительного описательного рассказа;

- составление рассказа из собственного опыта.

- придумывания рассказа по данному началу;

- придумывание рассказа на заданную тему.

            В работе по развитию связной речи важное место занимает пересказ. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания.

        Каких же условий необходимо придерживаться  при обучении детей пересказу:

- целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным для понимания ребенком содержанием;

- подготовка к восприятию текста (отгадывание загадок о персонажах произведения,  уточнение значения отдельных слов, рассматривание иллюстраций к тексту);

- текст  прочитывается в медленном темпе;

- необходим разбор содержания  текста (даются вопросы по содержанию произведения, которые направлены на выделение основных моментов, определение действующих лиц и наиболее значимых деталей произведения);

- выделение основной мысли произведения (что узнали нового, чему учит сказка и т.д.);

- при повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, незаконченных взрослым предложений.

          Дети с недоразвитием речи испытывают определенные затруднения при составлении описательных рассказов. Описание – особый вид связной монологической речи. Обучение описанию оказывает разностороннее  воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

        Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа – описания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины по тематической серии: «Зима», «Весна», картины известных художников («Золотая осень» Левитана и др.).

             В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением (что расположено на переднем плане, позади, слева и т.д.), дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.).

              Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти можно проводить игровые упражнения типа:

- «Кто больше увидит?» - ребенок называет изображенные предметы указанного цвета, назначения и пр.);

-  «Кто лучше запомнил?» - ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины;

-  «Будь внимателен» -  дети заканчивают предложение, начатое взрослым (на переднем плане картины мы видим притаившегося под … кустом зайчика.)

         Описательный рассказ может быть составлен  по любимой игрушке, по различным предметам (овощ или фрукт, ваза с цветами и т.д.), по собственному рисунку. В помощь ребенку можно предложить план рассказа:

- название предмета;

- отличительные признаки: форма, цвет, свойства;

- предназначение предмета (приносимая польза).

            Дети шести лет проявляют большой интерес к творческим  рассказам  (придуманным самостоятельно). Обучение творческому рассказыванию играет большую роль в развитии словесно – логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.

          Дети учатся составлять творческие рассказы по сюжетной  картине, серии картин, по набору игрушек, по данному началу (продолжить начатый рассказ), на заданную тему (без наглядности).

           Творческое рассказывание является наиболее трудным видом рассказывания для ребенка дошкольника, поэтому необходима помощь взрослого, которая включает в себя следующие  приемы:

- беседу – обсуждение данной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей знаний и представлений по теме);

- составление плана будущего рассказа;

- «направляющие» указания к  составлению рассказов (ребенок должен определить место, время действия, основных персонажей и т.д.).

             Очень важно то, с каким настроением взрослый слушает рассказы ребенка. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Единые цели и разные подходы к развитию речи в семье. Подготовка ребенка к школе"

Доклад по развитию речи., в котором приведены дидактические игры, упражнения, памятка для родителй при подготовке ребенка к школе. Как правильно готовить руку к письму, воспитывать усидчивость и внима...

Методические разработки «Развитие связной речи дошкольников и подготовка их к школе»

Важность и способы развития связной речи у дошкольников....

Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук ...

Консультация для родителей. Развитие связной речи – необходимое условие при подготовке ребенка к школе.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Развитие мелкой моторики в период подготовки ребенка к школе.

Один из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики....

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей...