Доброта начинается с детства или как помочь дошкольнику стать отзывчивым
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье раскрываются основные направления и педагогические условия социально-эмоционального развития дошкольников, особое внимание уделяется организации образовательных ситуаций и проектов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости и обогащению опыта гуманистически направленной деятельности дошкольников в образовательном процессе современного детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota_nachinaetsya_s_detstva_ili_kak_pomoch_doshchkolniku_stat_otzyvchivym.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабаева Татьяна Игоревна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Николаева Арина Геннадиевна — кандидат педагогических наук, заместитель заведующей по инновационной деятельности, педагог-психолог детского сада № 121 Центрального района, г. Санкт-Петербург
Доброта начинается с детства, или Как помочь дошкольнику стать отзывчивым
В статье раскрываются основные направления и педагогические условия социально-эмоционального развития дошкольников, особое внимание уделяется организации образовательных ситуаций и проектов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости и обогащению опыта гуманистически направленной деятельности дошкольников в образовательном процессе современного детского сада.
Ключевые слова: старший дошкольник, социально-эмоциональное развитие, эмоциональная отзывчивость, сочувствие, содействие, образовательные ситуации, проекты гуманистической направленности, педагогические условия, позиция педагога.
В детстве человек должен пройти
эмоциональную школу —
школу воспитания добрых чувств.
В.А. Сухомлинский
В образовательном процессе современного детского сада социально-эмоциональное развитие дошкольников представляет одно из ведущих направлений. Линия развития у детей социальных чувств и гуманистических мотивов является обязательной составляющей образовательного содержания.
В каждой образовательной области происходит развитие эмоционального мира дошкольников, гуманных чувств, эстетических переживаний и моральных побуждений. Единство гуманных и эстетических чувств, нравственных переживаний помогает ребенку правильно строить индивидуальное поведение и отношения с окружающими людьми.
Актуальность социально-эмоционального развития детей возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором нередко наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры общения. Социологи отмечают возрастание в детской среде агрессивности, эмоциональной неустойчивости, равнодушия к проблемам окружающих людей.
Надо отметить, что современные родители желают, прежде всего, развить в детях стремление к лидерству, успеху, самоутверждению, но, к сожалению, забывают о воспитании доброты и милосердия, без которых трудно стать по-настоящему счастливым человеком. В результате недостаточности позитивного эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают трудности социальной адаптации, неспособность выразить собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей, добиваться взаимопонимания.
Доброта начинается с детства. Многие отечественные и зарубежные исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже (J. Piaget), Л. Кольберг (L. Kohlberg) и др.) утверждают, что формирование эмоционального мира человека — важнейшее условие полноценного развития и становления его как личности.
Современное дошкольное образование создает условия для формирования внутреннего, уникального мира ребенка, в котором эмоции и чувства занимают большое место. Воспитание эмоций сохраняет свое ведущее значение на протяжении всего периода дошкольного детства. Эмоциональное развитие дошкольника неразрывно связано с нравственным воспитанием. Под руководством взрослых в процессе социально-эмоционального развития у дошкольников формируется общая гуманистическая направленность поведении, понимание ценности всего, что создано человеком и природой.
Особенностью социально-эмоционального развития является то, что его нельзя ограничить определенным местом и временем в образовательном процессе дошкольного учреждения. Эмоциональный опыт приобретается ребенком постоянно. Учитывая это, необходимо наполнить жизнь дошкольника в детском саду впечатлениями, которые неуклонно способствовали бы накоплению ценных для развития его личности переживаний: сочувствием к проблемам сверстников; заботой о тех, кто меньше и слабее; чутким отношением к родителям и педагогам; особым вниманием к людям пожилого возраста, ветеранам.
Важно, чтобы эмоциональное развитие детей находилось в сфере постоянного внимания педагогов и родителей. О проявлении ребенком гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, готовности прийти на помощь, поступиться чем-то личным ради другого человека. Оценить это взрослым помогает разговор с ребенком, наблюдение за его поведением, отношениями с близкими людьми и сверстниками, а также общее эмоциональное состояние ребенка.
Наблюдая за поведением ребенка, взрослые получают ответы на вопросы: проявляет ли он внимание к чувствам и настроению близких людей? Может ли по собственному побуждению проявить заботу, помощь, ласку? Охотно ли откликается на просьбы помочь, поделиться, угостить, прекратить действия, если они мешают окружающим людям? Замечает ли ребенок, что от его действий и поступков зависит эмоциональное состояние окружающих его людей (огорчение, радость, возмущение, гордость)?
К примеру, наблюдая за взаимоотношениями детей, воспитатель отмечает:
- какие действия и эмоциональные проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;
- какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;
- какова общая направленность положительных действий и эмоциональных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко-избирательная направленность — только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность — проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;
- как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого;
- какие эмоциональные и коммуникативные трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается;
- как реагирует ребенок на оценку его поступков (Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская [2]).
Анализ этих данных позволяет педагогу понять, как формируется положительная направленность поведения ребенка в обществе сверстников, насколько устойчивы эмоциональные проявления, какие проблемы требуют педагогического влияния, помощи и поддержки.
Известные психологи В.А. Ситаров и В.Г. Маралов [6] сформулировали вопросы и дали на них ответы, свидетельствующие о социально-эмоциональном развитии старших дошкольников, их готовности к взаимодействию с окружающими людьми.
Каково должно быть отношение ребенка к себе?
Позитивное. Ребенок должен иметь положительное представление о собственном «Я». (Кто Я? Какой Я?)
Каково должно быть базовое состояние личности, помогающее решать разнообразные жизненные задачи?
Это состояние уверенности в себе, веры в свои силы.
Каково должно быть отношение ребенка к другим?
Дружелюбное, доброе, открытое.
Как реагировать на действия других, в том числе и действия не вполне дружелюбные?
Быть смелым, выдержанным.
Какова основная форма взаимодействия с другими людьми?
Вежливость, доброжелательность.
Что желательно сформировать у ребенка как черту личности и способ поведения?
Миролюбие, справедливость.
Приведенные ответы на вопросы могут стать для взрослых (родителей и воспитателей) ориентирами как в оценке достижений старших дошкольников в отношениях к людям, так и в осуществлении воспитательного влияния на детей.
Базовой основой для социально-эмоционального развития дошкольников является создание эмоционально-комфортного климата в группе детского сада, гуманное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, организация благоприятных условий для содержательной и эмоционально-насыщенной детской жизни.
Атмосфера «единой семьи» в группе достигается, прежде всего, за счет отзывчивого и сочувственного отношения воспитателя к детям, что дает каждому ребенку ощущение защищенности и личной значимости. Внимание воспитателя к настроению и эмоциональным переживаниям ребенка, готовность обсудить с ним его проблемы, понять, что волнует ребенка, разделить с ним его переживания и дать добрый совет — главное условие эмоционального развития дошкольника.
Пример тому ситуация в работе воспитателя старшей группы: «Мама утром привела ребенка в детский сад в слезах. У них дома умерла кошка. Глеб был очень расстроен, не хотел идти в группу, общаться с детьми. Воспитатель обнял ребенка, расспросил о любимом животном, затем рассказал о печальном событии всем собравшимся детям. Они обсудили случившееся, вместе ″погоревали и поплакали″. Обнявшись, посидели некоторое время в молчании. Глеб постепенно успокоился и пошел играть с ребятами». Вот так педагог разделил горе ребенка, пробудил сочувствие к нему сверстников и помог всем детям ощутить, что в любой беде они не останутся без поддержки.
В каждом моменте детской жизни (в режимных процессах, в непосредственно образовательной деятельности, в разных видах деятельности — в рисовании, играх, в общении) воспитатель использует все возможности для обогащения нравственных представлений, гуманных чувств и добрых дел.
Он решает следующие задачи:
- расширять представления дошкольников об эмоциях и чувствах людей, способах их выражения и причинах их возникновения;
- развивать умение правильно распознавать эмоциональное состояние, проявлять чуткое отношение к чувствам и настроениям окружающих людей;
- побуждать детей к активному выражению сочувствия, сопереживания и помощи сверстникам, близким людям.
Девизом процесса эмоционального развития дошкольников является «Понимаем, сочувствуем, помогаем», что раскрывает путь эмоционального развития ребенка от восприятия эмоций к эмоциональному отклику, сопереживанию, а затем к активной помощи.
Социально-эмоциональное развитие дошкольников требует продуманной организации жизни в детском саду. Важно насыщать ее событиями, ситуациями, делами, которые эмоционально затрагивают детей, вызывают эмоциональный отклик, желание активно проявить внимание, участие, заботу и помощь тем, кто в этом нуждается. Это могут быть близкие взрослые, сверстники, малыши, а также животные, птицы, растения.
В событийном сценарии эмоциональной жизни дошкольников присутствуют ситуации, связанные с познанием разнообразия мира эмоций и чувств человека; с проявлением эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания и, конечно, с непосредственным участием детей в добрых делах и поступках.
Воспитатель привлекает внимание детей к внешним признакам эмоционального и физического состояния людей, помогает ориентироваться на характерные особенности внешнего проявления человеком того или иного настроения (выражение лица: положение бровей, уголков рта, выражение глаз; типичные жесты, интонация речи). С этой целью широко используются ситуации, которые условно можно назвать «Азбука эмоций и чувств». Вместе с воспитателем дети путешествуют по «Стране эмоций», где фея Настроения предлагает им разные задания: сравнить картинки и найти одинаковое настроение, угадать эмоции по пиктограмме, сыграть в лото «Мир эмоций», узнать язык жестов и понять друг друга без слов, определить настроение по интонации голоса, выражению лица сверстника. Понимание эмоционального состояния другого — это только первый шаг, главное — побудить детей к эмоциональному отклику, сопереживанию и помощи (Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская [3], Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская [4]).
Развитию эмоциональной отзывчивости способствуют приемы побуждения детей к сопереживанию (к примеру, когда необходимо понять, что чувствует обиженный сверстник, беспомощный старик, сломанное дерево, брошенный котенок, голодный щенок, о чем они мечтают, кто и как может им помочь), прием эмоционально-образного перевоплощения, когда ребенок непосредственно отождествляет себя с объектом и передает его чувства в мимике, действиях, речи. Это преимущественно театрализованные этюды, игры, в которых дошкольники передают добрые чувства любви, заботы, участия. Содержание действий детей в таких ситуаций может отражать как поступки сказочных персонажей (мама медведица потеряла медвежат, она их ищет, зовет, волнуется, находит и ласкает, обнимает, говорит ласковые слова), так и реальные (маленькие дети испугались собаки, им очень страшно, но смелый мальчик прогоняет собаку, и дети благодарят его). В подобных ситуациях дошкольники получают ценный опыт передачи различных эмоций, непосредственно переживая чувства радости, любви, огорчения, страха, торжества справедливости.
Процесс развития эмоциональной отзывчивости и добрых чувств достаточно длительный и требует использования комплекса взаимодополняющих средств. Дошкольники приучаются активно выражать свое положительное отношение к миру непосредственно через реальную практическую, гуманистически направленную деятельность, разнообразное общение, рисунки, поделки, режиссерские и театрализованные игры (Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская [2, 3]).
Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Они организуются как ситуации реального практического и игрового опыта, как условные ситуации вербального или изобразительного плана, как ситуации морального выбора. Предпочтение отдается проблемному содержанию ситуаций, что обеспечивает максимальную активность детей в их разрешении (Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская и др. [2, 5]).
Рамки статьи не дают возможности подробно раскрыть данные ситуации. Приведенная ниже тематика ситуаций позволяет понять аспекты обогащения эмоционально-практического опыта дошкольников.
Ситуации «У нас нет равнодушных». Цель: побуждать детей к проявлению помощи, заботы, внимания. Дети учатся правильно воспринимать состояния и трудности других людей (сверстников, взрослых), друг друга, проявлять эмоциональную отзывчивость. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждает детей замечать настроение сверстника (обижен, огорчен, скучает) и активно проявлять сочувствие, готовность помочь (успокоить, обнять, поделиться, угостить, предложить свою помощь, сказать добрые слова и т.п.).
Ситуации «Нам хорошо в кругу друзей». Цель: побуждать дошкольников к активному проявлению симпатии, дружелюбия. Дети учатся говорить друг другу добрые слова, пожелания, комплименты. Обмениваются подарками. Они передают «эстафету добрых пожеланий и дел», выращивают волшебный цветок «доброты и дружбы».
В рамках темы «Наша забота нужна всем: и большим и маленьким» объединяются ситуации «Наши друзья — малыши», «Мы заботимся о пожилых людях», «Порадуем наших близких», «Жизнь дана на добрые дела», «Что мы умеем и чему готовы научить своих друзей», «Мы помогаем животным, птицам, растениям» и пр. Цель этих ситуаций — пробудить у детей стремление к активному содействию, помощи и обогатить опыт участия в конкретных делах и поступках, в которых можно реально проявить внимание и заботу о тех, кто нуждается в помощи.
Помимо ситуаций «прямого действия», т.е. непосредственно побуждающих детей к проявлению сочувствия и помощи, используются ситуации морального выбора.
Сочувствие всегда выражается в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, в отказе от личного в пользу нуждающегося. Исходя из этого, в ситуациях морального выбора дети ставятся перед задачей, которую можно решить либо в свою пользу, либо, поняв проблемы другого человека (заболел, потерял нужную вещь, проголодался, испугался, поранился и пр.), оказать ему помощь и поддержку (поделиться, угостить, защитить, уделить свое время, помочь в поиске и т.п.). Поведение детей в таких ситуациях помогает воспитателю понять, как развиваются у детей гуманистические мотивы помощи и заботы, и помочь преодолеть равнодушие и безразличие к окружающим у отдельных детей.
Вся атмосфера жизни детей в группе детского сада должна способствовать развитию гуманистической направленности поведения дошкольников. Хорошо, если традицией становятся минуты доверительного, сердечного общения воспитателя с детьми. В это время дети обсуждают события их жизни, решают, какие добрые дела могут совершить, кому помочь, что порадовало, что вызвало огорчение. При этом дети не только переживают радостные чувства, но и чувства печали, огорчения, жалости. Например, старшие дошкольники слушают рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка» и переживают эмоции сострадания.
Со старшими дошкольниками воспитатель может обсуждать на доступном уровне такие понятия, как «доброта», «счастье», «мир», «дружба». Задача воспитателя эмоционально выразительно на разных примерах показать детям, как это хорошо, благородно и прекрасно помочь слабому, защитить, поддержать в трудную минуту. Необходимо вызвать у детей осуждение проявлений черствости, жадности, грубости, равнодушия. Важно, чтобы этические беседы, обсуждение с детьми жизненных событий или действий литературных героев затем непосредственно связывались с реальными ситуациями, что потребует от детей воплощения пережитых чувств в конкретные дела и поступки (проявления доброты, заботы, помощи, защиты и пр.).
Чем старше становятся дети, тем разнообразнее и осознаннее становятся их эмоциональные переживания. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к более широкому социальному окружению, это открывает новые возможности для социально-эмоционального развития.
Одним из путей, позволяющих старшим дошкольникам получить ценный опыт проявления доброты, неравнодушного, заботливого отношения к миру, может стать включение их в детско-взрослые проекты широкой социально-гуманистической направленности (см. подробнее: Т.И. Бабаева, А.Г. Николаева [1]).
Практика показала, что для успешной реализации любого социального проекта необходимо принятие проблемы детьми на своем личном уровне. Именно от этого будет зависеть степень их увлеченности и активности участия в общем деле, ответственности за его выполнение.
Для примера приведем социальный проект «Подари другому радость» (из опыта работы педагогов детского сада № 121 Центрального района Санкт-Петербурга), целью которого было пробудить стремление детей доставить радость и создать праздничное настроение у горожан в предновогодние дни.
Поводом послужило чтение и обсуждение рассказов В.А. Сухомлинского, В.А. Осеевой, Н. Казаковой (Татьяна Игоревна, Арина Геннадиевна, что это за автор? проверьте, пожалуйста, инициалы и укажите второй — отчество), в которых говорилось о доброте, взаимопомощи, дружбе, внимании. Качества эти проявлялись не только по отношению к родственникам, но и к совершенно незнакомым, посторонним для героев людям. (Уточнение по автору, это «Учебник добра» Томск, 1996г., автор указан без отчества, просто Н.Казакова.)
В ходе обсуждения прочитанного, детей просили подумать и ответить на вопрос: «Был ли у них случай, когда они порадовали кого-нибудь просто так?». Ответы были разными: «Я убирала в своей комнате», «Помогал маме развешивать белье», «Помогал помыть посуду, подарил цветы», «Сама сделала и подарила дедушке подарки», «Пропылесосила ковры» и пр.
Слушая ответы детей, педагог отметил, что все детские примеры касались только близких им людей. «А смогли бы вы порадовать посторонних людей? И нужно ли им это, как вы думаете?». Мнения детей разделились. Большинство ответили: «Да», но были и такие дошкольники, кто засомневался, а некоторые прямо ответили: «Нет, они же нам чужие».
Чтобы решить дилемму, договорились с детьми на прогулке в течение недели понаблюдать за прохожими и их настроением. А в выходные дни дети с родителями наблюдали за горожанами в транспорте, в магазине, во дворах, на улицах, в парках. После выходных дошкольники делились своими наблюдениями. Они отметили, что увиденные ими люди: «торопились куда-то», «шли спокойно, разговаривали», «уставшие, несли тяжелые сумки», «гуляли и смеялись», «какие-то озабоченные были», «хорошее настроение (целовались)», «были задумчивые, грустные».
Наблюдение показало, и это стало открытием для детей, что на улицах города много людей грустных, уставших, озабоченных. Оказывается, довольно много тех, кому, похоже, не хватает радости. И здесь снова возник вопрос: «Сможем ли мы порадовать людей, сделать им нечто приятное? И если да, то как или чем?». Варианты ответов были следующими: «угостить конфетами» (Ангелина); «подарить календарики» (Настя); «рассказать анекдот» (Ярослав); «донести сумки» (Саша); «перевести старенького через дорогу» (Даша); «написать приятную записку» (Миша); «подарить цветы» (Глеб); «сделать что-то своими руками» (Соня).
Обсуждая предложения, педагог подводил детей к тому, что конфеты — это мимолетная радость; для цветов, календариков, конфет нужны деньги, которых у нас нет. Донести сумки или перевести пожилого человека через дорогу — тоже замечательные предложения, но, к сожалению, мы не можем находиться весь день на улице, ожидая пожилых людей. Между тем во все времена ценился тот подарок, в который человек вложил свой труд, свое сердце, свою душу.
В результате обсуждения было принято общее решение сделать подарки людям своими руками. Дети сами пришли к тому, что если они хотят поздравлять горожан, то подарков нужно много, а значит, нужна будет помощь взрослых. На вопрос педагога о том, кто нам в этом может помочь, дети предложили бабушек, дедушек, родителей, старших братьев и сестер, знакомых, друзей и воспитателей.
Было решено организовать новогодние мастерские. Это возможность привлечь всех желающих поучаствовать в предстоящей гуманитарной акции, обучить дошкольников новым практическим навыкам и поддержать интерес к социально значимой деятельности.
Для привлечения в новогодние мастерские участников детьми были изготовлены и разнесены красочные приглашения. Принять участие могли все желающие: дети, родственники, персонал детского сада, а также жильцы дома, в котором он находится. Для них на двери подъезда было размещено яркое объявление о предстоящей акции.
Весь коллектив детского сада обсуждал, какие поделки можно сделать и какие материалы необходимы. Это были объемные снеговики и снегири, елочные украшения в виде фигурок из соленого теста и шары, украшенные тесьмой.
Для приобретения необходимых материалов финансовую помощь оказала администрация детского сада. Часть материалов принесли родители и сотрудники (повара, помощники воспитателей, педагоги). Весь детский сад был увлечен проектом.
Сначала педагоги предполагали, что участники мастерских будут делать одну на выбор поделку для себя и одну в подарок. Но дети не уходили, пока не получалось сделать поделки по всем представленным образцам. Осознавая значимость своей помощи, дети говорили: «Но ведь надо же много» (Настя), «А вдруг всем не хватит» (Даша). В основном дошкольники легко отдавали сделанные поделки для подарка, оставляя себе только одну. Но были и такие дети, для которых расставание с поделками превратилось в настоящее испытание. Преодолеть самого себя всегда не просто.
При обсуждении плана дальнейших действий дети вспомнили, что помимо горожан, которых они решили поздравлять в Таврическом саду, есть организации, с которыми детский сад давно дружит. Это Ленинградский союз «Дети блокады – 900» и сотрудники детской библиотеки иностранной литературы (филиала Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина).
В ходе проекта педагог посоветовал детям, прежде чем идти поздравлять прохожих, потренироваться, как правильно обратиться к прохожему, чтобы он остановился и выслушал тебя, подумать о том, что доброго можно пожелать незнакомому человеку. Педагог готовил детей к тому, что люди все разные и может случиться так, что кто-то не захочет остановиться. Не надо обижаться и расстраиваться, нужно уважать желание этого человека (он может спешить, опаздывать, у него могут быть проблемы, которые необходимо срочно решить, и т.п.).
На общем совете договорились, что в Таврический сад пойдут все дети, но небольшими подгруппами вместе со взрослыми. На подгруппы дошкольники разделились самостоятельно, учитывая свои дружеские привязанности и желания сверстников.
В определенный день все дети старших групп вместе с педагогами вышли в Таврический сад для вручения подарков горожанам. Дети поочередно останавливали прохожих, поздравляли с наступающим праздником и говорили, что дарят подарки, сделанные своими руками.
На лицах прохожих было сначала удивление, потом изумление, а затем они с улыбкой благодарили детей за поздравление. Были такие прохожие, у которых на лицах была растерянность близкая к страху. Но когда дети доставали из коробки подарки и поздравляли горожан, настроение у людей менялось мгновенно, они улыбались, радовались, некоторые даже просили разрешение обнять детей.
Наблюдая за детьми, педагоги отмечали, как резко менялось настроение самих детей после первой благодарной улыбки прохожего. Начальная застенчивость и осторожность сменялась активным желанием действовать. Так, Вероника запела, после того как молодая девушка, получив в подарок «елочку» с восхищением повторяла: «Это мне?! Огромное вам спасибо. Вы мне подарили радость!».
В библиотеке дошкольников ждал весь коллектив. Заведующая библиотекой попросила работников собраться в холле у большой нарядной елки, где дети вручили им свои поделки, помогли украсить елку и читали стихи-поздравления. Благодарность сотрудников и переданные ими в дар книги для всего детского сада были еще одним признанием важности детской инициативы и детского желания творить добро.
В Ленинградском союзе «Дети блокады – 900» дошкольников ждала украшенная елка. Детям было приятно, что ветераны готовились к их встрече. Когда дети доставали свои игрушки, блокадники искренне радовались и восхищались красотой поделок. Возвращаясь в детский сад пешком, никто из дошкольников не жаловался на усталость, было общее приподнятое настроение. Дети спрашивали, когда еще кого-нибудь будем поздравлять? Вспоминали своих друзей и соседей.
Итоги работы над проектом показали, что новогодние мастерские, в ходе которых дети и взрослые мастерили поделки для горожан, сплотили весь коллектив детского сада, детей и взрослых; позволили детям преодолеть в себе жадность, эгоизм и пережить добрые чувства. Участие в проекте научило детей искренне радоваться возможности сделать кого-то немножко счастливее, показало, как важно быть внимательным и неравнодушным друг к другу. Оказывается, дарить подарки так приятно! Дошкольники видели, как на глазах менялось настроение у людей, которые получили предновогодний сюрприз. Дети предложили самостоятельно продолжать дальше этот проект, чтобы создавая своими руками поделки, радовать ими друзей, знакомых и соседей.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают идею о том, что организация детского опыта в разнообразных образовательных ситуациях, совместной деятельности, социальных проектах гуманистической направленности составляет важнейший источник развития у дошкольников эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия и содействия в добрых делах. Чем большее число событий будет пережито ребенком на уровне его личной сопричастности к окружающему миру, тем увереннее можно предположить, что его будущее станет будущим настоящего Человека, способного к проявлению гуманизма и справедливости.
Литература
- Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Как помочь дошкольнику стать активным: Метод. пос. для социально активных педагогов, студентов пед. вузов и колледжей. СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2014.
- Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: Учеб.-метод. пос. СПб.: Детство-Пресс, 2012.
- Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Учимся общаться и дружить: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет и взрослых с занимательными заданиями, играми и стихами. Вып. 1. СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: Метод. пос. М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Учеб.-метод. пос. / Т.И. Бабаева и др.; под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Доброта начинается с детства"
Проект "Доброта начинается с детства"(среднесрочный, познавательный, творческий)Первый этап. Целеполагание. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адрес...
Статья о патриотическом воспитании дошкольников " Всё начинается с детства"
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа - все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества...
Родительское собрание на тему: "Доброта начинается с детства"
Родительское собрание на тему: "Доброта начинается с детства"....
Родительское собрание "Доброта начинается с детства"
Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил: ….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным ч...
Доброта начинается с детства
Консультация для родителей "Доброта начинается с детства"...
Консультация для родителей "Доброта начинается с детства"
Консультация для родителей "Доброта начинается с детства"...
Консультация "Доброта начинается с детства"
Консультация для родителей "Доброта начинвется с детства"...