Проект "Песня в солдатской шинели"
проект (старшая, подготовительная группа)

Биккузина Регина Миратовна
Наши дети, к огромному счастью, не знают что такое война. Однако они должны знать историю своей страны, они должны помнить героев, благодаря которым мы живём в свободном государстве, должны знать какой ценой нам досталась жизнь, которая у нас есть.  Проект направлен на обеспечение воспитания в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. 
А имела ли место песня на войне? Вместе с Отчизной песни встали в солдатский строй с первых дней войны и прошагали по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Они делили с воинами горести и радости, подбадривали бойцов веселой шуткой, грустили вместе с ними о разлуке с близкими и родными. Во имя Победы песни помогали переносить голод и холод, давали народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых военных песен. Знают ли дошкольники о песенном творчестве периода ВОВ? Какова роль песен в жизни общества в годы войны? Моя задача это выяснить.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №64

«Искорка»

141875 Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский, мкр Строителей, д.9

ИНН/КПП 5007010663/500701001

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

"ПЕСНЯ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ"

                                                        Подготовила

музыкальный руководитель

                                                             Биккузина Р. М.

2019

Цель: Знакомство с историей создания военных песен и выявление роли и значения песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 

1. Выяснить, что знают дошкольники о песенном творчестве периода ВОВ и познакомить их с историей создания некоторых песен.

2. Посредством знакомства с творческим наследием военных лет развить патриотическое чувство и привить чувство гордости за нашу Родину.

3. Определить роль песен в жизни общества в годы войны.

Актуальность: Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.

Область исследования: литературное чтение, музыка.

Методы исследования: 

1. Опрос;

2. Наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан;

3. Изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, Интернет-ресурсов;

Участники проекта: педагоги детского сада, дети старших и подготовительных групп, родители воспитанников, жители рп. Некрасовский.

Проектный продукт: Выпуск DVD-диска с записью музыкальных номеров участников проекта, выпуск CD-диска с подборкой военных песен «Песня в солдатской шинели».

Ожидаемые результаты проекта: воспитанники узнают, какие песни вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания, а также роль песен в жизни нашего народа в военные годы.

Этапы проекта:

1. Подготовительный (выявление проблемы, цели).

2. Основной (реализация намеченного плана, составление материалов

    проекта).

3. Защита проекта.

Срок работы над проектом: апрель 2018г. – май 2019г.

Подготовительный этап.

В самом начале работы над проектом мы выяснили, имела ли место песня на войне.

Собрав материалы по этой проблеме (статьи в интернете, художественная литература, рассказы участников войны) стало ясно, что песня не только имела место на войне, но и помогала осуществить победу над врагом.

Тяжело далась победа нашим людям, но и в это страшное время они были безотрывно связаны с музыкальным творчеством.

В блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты. И особенно фронтовики любили слушать песни!

Песня всегда сопровождала солдата. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

Когда однажды молодого бойца-танкиста спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Итак, военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Военная песня стала неотъемлемой частью военного периода.

Основной этап.

I. В старшей и подготовительной  группах (59 человек) был проведён опрос на тему: «Какие песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».

Результаты опроса приведены ниже.

Приложение 1.

Какие Песни Победы вы знаете?

«День Победы»

«Катюша»

«Синий платочек»

«Священная война»

«В землянке»

«Нам нужна одна победа»

43%

22%

20%

8%

7%

3%

Приложение 2.

Где звучат эти песни сегодня?

Песня

Поют дома

Звучат на ТВ

«День Победы»

10%

90%

«Катюша»

«Синий платочек»

«Священная война»

«В землянке»

«Нам нужна одна победа»

Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам.  У 10 % эти песни звучат дома.

Приложение 3.

Кто автор этих песен?

Не знаю – 100%

Никто из наших воспитанников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен.

II. Этот факт окончательно убедил в правильности поставленной цели и важности этого проекта.

Песня «Священная война»

Автор стихотворения «Священная война» - Василий Иванович Лебедев-Кумач. Уже на второй день после объявления войны это стихотворение прочитал по радио актер Малого театра. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал Борис Александрович Александров. Эта песня ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ».

Впервые песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Песню знали. Знают и сейчас.

Песня «Катюша»

Авторы песни «Катюша» - Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Написана песня в конце 30-х годов. Весна, цветущие сады, любовь и верность… Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.

Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан. В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня.

Песня «В землянке»

Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так в суровых снегах Подмосковья родилась знаменитая песня «В землянке».

«Синий платочек»

Авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский. У этой песни две жизни: довоенная и военная.

Песня родилась до войны, быстро стала любимой в народе. Ее исполняли такие знаменитости, как Изабелла Юрьева, Лидия Русланова.

В военные годы песня обрела новый смысл, стала символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко.

Песня «День Победы»

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы на в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы». Вот уже более 40 лет мы каждый год на Праздник Победы слышим эту «главную победную песню».

III. При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.

Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)

Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»)

Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Синий платочек»)

Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка»)

Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («День Победы», «Дорога на Берлин»)

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:

– объединяющая сила;

– создание ощущения эмоционального подъема;

– передача атмосферы времени;

– передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.

IV. Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.

Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.

Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.

Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.

В результате проделанной работы мы познакомились с историей создания нескольких песен. Военных песен очень много и появляются каждый год новые песни потому, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Литература:

  1. Бирюков Ю. Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.

  1. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А. Е. Луковников. – М., 1975.

  1. Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.

  1. Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. – М., 1979.

  1. Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе, посвященный 70- летию Великой Победы "Город в солдатской шинели"

Конспект :"Город в солдатской шинели" - посвящен городу Котовску Тамбовской области в годы ВОВ...

Город в солдатской шинели.

Город в солдатской шинели....

Конспект ОД по познавательному развитию для детей от 6 до 7 лет "Тамбов в солдатских шинелях"

Конспект образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет "Тамбов в солдатских шинелях"...

"ПЕСНЯ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ"

СЦЕНАРИЙ К КОНКУРСУ "ПЕСНЯ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ"...