Организация инклюзивного образования (из опыта работы)
статья
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Согласно современному подходу к образованию и социо–культурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация инклюзивного образования (из опыта работы) | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация инклюзивного образования из опыта работы детского сада «Тополек»
Подготовила воспитатель: Беспалова И. А.МДОУ Д/С»ТОПОЛЕК»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Согласно современному подходу к образованию и социо–культурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно .
В 2017 году в мою группу поступил Плеханков Артем, ребенку на тот период было 3 года и 5 месяцев. Артем очень болезненно проходил адаптацию, речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием, ребенок часто болел.
Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было. Из разговора с мамой Артема я поняла, что она настроена на то что бы ребенок проводил в детском саду полный день. Первые несколько дней я наблюдала за ребенком, Артем не шел с детьми на контакты, сторонился детей, за стол не садился, приходилось кормить его в облюбленномместе, он облюбовал резиновую черепаху и садился в уголок и оттуда наблюдал за детьми.
Мы дали возможность ребенку оглядеться, освоится. Артем плакал, с трудом отпускал маму. Культурно–гигиенические навыки отсутствовали. Артему понравилось мытье рук, постепенно привыкал он к распорядку дня, стал идти на контакт со взрослыми, приходя в группу улыбался, протягивал ладошку, Атем очень ласковый ребенок ,постепенно стал узнавать где висит полотенце (находил свою картинку) но вот одеваться и раздеваться это дается ребенку еще с трудом. Навык посещения туалета у Артема отсутствовал. Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок плохо держал ложку, приходилось ребенка кормить. Артем брал игрушки и бросал их в детей.
Дети первое время смотрели на Артема с недоумением, таким образом Артем привлекал внимание детей на себя. Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом дауна, мне пришлось искать литературу по данному вопросу.
С Артемом работает психолог, логопед и вот ориентируясь на программу нашего психолога я приступила к разработке своей рабочей программе, ориентируясь на программу Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А. программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
Все занятия с Артемом я провожу в индивидуальной форме через игру. Игры,развивающие восприятие величины, формы, цвета: «Спрячь шарик в ладошках», «Помоги мишке и кукле», «Волшебный сундучок», «Чей домик?» , «Цветные флажки».
Много внимания уделяю играм на развитие мелкой моторики, так как она напрямую связана с развитием умственных способностей, интеллекта и речи. Для развития мелкой моторики я использую игры с крупами, игры со шнуровками, с матрёшками, пирамидками, складывание пазлов, застёгивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу.
Процесс развития, воспитания и образования детей с умственной отсталостью не возможен без тесного сотрудничества с их родителями. С первых дней мы нашли поддержку в лице родителей. Они очень заинтересованы в развитии своего ребенка очень много играют с ним, гуляют с ним, интересуются как у Артема прошел день, что нового получается у Артема, в чем проявляются трудности. Мы консультируем их в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья, рекомендуем литературу для чтения с ребёнком, игры и дидактические пособия для развития мелкой моторики, внимания и т.п.
К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенок стал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Артем адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Артем проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на самого Артема, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей должны обеспечивать педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ. Основная проблема, на мой взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы воспитателей в условиях инклюзии.
Организация инклюзии во многих детских садах находятся на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, включают всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна. Ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.
Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна, является, на мой взгляд, основным условием успешной интеграции таких детей в дошкольное образовательное учреждение.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа кратковременного пребывания - одна из альтернативных форм дошкольного образования (из опыта работы)
В настоящее время проблема получения дошкольного образования волнует каждого родителя. Группа кратковременного пребывания является одной из форм решения данной проблемы...
Внедрение инструктора по физической культуре с педагогами в ДОУ в целях повышения качества дошкольного образования (из опыта работы)
Цель: Познакомить слушателей городской дискуссионой площадки с работой ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов....
Реализация комплексно-тематического планирования в условиях интегрированного образования. Из опыта работы ГБДОУ. И.И. Голубева, Н.Ю. Малинина, О.В. Михайлова
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива по разработке и реализации принципа комплексно-тематического планирования в интегративном детском саду. Авторы делятся практическими н...
Информационные и коммуникационные технологии в образовании (из опыта работы)
Материалы для методического объединения МБДОУ детский сад "Детство". Текст выступления и презентация....
Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках дополнительного образования (презентация опыта работы)
Презентация из опыта кружковой работы...
Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)
Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....
Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)
В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...