"Анализ видеосюжетов подвижных и дидактических игр при фомировании коммуникативных навыков детей".
консультация (средняя группа)
В рамках педсовета на тему: "Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством игровой деятельности" подготовила выступление, посвященное анализу видеосюжетов подвижных и дидактических игр детей среднего дошкольного возраста.
Фотоотчеты в соц.сетях и на сайте школы:
https://sch305.mskobr.ru/edu-news/3721
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=137022920749932&id=100033266741768
Скачать:
Предварительный просмотр:
Главные задачи социально-коммуникативного развития детей среднего возраста в соответствии с ФГОС:
- Усваивать нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Формировать умение легко входить в контакт, общаться в различных ситуациях, вести конструктивный диалог, отстаивать свое мнение.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Развивать навыки невербального общения.
Реализация данных задач поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям общественной жизни и стать социально активной личностью.
Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. В данном дошкольном возрасте в отношении к сверстникам происходит решительный перелом. Однолетки становятся более притягательными для детей среднего возраста и занимают все большее место в их жизни. Дети сознательно предпочитают играть друг с другом, а не с взрослым или в одиночку, как это было в младшем и раннем дошкольном возрасте.
Существенное значение для развития детей данного возраста имеют не только сюжетно-ролевые, но также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, совершенствуются основные движения, развивается наблюдательность, внимание, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения. Кстати, правила поведения наиболее благоприятно усваиваются детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Дидактические и подвижные игры могут оказать большое положительное влияние на развитие коммуникативных способностей в том случае, если при их организации обращается внимание на формы взаимодействия детей друг с другом.
Роль воспитателя: формировать умение легко входить в контакт со сверстниками и взрослыми, успешно взаимодействовать с партнерами по игре, проявляя к ним доброжелательное и уважительное отношение, вести диалог, преодолевать стеснение в общении, направлять ход игры в нужно русло, помогая избегать конфликтов.
На примере коротких видеосюжетов подвижных и дидактических игр,
можно проанализировать развитие коммуникативных умений детей
среднего дошкольного возраста.
1. Анализ видеоролика игры малой подвижности «Чаби-Чаляби»
Игра может проводиться в те моменты, когда нужно снять излишнюю активность, приостановить хаотичное движение детей по группе (например, перед обедом, перед построением на музыку или физкультуру). Данная считалка была преобразована в игру-молчанку самими детьми. Они сначала просто произносили слова данной считалки, а потом начали образовывать круг (или несколько кругов), держась за руки. После слов: «Раз-два-три, замри…» - дети приседают и замолкают. Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не нарушат тишину. Затем игра повторяется снова.
Какие коммуникативные умения детей реализуются в данной игре:
- Проявление чувства общности, единения (образуют круг).
- Игра способствует созданию положительного эмоционального фона - дружно произносят слова детской считалки, делают это с удовольствием.
- Формирование навыков невербального общения (дети держатся за руки, смотрят друг другу в глаза). При этом дети преодолевают робость перед телесным и зрительным контактом, это делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
- Дети учатся проявлять инициативу, поскольку игра была организована детьми самостоятельно, без участия воспитателя.
- Дети учатся делать самостоятельный выбор партнеров по игре: образуют круг или несколько кругов по личным предпочтениям и симпатии, либо по принадлежности к определенному полу – мальчики и девочки(на данном видео), поскольку в этом возрасте дети четко начинают себя ассоциировать с определенным полом.
- Дети учатся сдерживать свои эмоции – в течение некоторого времени сохраняют молчание. В этом заключается проявление саморегуляции собственных действий.
Промахи: у детей еще недостаточно сформированы
навыки само регуляции , поэтому эта игра будет полезна как
раз для развития этих навыков.
Вариант игры:
Кони, кони, кони,
сидели на балконе.
Чай пили. , ложки били,
По-турецки говорили:
«Чаби, чаляби,
Чаляби-Ляби-Ляби» ,
Мы набрали в рот воды,
И сказали всем «Замри!!» .
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Шишка не простая, шишка золотая.
А смеяться можно? Только осторожно!
Сказки не рассказывать,
зубки не показывать!
Раз, два, три – замри!
2. Анализ видеоролика дидактической игры «Лото»
Какие коммуникативные умения реализуются в данной игре:
- Формирование умения соблюдать правила игры, внимательно следить за ходом игры.
- Учатся вести диалог , формулировать и задавать вопрос, отвечать на поставленный вопрос.
- Присутствуют элементы невербального общения: сидят напротив друг друга, присутствует зрительный контакт.
- Учатся соблюдать правила культурного поведения: обращение к воспитателю по имени – отчеству, друг к другу - по именам, учатся сохранять доброжелательный тон общения, не выкрикивать с места, поднимать руку при ответе, уважать партнеров по игре.
- Формирование умения воспринимать и понимать информацию, это способствует развитию мышления.
- Дети обогащают познавательный опыт друг друга
- Сотрудничество, оказание взаимопомощи партнерам по игре (один забыл название предмета – другой напомнил).
- Дети начинают учиться отстаивать свое мнение в игре при возникновении спорных моментов. Это новое в игровой деятельности детей данного возраста. Воспитатель направляет ход игры, предотвращает возникающие конфликты.
Промахи: могу потерять внимание в процессе игры, забывают
названия предметов на фишках, могут путать их
названия.
3. Анализ видеоролика подвижной игры «Сороконожка»
Дети держат друг друга за талию или плечи – образуют тело сороконожки. Под речевое сопровождение воспитателя начинают двигаться одновременно вперед.
Какие коммуникативные умения реализуются в данной игре:
- Во время игры создается положительный эмоциональный настрой, дети учатся выражать во время игры эмоции радости (сороконожка улыбается, смеется, ей весело).
- Игра способствует снятие эмоциональных барьеров (присутствует телесный контакт, дети держатся за плечи друг друга).
- Дети учатся выполнять определенные правила игры: стараются внимательно слушать команды воспитателя и наблюдать за действиями стоящего впереди игрока, следовать за ним след в след, повторяя его движения. На первом игроке в то же время, лежит больше ответственности, это формирует задатки лидерских качеств.
- Дети учатся действовать согласованно и синхронно, чтобы сохранить целостность сороконожки. Таким образом, формируется умение работать в команде, достигать результата вместе.
Промахи: координация движений еще недостаточно развита,
детям сложно удерживать равновесие, они путаются в
ориентировке по отношению к себе (правая-левая
нога). Не всегда могут сохранять целостность тела
сороконожки. Но это является нормой для детей среднего
возраста, так как игровые навыки взаимодействия друг
с другом только начинают развиваться.
Словесное описание игры:
Сороконожка пошла на прогулку. Идет сороконожка змейкой. Весело ей, улыбается. Вдруг, она запрыгала, запрыгала, запрыгала. Устала сороконожка. Присела отдохнуть. Отдохнула сороконожка. И дальше пошла сороконожка. Идет-идет - сороконожка. Левую ножку подняла, постояла-постояла-постояла, опустила левую ножку. Дальше пошла сороконожка, пошла, а теперь попрыгала сороконожка, попрыгала-попрыгала. Ой, сороконожка устала, присела отдохнуть, глазки закрыла и уснула. Отдохнула сороконожка, проснулась, глазки открыла и пошла гусиным шагом. Идет –идет - идет, старается. Остановилась, подпрыгнула вверх сороконожка и засмеялась. Вдруг, начал капать дождик, и сороконожка побежала домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....
Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. В помощь воспитателям....
Дидактические игры по глобальному чтению как средство развития коммуникативных навыков детей
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель...
Влияние словесных дидактических игр на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Практический опыт работы по теме " Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"...
«Словесные дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Методическая разработка включает комплекс дидактических игр подобраных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, которую могут использовать воспитатели, педагоги-психологи, а также ...
Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".
В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Од...