Анализ парциальных программ для составления вариативной части ООП ДО
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Суравешкина Наталья Владимировна

Анализ парциальных программ для составления вариативной части  ООП ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горный детский сад»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Анализ парциальных программ для включения в вариативную часть ООП ДО МБДОУ «Горный ДС»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Горный ДС» Н.В. Суравешкина

1. Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие».

1.1 Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторский коллектив:

Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Возрастной контингент – от 5 до 7 лет.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми:

«Ребенок и другие люди»,

«Ребенок и природа»,

«Ребенок дома»,

«Здоровье ребенка»,

«Эмоциональное благополучие ребенка»«Ребенок на улице города».

Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов, системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Рекомендована Министерством образования РФ.

1.2 Программа «Я, ты, мы»

Авторский коллектив: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина

Возрастной контингент – от 3 до 6 лет.

Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов«Уверенность в себе»«Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями.

Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Планируемые результаты

В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.

Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

4. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3 Программа «Я – человек»

Автор - С. А. Козлова

Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.

Направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т. е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями. Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях: 1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств. 2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре. 3. Стержневым понятием программы являются знания - о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Авторы указывают, что дошкольник, конечно, еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

4. В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности. Авторы считают, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому в программе отобраны эмоционально близкие ребенку факты и явления. Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов, должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становиться содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам). 5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера, накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По отдельным разделам можно начинать работу и с более младшими детьми (например, по разделам «Что я знаю о себе»«Кто такие взрослые люди»«Человек — творец»). Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать психологические особенности возраста и уровень развития конкретного ребенка.

1.4 Программа «Дружные ребята»

Авторский коллектив: Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др.

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Программа «Дружные ребята» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики - нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫразвитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

• Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.

• Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.

• Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.

• Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия

1.5 Программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Авторский коллектив: О. Л. Князева, М. Д. Маханева

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.

 Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует

познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Цели:

--- расширить представление о жанрах устного народного творчества;

--- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

--- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач: --- содействие атмосфере национального быта; --- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек; --- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; --- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

Планируемый результат.

Ранний возраст: Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки, с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.

Дошкольный возраст: Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа; Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

1.6 Программа «Я люблю трудиться»

Автор: Л. В. Куцакова

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Пособие призвано оказать помощь педагогам в их творческой работе по трудовому воспитанию дошкольников, в выборе возможных путей достижения образовательно-воспитательных целей. Предложенная методика обучения строится в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность и др.).

Основная задача, стоящая перед педагогами, – воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.

Методическое пособие учитывает принцип интеграции – взаимосвязи разных видов деятельности, – так как мы считаем, что трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует экскурсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художественную литературу, предлагает нарисовать людей разных профессий и т. п.).

Задачи программы:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

3) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) приобщение детей через соответствующие их индивидуальным и возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

5) развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;2

6) соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Целью Программы является: позитивная социализация и всестороннее развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

II. Образовательная область «Познавательное развитие"

2.1 Программа «Наш дом – природа»

Автор: Н. А. Рыжова

Возрастной контингент – от 5 до 7 лет.

Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир»«Природоведение». Может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Программа "Наш дом — природа" уделяет внимание следующим вопросам: – понимание ценности природы; – осознание ребенком себя как части природы; – воспитание уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий; – понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; – воспитание у детей активной жизненной позиции; – обучение основам элементарной экологической безопасности; – формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ); – формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка); – понимание неповторимости окружающего мира. Н. А. Рыжова замечает, что у подрастающего поколения нужно сформировать новое экологическое сознание, суть которого заключается в том, что человек — особая, разумная часть природы, а экология — не просто наука, это целое мировоззрение.

Работая по данной программе, важно показать, что природные компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию

2.2 Программа «Юный эколог»

Автор: С. Н. Николаева

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволят начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Задачи программы:

Образовательные:

• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

• развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• формирование навыков рационального природоиспользования;

• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

2.3 Программа "Мы"

Программа экологического образования детей

Авторский коллектив: Н. Н. Кондратьева, Т. А. Шиленок, Т. А. Маркова, Т.А. Виноградова

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Ядро содержания программы Н. Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

• развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

• формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

• помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

• готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

• личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

• построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

• активным участием родителей в воспитательном процессе;

• установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

2.4 Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Автор: Л. В. Куцакова

Возрастной контингент – от 1 до 7 лет.

Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках. В книге представлена авторская программа для детских садов по данному виду деятельности, даны подробные методические рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный, применимых в традиционных ДОО и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназияхчастных детских садах, ориентированные соответственно на репродуктивный метод обучения и метод обучения, основанный на сотрудничестве детей и взрослых.

Задачи:

• продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

• проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;

• закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;

• систематически информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях.

• продолжать учить пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники, клеем;

• продолжать формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; представлять одну тему несколькими постепенно усложняющимися конструкциями (например, 5-6 домиков, 4-5 трамвайчиков и др.); организовывать освоение этих конструкций, как по образцам, так и в процессе их самостоятельного преобразования детьми по заданным условиям;

• учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, а также объединенные общей темой (улица, машины, дома и т. п., подбирая тематику с учетом гендерных интересов детей; планировать процесс возведения постройки и определять, какие детали более всего для неё подходят и как их целесообразнее скомбинировать; преобразовывать свои постройки в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин и др.); понимать зависимость структуры конструкции от ее практического использования;

• научить изготавливать простые игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др. с учетом интересов и потребностей девочек и мальчиков; познакомить со способами изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше;

• применять способы конструирования из бумаги при изготовлении простых поделок: складывание квадратного листа бумаги: 1) по диагонали; 2) пополам с совмещением противоположных сторон и углов;

• продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала;

• создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества

2.5 Программа "Семицветик" Авторский коллектив: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Символ волшебного цветка «семицветика» олицетворяет в данной программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка. Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, как первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. В программе отражается отношение к ребенку как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому необходимо помочь. Девиз программы «Семицветик» — «Воспитание через Культуру и Красоту»Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» предназначены не только для воспитателей дошкольных учреждений, но и для учителей начальных классов. Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.

III. Образовательная область «Речевое развитие»

3.1 Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Автор: О. С. Ушакова

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речиосуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Задачи:

• Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха

• Развитие артикуляционного аппарата

• Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса

• Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи

• Формирование грамматического строя речи

• Обогащение словарного запаса

• Формирование связной речи

• Развитие моторики

• Развитие познавательной деятельности, инициативности и творческие способности

Условия реализации программы:

• Соответствующая речевая и игровая предметно – развивающая среда в группе

• Положительное эмоциональное и физическое здоровье детей

• Доброжелательная обстановка в группе

• Интеграция образовательной области «Коммуникация» со всеми образовательными областями ООП

• Вариативность развития речи каждого ребенка, позволяющая развивать творческие способности детей

• Взаимодействие с семьей по развитию речи детей

• Взаимодействие с социальными партнерами по данному направлению

• Индивидуальная и групповая работа с детьми

IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

4.1 Программа «Цветные ладошки»

Автор: И. А Лыкова

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции)«осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

4.2 Программа "Природа и художник" 

Автор: Т. А. Копцева.

Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме. Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

• передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного)отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;

• передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);

• обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;

• приобщать к мировой художественной культуре.

• Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:

• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;

• готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;

• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

• готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

4.3 Программа «Красота. Радость. Творчество» 

Авторский коллектив: Т. С. Комарова, А. В.Антонова, М. В. Зацепина

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.

Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.

4.4 Программа «Гармония развития»

Автор: Д. И. Воробьева

Возрастной контингент – от 2 до 6 лет.

Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л. С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. Ведущая идея программы — целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.

Основная идея программы предполагает:

• всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

• равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;

• создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

4.5 Программа «Музыкальные шедевры» Автор: О. И. Радынова

Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программаориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»

Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности.

Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.

Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

4.6 Программа «Синтез» Авторский коллектив: К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан, Т. М. Шумова, О. Л. Кабачек

Возрастной контингент – от 4 до 7 лет.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются веди ном комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке»«Мой день»«Русские народные образы»«Сказка в музыке»«Я учу ноты» и др.

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят«Хрестоматия музыкального репертуара»«Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

4.7.  Программа «Малыш» Автор: В. А. Петрова

Возрастной контингент – от 2 до 3 лет.

Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Задачи: - Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её и подпевать. - Выполнять простейшие танцевальные движения. По программе "Малыш" с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12-15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей. Музыкальное развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий.

К концу года дети 1 мл. гр. могут:

- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий) 

- Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

- Двигаться в соответствии с характером музыки.

- Начинать движения с первыми звуками музыки.

- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук).

      - Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).

V. Образовательная область «Физическое  развитие»

5.1.  Программа «Физическая культура – дошкольникам»

Автор: Л.Д. Глазырина.

 Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

 Задачи программы имеют следующие направления:

оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;

воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;

образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.

 Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:

---принцип фасцинации (от англ. fascination) — специально организованное вербальное воздействие — умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).

 ---принцип синкретичности (от греч. syncretism’s — соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);

 ---принцип творческой направленности — самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.

 Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала.

 

5.2. Программа «Здоровье».

Автор: В.Г. Алямовская.

         Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.

 Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:

Физическое здоровье — программа «Группы здоровья».

Психологическое благополучие — программа «Комфорт».

Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».

Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».

 Созданию программы «Группы здоровья» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.

 В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы; однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом.

 В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.

 

5.3. Программа «Театр физического воспитания для дошкольников».

Автор: Н.Н. Ефименко.

         Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой.

 Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

 Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

         В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание).

         Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т.д.).

 Таким образом, программы физкультурно-оздоровительного направления ориентированы на инструкторов по физической культуре, воспитателей, руководителей ДОУ.

 

5.4. Программы валеологического направления

Программа «Здоровье с детства»

 Автор: Т.С. Казаковцева.

 Цель программы — разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.

В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:

«Растить здоровым» — для детей младшего дошкольного возраста. Цель — обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.

«Учусь быть здоровым» — для детей старшего дошкольного возраста. Цель — укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.

В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздоровительной и образовательной направленности) и подробно описаны шесть подразделов.

 В I разделе — «Я — человек » представлены четыре направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития ребенка; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я — человек».

 Во II разделе — «Правила гигиены» описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (рекомендуемая температура, перечень одежды для детей в соответствии с временем года, закаливающие мероприятия); организация питания дошкольников (общие рекомендации питания в зимний и летний периоды); перечень профилактических мероприятий, упражнений для укрепления систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения для формирования изгибов позвоночника и сводов стопы, для тренировки мышечного аппарата глаза), психогигиенических мероприятий (задания с использованием элементов аутогенной тренировки). И к каждому направлению прилагается перечень тем для ознакомления с названием и значением всех этих мероприятий.

В III разделе — «Движения» представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников; перечень представлений о физических упражнениях, которые необходимо сформировать у детей; характеристика двигательного режима в летний и зимний периоды; перечень двигательных умений и навыков, упражнений для развития физических качеств, контрольных упражнений для оценки физической подготовленности детей, упражнений для формирования осанки и сводов стопы; перечень тем для ознакомления детей с физическими упражнениями.

 В IV раздел — «Вредные привычки» включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.

 В V разделе — «Береги себя» представлены задачи, которые направлены на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.

 В VI разделе — «Я — хороший человек» перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и с взрослыми.

 Программа имеет четкую структуру, и каждый раздел программы подробно описан. Определены задачи физического воспитания. Подробно представлены в таблицах данные физического развития и физиометрические показатели, тесты для оценки резервных возможностей и физической подготовленности дошкольников помогут педагогу осуществлять диагностику физического развития и физической подготовленности детей.

 

Программа «Здравствуй!»

 Автор: М.Л. Лазарев.

Цель программы — помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.

Программа была апробирована автором в течение 1995—1996 гг. в средней группе ДОУ № 1738 Северо-Западного округа г. Москвы.

Программа построена на идеях науки о здоровье — валеологии. Ее материал включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка.

Стержнем является курс духовного здоровья, который включает народные праздники, активное слушание классической музыки, активное проживание музыкальных образовательных циклов.

В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Программа состоит из четырех частей.

Часть I. Теория валеологии:

теоретическое обоснование программы;

концепция открытой школы здоровья;

этапы реализации программы формирования здоровья детей в детском саду;

метод музыкальной психорегуляции дыхания.

 Часть II. Практика валеологии:

медико-педагогическое обследование детей;

конспекты оздоровительных занятий.

 Часть III. Музыкальная валеология: музыкальная психология, история, география, математика. На материале этой части происходит психофизический тренинг ребенка.

 Часть IV. «Моя книга здоровья»:

рисунки о здоровье;

диагностика здоровья;

приключение юных учителей здоровья.

 В первой части программы («Теория валеологии») автор предлагает принципиально отличать медицинский и валеологический подходы к здоровью. Соединяя медицину и валеологию, автор выделяет новую-науку — санологию (от лат. sano — лечу и sanitas — здоровье) — это наука о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека. В этой части программы автор представляет определения понятий: превентология, валеология, педагогическая, медицинская, социальная, экологическая валеология, здравосозидание. Автором создана эмблема здоровья — восточный знак гармонии энергии, который трансформирован в музыкальный знак.

о второй части программы («Практика валеологии») подробно представлена интегрированная диагностика: психологическая, дыхательная и двигательная. Здесь описываются диагностические задачи и правила проведения диагностики. Для каждого ребенка предлагается заполнять карту здоровья, карту домашней диагностики, карту, позволяющую оценить эффективность оздоровительных занятий.

 На материале третьей части программы («Музыкальная валеология») происходит психофизический тренинг ребенка. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. Данная часть состоит из пяти разделов, в каждом из которых представлены ноты и слова песен.

 Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение — «Моя книга здоровья». Это приложение является четвертой частью программы.

 Таким образом, программы валеологического направления несут в себе важную информацию, как для детей, так и для взрослых которые их окружают.

 

5.5. Узкоспециализированные программы

Программа «Старт».

Авторы: Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, Л.К.Михайлова.

Цель программы — помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «я» в движении.

В процессе организации физического воспитания комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующая ДОУ, воспитатель.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям

Содержание программы включает методику обследования двигательных качеств детей; задачи совместной работы воспитателя и инструктора по физической культуре; особенности организации физкультурных занятий в дошкольном учреждении; методику обучения дошкольников акробатическим упражнениям, упражнениям в равновесии, лазанью по канату, на гимнастической стенке; конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале для каждой возрастной группы; комплексы оздоровительной гимнастики; содержание развивающей среды для игровой деятельности. Следует отметить, что предлагаемые программой акробатические упражнения (стойка на голове, кувырок с разбега, кувырок с прыжком, назад, техника выполнения движений на козле) слишком трудны для всех детей, поэтому их рационально включать в работу спортивной секции.

 Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ.

 

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике

«Са-Фи-Дансе».

 Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.

Цель программы — содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

Основные задачи программы:

1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.

Развитие творческих и созидательных способностей:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

 Основными разделами программы являются:

 1. Танцевально-ритмическая гимнастика:

 игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры);

 игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);

игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы — историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы)

Нетрадиционные виды упражнений:

танцевально-ритмическая гимнастика (специальные композиции и комплексы упражнений);

игропластика (элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга);

пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и речитативами, по сказкам и рассказам, игры-потешки);

игровой самомассаж (упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела в игровой форме);

музыкально-подражательные игры (подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа, динамики, характера музыки);

игры-путешествия (или сюжетные занятия).

 2. Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально-творческие игры).

 Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

 В программе отражены требования, предъявляемые к занимающимся, по освоению знаний, умений и навыков. Работать по этой программе педагогу будет легко, так как в ней подробно представлена методика проведения уроков по танцевально-игровой гимнастике. Авторы описали, как построить урок, как организовать проведение урока и какова методика на этапах обучения.

 Для каждого года обучения представлены подробные конспекты уроков и сюжетных уроков. Каждый урок проводится в сопровождении рассказов и речитативов. Для организации сюжетных занятий авторы предлагают использовать эмблемы, жетоны, отличительные знаки, маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, отличительные знаки.

 Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ, на педагогов учреждений дополнительного образования.

 

Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».

Автор: Ю.Ф. Змановский.

Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

 Основные отличительные особенности программы:

Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.

В ряде разделов программы предусмотрен учет климатогеографических и экологических особенностей региона.

В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма.

Программа состоит из шести разделов.

 В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья.

 Во втором разделе представлена рациональная организация двигательной деятельности. Принципиальным отличием от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста является преобладание циклических упражнений (прежде всего беговых упражнений) и их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.). В этом разделе представлены основные требования к занятиям, способы организации детей на занятии, вариативное содержание занятий, включающее несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.

 В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным — обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию.

 Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы — индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции.

 В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения. В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций.

 В подразделах программы освещаются проблемы медицинской экологии (влияние внешнесредовых факторов на здоровье человека, формирование начал «экологического сознания») и психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ парциальных программ

Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку,...

АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) ДОШКОЛЬНИКОВ

Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных организацииях во многом обусловлено образовательной программой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мир...

Сравнительный анализ парциальных программ по валеологическому образованию дошкольников (В.Г.Алямовская, Ю.Ф.Змановский, и др.).

Существует ряд образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами  валеологии  для дошкольников, которые составляются   с учетом особенностей регионо...

Статья на тему: "Анализ парциальных программ по музыке"

В данной статье кратко рассматриваются парциальные программы по музыке: «Элементарное музицирование с дошкольниками»,  Т. Э. Тютюнниковой, «Оркестр в детском саду»...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов "Анализ парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Я - Человек"

Цель программы- дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях ...