Консультация "Воспитание заботливого отношения к окружающим у дошкольника "
консультация
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vospitanie_zabotlivogo_otnosheniya_k_okruzhayushchim.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»
Консультация
для родителей
«Воспитание заботливого отношения к окружающим у дошкольника»
Воспитатель:
Дмитриенко И.В.
г. Керчь
2019 г.
Забота о людях, однажды вошедшая в сердце человека,
превратится в настоящее
сокровище, прежде чем обретет покой.
Бенджамин Джонсон
Результаты многочисленных исследований и опыт родителей подтверждают, что дети от природы склонны проявлять заботу. Младенцы могут заплакать, увидев, как кто-то из родителей грустит, и предложить ему свою игрушку в качестве утешения. Дошкольники проявляют заботу с помощью слов и жестов. Дети младшего школьного возраста легко понимают и проявляют заботу, а также осознают силу слов, тона голоса, добрых и злых поступков.
Дети нуждаются в том, чтобы видеть возможности для проявления заботы и людей, заботящихся друг о друге и совершающих добрые поступки. Это становится основой эмоциональной целостности ребенка. Также дети должны видеть, как родители проявляют заботу друг о друге.
Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье.
В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи.
Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, себялюбие, эгоизм. «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания,- пишет В.А.Сухомлинский.- Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу ( очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».
Беседы с детьми о явлениях окружающей жизни, о событиях в детском саду, о жизни родителей в детстве, о товарищах, о помощи в сложных ситуациях побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезным для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.
Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественно литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.
Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.
Самая большая ошибка в семейном воспитании- физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи.
В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание(обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим. Одобрение ребенка, подбадривание его, способствуют тому, что он чувствует себя увереннее и далее ребенок поступает так же.
Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.
Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребенок охотно будет возвращаться у этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.
Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
Забота – это не обязательно отзывчивость на чужую боль или грусть. Это также поддержка и укрепление хороших качеств. Например, взаимоотношения между детьми укрепляются, когда они взаимодействуют и выполняют какую-либо совместную работу. Групповые игры и занятия усиливают связи между детьми. Когда для какого-либо дела необходимы два человека, забота друг о друге становится основой его успешного выполнения.
Взрослые должны помочь ребенку понять, что забота о другом человеке приносит удовольствие, и поэтому стоит проявлять заботу о людях. Доброта, забота и уважительное отношение к себе и окружающим помогают нам решать конфликты и находить общий язык друг с другом. Мы запоминаем хорошие поступки и добрые слова других людей, лучше помним эмоции, вызванные у нас тем или иным человеком, чем его поступки.
Доброта, которую дети переняли в детстве, остается с ними и в школьные годы, и на протяжении всей жизни. Когда о ребенке заботятся, он учится заботиться о других, доверять себе и окружающим и развивает свои лучшие качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим - Родительское собрание в группе общеразвивающей направленности №9 «Морошка» Мамонтова О.В., воспитатель высшей квалификационной категории Декабрь 2011 год
Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается с раннего возраста....
" Воспитание заботливого отношения к окружающим."
Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность л...
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Воспитание заботливого отношения к окружающим"
Как правильно воспитать ребёнка, чтобы он был заботливым, чутким, отзывчивым....
Нравственно патриотическое воспитание дошкольников как основы заботливого отношения к окружающим.
Нравственное воспитание это воспитание дружеских взаимоотношений между детьми....
«Воспитание у дошкольников заботливого отношения к окружающим».
Консультация для родителей...