«Воспитание у дошкольников заботливого отношения к окружающим».
консультация

Шепелева Галина Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание у дошкольников заботливого отношения к окружающим».

Воспитание у дошкольников заботливого, чуткого отношения к окружающим очень длительный процесс, который направлен на то, чтобы забота о людях стала для детей привычной формой их общения и поведения. Умение проявлять чуткость к окружающим, быть отзывчивым на добро, хорошее и иметь неприязнь ко злу формируются с детства. C:\Users\user\Downloads\1681323588_belon-club-p-cherti-idealnoi-semi-oboi-72.jpg

Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, чёрствость, себялюбие и эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут чёрствые, грубые и эгоистичные дети?  «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, - пишет В.А.Сухомлинский. - Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

Основная роль в воспитании дошкольников принадлежит семье, в которой ребенок постигает первую школу общения с близкими. Огромное влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Когда родители делят между собой все радости и трудности жизни, всегда готовы прийти на помощь другим людям, тем самым создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Если ребенка с первых лет жизни учить быть заботливым, он обязательно будет расти отзывчивым, чутким и не равнодушным к чужому горю. Часто родители из-за ограниченности во времени, мало уделяют внимания на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и в организации всей жизни семьи.

Особое значение для формирования заботливого отношения к окружающим имеют обсуждения с детьми событий в детском саду, интересные рассказы родителей из своего детства, о своих товарищах, совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей на добрые поступки, заставляют проявлять интерес к другим людям, их труду и заботам, стремиться быть полезными для кого-то. Если ребенок принимает активное участие в трудовой жизни семьи, то у него появляется возможность проявлять заботу об окружающих. Родителям не следует забывать, что каждый их необдуманный поступок или неосторожное слово могут отразиться на поведении дошкольника. Основы поведения, навыки трудолюбия, уважение, понимание и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. С возрастом, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы будут понятны для ребенка, он обязательно будет руководствоваться ими, стремиться поступать как взрослые.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

У детей очень рано возникают первые способности сопереживать, появляется чувство симпатии. Дошкольники очень часто относятся с сочувствием к тем, кто нуждается в их помощи, защите: младшим детям, щенятам, котятам. Давая дошкольнику возможность принимать активное участие в жизни семьи, выполнять постоянные трудовые поручения, помогать в подготовке к семейным праздникам, организации совместных прогулок, взрослые должны стремиться не только к тому, чтобы научить ребенка внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

Часто родители, не учитывая психологических особенностей ребенка, могут хвалить за удачный результат в каком-либо деле, не учитывая приложенных усилий и наоборот, могут поругать за неудачу в выполнении работы, даже если ребенок старался, но у него не хватило навыков и умений.

Огромной ошибкой в воспитании дошкольника является физическое наказание. В семьях, где это допустимо, трудно воспитать заботливое отношение к родителям и остальным членам семьи. Многие родители читают педагогическую литературу, осознают, что физические наказания противопоказаны в воспитании, но иногда не могут сдержать себя. Причина этого – нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребёнка и стремлением их исправить при помощи физического наказания; разногласия между родителями и др. Для родителей такого типа характерно неумение изменить образ жизни семьи, семейных взаимоотношений.C:\Users\user\Downloads\917.jpg

Большинство родителей знают, что бить детей нельзя, но иногда бьют. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие же признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания. Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что прежде всего ребёнок должен осознать свою вину, переживать из-за неё. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое, не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.

Для ребёнка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

Нельзя забывать, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание заботливости в ребенке успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение всех членов семьи, интерес к окружающим людям. Таким образом, задача взрослых состоит в том, чтобы постоянно демонстрировать детям положительные образцы поведения, побуждающие их к мотивированным социально значимым поступкам.

Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребёнка. От того, какую направленность характера родители стараются воспитать в ребёнке – заботливую или эгоистическую,- зависит его поведение в дальнейшей жизни.C:\Users\user\Downloads\O-X0obaasr4.jpg

Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребёнка является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения.

Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребёнок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему

Данная консультация может быть использована воспитателями в информационных целях для родителей воспитанников....

"Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"

Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества ...

Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"

Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"...