Доклад на конференцию «Современные разработки и технологии в области коррекционно-развивающего обучения»
учебно-методический материал (старшая группа)
Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать Стрельниковскую дыхательную гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе. Гимнастика также способна направить энергию детей в мирное русло и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности, а проведение ее на прогулке в тёплое время года дополняет арсенал подвижных игр. Дети охотно выполняют упражнения на улице и в помещении, охотно включаются в данный вид деятельности в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на конференцию «Современные разработки и технологии в области коррекционно-развивающего обучения»
Тема:
«Использование упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой в ДОУ для профилактики нарушений психофизического развития дошкольников».
Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений в соответствии с ФГОС в современных условиях требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.
Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и многим параметрам гимнастика Стрельниковой вне конкуренции.
Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать Стрельниковскую дыхательную гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе. Гимнастика также способна направить энергию детей в мирное русло и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности, а проведение ее на прогулке в тёплое время года дополняет арсенал подвижных игр. Дети охотно выполняют упражнения на улице и в помещении, охотно включаются в данный вид деятельности в игровой форме.
Именно поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста я как учитель-дефектолог отдаю предпочтение данной технологии.
Гимнастикой Стрельниковой с детьми дошкольного возраста я занимаюсь как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.
В детском саду гимнастика используется мною во время разных режимных моментов, исключая 20 минут до еды и 1 час после еды. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики, и физкультминутки во время занятий, и прогулки (при температуре выше 10-12 градусов тепла), и время после дневного сна, и время ожидания при смене режимных моментов.
Эта гимнастика универсальна. Она может быть профилактической, лечебной, оздоровительной, развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Её можно делать дома и на улице, лежа, сидя и стоя, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.
Уникальная методика дыхательных упражнений благотворно воздействует на организм в целом:
- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- Улучшает дренажную функцию бронхов;
- Способствует рассасыванию воспалительных образований, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения;
- Улучшает обменные процессы;
- Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы;
- Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
- Способствует укреплению и восстановлению центральной нервной системы;
- Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.
Стрельниковская дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием.
В Стрельниковской дыхательной гимнастике так называемые дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Эти движения всегда соответствуют фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.
Гимнастика А.Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.
Это уникальный метод оздоровления всего организма.
Упражнения Стрельниковской гимнастики активно включают в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс. А так как все упражнения выполняются одновременно с коротким, но очень активным вдохом, то обеспечивается предельное насыщение организма кислородом и активизация обменных процессов на клеточном уровне. Усиливается внутреннее тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями.
Данной гимнастике можно обучить ребенка, начиная с 4 лет. Организму ребёнка стрельниковская дыхательная гимнастика помогает расти и формироваться максимально здоровым. При выполнении упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:
- Вдох – громкий, короткий, активный.
- Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или рот. Выдох – это уходящий вдох. Думать о выдохе нельзя.
Воздух должен сам уходить через нос или через рот после каждого вдоха носом. Вдох – предельно активный, выдох – абсолютно пассивный.
- В Стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями.
Дыхательные упражнения делаются в ритме строевого шага. Это примерно 1 движение в секунду. С таким же интервалом производится вдох. Темп и ритм для детей можно задавать хлопками с одновременныс счетом, котовый ведётся по восьмёркам или с проговариванием вспомогательных слов.
Проводя стрельниковскую гимнастику с группой детей нужно учитывать самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости чаще делать паузы, сменить темп выполнения на более медленный и т.д. Необходимо помнить, что качественное выполнение движений получается не сразу, а вырабатывается по мере тренировок. Со временем правильные движения у детей будут автоматизированы.
Необходима определенная последовательность выполнения упражнений основного комплекса. Гимнастику всегда нужно начинать с разминочных упражнений «Ладошки» и «Погончики».
Каждое новое упражнение с детьми выполняем по 4 вдоха-движения подряд через паузу от 3 до 5 секунд следующим образом: 4-4-4-4-4-4-4-4. Итого: 4 вдоха-движения по 8 раз, это 32 раза (стрельниковская тридцатка). Между «тридцатками» пауза от 3 до 10 секунд. Такой же отдых между упражнениями.
Для того, чтобы внести некоторое разнообразие, можно чередовать количество упражнений, сохраняя их последовательность.
После освоения основного комплекса можно разнообразить занятия упражнениями дополнительного комплекса. Когда элементы гимнастики будут освоены, она делается легко, без напряжения и доставляет удовольствие. Гимнастику можно делать как полностью, примерно 20-30 минут, так и небольшую ее часть, если есть меньший отрезок времени. Физкультминуткам отводится 3-5 минут.
В своей деятельности использую следующие упражнения стельниковской дыхательной гимнастики:
- «Ладошки».
- «Погончики».
- «Насос».
- «Кошка».
- «Обними плечи».
- «Ушки».
- «Пяточки-носочки».
- «Обезьянка»
- «Повороты головы»
- «Малый маятник»
- «Передний шаг».
Результаты использования гимнастики с детьми в ДОУ:
- У детей с ЗПР улучшилась общая координация движений;
- На занятии наблюдается повышение познавательной активности, улучшение концентрации внимания;
- В группе повысилась посещаемость, дети реже стали болеть ОРВИ;
- Наблюдается моложительная мотивация к выполнению гимнастики (дети с удовольствием шмыгают носиками и выполняют движения в режимных моментах, на занятиях, на прогулках).
- У некоторых детей в некоторой степени снизились проявления гиперактивности в деятельности, они стали более сосредоточены и управляемы.
Таким образом, можно отметить положительный опыт использования мною упражнений комплекса дыхательной гимнастики Стрельниковой с детьми старшего дошкольного возраста. В перспективе я планирую организовать мастер-классы для родителей дошкольников с целью освоения ими данной здоровьесберегающей технологии.
Список литературы:
- Антонова М.Е. Дышу, значит, живу. Метод Стрельниковой. – Спб.: Вектор, 2005. – 96 с.
- Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2005 – 128 с.
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
Доклад подготовила воспитатель,
учитель-логопед Коломиец Ольга Александровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...
"Технология "Мозартика" в коррекционно-развивающей работе педагога - психолога"
Что такое Мозартика?Позиционирование Мозартики.Мозартикотерапия - комплекс реабилитационных методик....
Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
1. Актуальность проблемы. Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной раб...
Собственная методическая разработка. Презентация "Насекомые" для проведения коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы с использованием ИКТ.
Презентация для детей старшей группы с ОНР по теме "Насекомые."...
Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
18.01.2024 Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей раб...