"Организация патриотического воспитания дошкольников в ДОО"
статья
В данной статье говорится о необходимости знакомить дошкольников с их историческим прошлым, с народными традициями,праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация патриотического воспитания дошкольников в ДОО
Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодежи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года. Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются « Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Обозначенные в государственных документах приоритеты в направлении деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно – патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста. Гражданско-патриотическое воспитание – одно из направлений социально – личностного развития дошкольников. В младшем дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
У ребенка начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит вокруг себя малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик к его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе работы мы формируем у младших дошкольников положительное, эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим уже с историей происхождения, значением и функциями герба и флага. Занятия можно проводить с помощью информационно – коммуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, организовать прослушивание аудиозаписи гимна.
Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». Для их изучения проводятся соответсвующие занятия – беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значение цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитывать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
При работе с дошкольниками эффективными формами и методами работы, которые мы используем, являются: организация мини-музея или выставки, совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок по соответствующим темам, конкурсы рисунков и стихов, ручной труд, беседа, театрализация на патриотические темы, природоохранная деятельность, « уроки доброты», и «уроки мужества», игры (дидактические, народные подвижные, настольно – печатные, игры – сотрудничества), инсценирование сказок и др.
Следует формировать духовную ценность от простых и доступных ребенку вещей: знакомство с былинными героями (Илья Муромец, Алеша Попович, Никита Кожемяка) и сказочными персонажами, которые защищали земли русские, картинами русских художников, которые воспевают красоту родного края, национальными костюмами и др. Немаловажным, конечно является учет и применение регионального компонента. Например, беседа с детьми с применением иллюстраций «Мой город – Воронеж», «Природа Черноземья» и др. Раскрытие темы малой родины очень актуально. Любой уголок нашей Родины неповторим и по своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в ДОО краеведческого мини – музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества ( вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.
Кроме того, непременным условием патриотического воспитания является вовлечение всех участников образовательного процесса в данной работе. Воспитатель организует с дошкольниками мероприятия по патриотическому воспитанию, проводит работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей, логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка, преподаватель по изодеятельности учит детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой, инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны и т. д.
Литература
1. Белая К.Ю. Художественно – эстетическое и социально – нравственное воспитание дошкольника. – М.: Школьная пресса, 2007.
2.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. – М.: Скрипторий, 2008.
3.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
4.Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий, 2003 , 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...
Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)
В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии и...
Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)
Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формиро...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников
Рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников...