Роль родителей в показном потреблении детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Cемья для ребенка является первой школой взаимоотношений с людьми и социумом. Условием развития ребенка является общение, которое в настоящее время искажается через призму информационной среды и процесса потребления. В детских учреждениях дети часто играют с игрушками, которые принесли из дома. Это поведение имеет тесную связь с феноменом «показное потребление». Среди детей дошкольного возраста показное потребление является компенсаторным механизмом трудностей в общении со сверстниками [2].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19statyaispravl.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей в показном потреблении детей старшего дошкольного возраста
Cемья для ребенка является первой школой взаимоотношений с людьми и социумом. Условием развития ребенка является общение, которое в настоящее время искажается через призму информационной среды и процесса потребления. В детских учреждениях дети часто играют с игрушками, которые принесли из дома. Это поведение имеет тесную связь с феноменом «показное потребление». Среди детей дошкольного возраста показное потребление является компенсаторным механизмом трудностей в общении со сверстниками [2].
С нашей точки зрения, стиль семейного воспитания и доминирующий мотив показного потребления детей старшего дошкольного возраста имеют взаимосвязь. Исследование проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 2 «Подсолнух» г. Звенигорода. Всего обследовано 92 ребенка в возрасте 5;6 – 6;2; – 40 матерей и 10 отцов. Анализ стилей семейного воспитания показал, что в представленной выборке 60% семей характеризуются дисгармоничным типом воспитания, 40% – гармоничным. А.Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти [3]. Негармоничный стиль воспитания, по мнению Эйдемиллер Э. Г., существует в семьях, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла [4]. Из результатов гистограммы 1 видно, что у дошкольников из семей с гармоничным стилем воспитания доминируют два мотива показного потребления: «наладить взаимоотношения» -38,2%, «завести новые знакомства» - 29,4%. Высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей, открытость коммуникации позволяет детям из семей с гармоничным стилем воспитания использовать предметы показного потребления для дальнейшего развития коммуникативных навыков в детском коллективе. У детей из семей с дисгармоничным стилем воспитанием доминируют мотивы: «Желание выделиться», «Желание привлечь внимание». Дисгармоничный стиль воспитания в семье провоцирует коммуникативные трудности у дошкольника. Ребёнок начинает использовать предметы показного потребления в качестве компенсации своих трудностей, обусловленных недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля со стороны родителей, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Негармоничное воспитание в семье мешает налаживанию адекватного взаимодействия ребенка в семье, затрудняет его социальную адаптацию. Результаты корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) подтвердили, что существует значимая взаимосвязь между стилем воспитания и мотивом показного потребления (r = 0,54, при p<0,01).
Литература:
- Веблен Т. Теория праздного класса: М.:Прогресс;; 1984.
- Молчанова Г.В. Потребительская социализация детей: основные направления исследований// Психология обучения. - 2015. - №6. - С. 99-110.
- Цимерман Ю.А. Демонстративное потребление в современном обществе: институциональный анализ: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 Москва, 2007 213 с.
- Eydemiller E., Yustitskis V. (2006), Psihologiya I psihoterahiya sem’i [Psikhologiya and psychotherapy of family], SPb.: Piter Publ. (In Russian).
Иллюстрации
Гистограмма 1. Доминирующие мотивы показного потребления детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект "Роль волшебной сказки в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию"
Проектная деятельность, цель которой - выявить роль волшебных сказок в обучении старших дошкольников рисованию, разработка рекомендаций педагогам. Длительность проекта - 1 год....
Методические рекомендации для родителей «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»
Очевидно, что для успешного обучения ребёнка в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему р...
Круглый стол с родителями «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания посредством ручного труда у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1....
Консультация для родителей:"Роль развивающих игр в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Рассказать родителям,как с помощью развивающих игр развивать у ребёнка память,мышление.внимание,воображение,тоесть те качества.которые необходимы ребёнку для дальнейшей жизни....
Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».
В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...
Консультация для родителей "«Роль ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "«Роль ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»...