Выступление на методическом объединение тема: Особенности работы с детьми ОВЗ-аутизм.
учебно-методический материал (старшая группа)
Современный педагог должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовывать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
Развитие инклюзивной практики в Российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута.
По статистике, каждый 50-й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88-й человек на земле рождается с аутическими расстройствами и подробнее в своей работе я хотела бы рассмотреть особенности детей с аутизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz_makarova_ei.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
воспитателя Суцкой Т.Ю.
Особенности работы с детьми с ОВЗ -аутизм.
Современный педагог должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовывать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
Нельзя всех оценивать одинаково, успех у каждого свой. Важно найти тот положительный момент в деятельности ребенка, который может быть оценен выше.
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.
С 1 сентября 2016 года введен ФГОС НОО детей с ОВЗ. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ- это дети с особыми образовательными потребностями.
Одна из важных целей Стандарта : гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуальным адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого- педагогическая поддержка- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
-обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы;
-побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
-установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
-использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
-разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
-использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
-по возможности, исключая методы принуждения, использовать приемы активизации работы обучающихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы;
-обеспечить возможность последовательного продвижения от легкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
-дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребенка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
-создавать необходимый психологический микроклимат на уроке, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корректировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влиянтя на личность обучаемых.Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.
Развитие инклюзивной практики в Российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута.
По статистике, каждый 50-й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88-й человек на земле рождается с аутическими расстройствами.
Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Аутист — самый сложный педагогический «клиент», если мы научимся обучать аутистов, мы сможем применить систему инклюзии фактически для всех детей с особенностями.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Нарушения понимания значения информации, могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов отмечается наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако и в этих случаях остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них ограничены способности интерпретировать жесты.
Ребенок с аутизмом может и безразличным к происходящему, и
иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться про
стыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развер
нутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на
основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умствен
ная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуаль
ное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Не
редки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избира
тельную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная
грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина
трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту
значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекват
ную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организо
ванная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попыт
ки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и
предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.
Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне прини
мает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного
безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с
блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания,
избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специ
альной педагогической и психологической помощи.» (Никольская О.С.
Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)
По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ран
ним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4м группам.
Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями.
Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.
Очень важны, в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень трудно, как для родителей, так и для учителя, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.
Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести «особого» ребёнка в обычный класс. Это — удар как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое. Когда абсолютно любой ребёнок может пойти на занятие, но ровно настолько, насколько он готов — психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто-то может просидеть на занятие минуту, а кто-то целое занятие.
Ребёнок, который может пробыть на занятие лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целое занятие. Он также имеет право на образование, общение поэтому в дошкольных учреждениях открываются группы для детей с ОВЗ в которых ведётся работа коррекционными педагогами и количество детей ограничено, здесь ребёнку спокойнее и проще.
В заключение хочется привести слова, с которыми мы обращаемся к родителям наших «особых» воспитанников: «Когда становится понятным, что ребенок, которого так ждали и бесконечно любили еще до рождения, страдает аутизмом, родители чувствуют растерянность, непонимание и задаются вопросом, почему это произошло именно с их ребенком. Но ученые пока не могут объяснить причину, почему рождаются эти особые дети с собственным, закрытым для других миром. Не стоит заниматься самокопанием, пытаясь найти причину такого состояния своего ребенка. Эти терзания ни к чему не приведут, кроме как к сплошному негативу, ссорам, выяснениям того, кто виноват. Необходимо просто смириться с этим и начать воспринимать ребенка таким, каким он есть. Только такой подход дает возможность подойти к решению проблемы, ведь специальные занятия, диета, медикаментозное лечение дают хорошие результаты. Многие дети, которым был поставлен диагноз «аутизм» сумели социализироваться и стать успешными людьми. Здесь можно назвать имена Билла Гейтса, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога и др. Дети-аутисты нуждаются в особом подходе, в нашей любви, заботе и неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в обществе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении тема:"Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста"
Знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей дома и в детском саду. Мероприятия, которые провожу в детском саду для оздоровления детей .Презентация на тему:"Нетрадиционные средства оздоровл...
Доклад выступления на методическом объединении тема:"Безопасность детей среднего возраста в быту"
Изучение правил безопасности в быту. Работа с родителями -изучение и выполнение правил:"Безопасность детей в быту"....
Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"
Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...
Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"
Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"...
Выступление с докладом на тему: "Особенности работы инструктора по физической культуре в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС"
Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является фо...
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...
Выступление на Методическом Объединении Тема: «Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи»
Выступление на Методическом Объединении Тема: «Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи» Актуальность. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мы...