Учебно-игровая ситуация "Куклы – обереги"
план-конспект занятия
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Куклы – обереги
Учебно-игровая ситуация
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация»
Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.
Образовательные задачи:
* Расширять знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле.
* Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
* Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
* Совершенствовать мелкую моторику.
* Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
* Расширять словарный запас (оберег, лоханная).
*Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Развивающие задачи:
* Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
Воспитательные задачи:
* Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность
Предварительная работа:
* Занятие в избе по народному творчеству «История тряпичной куклы»
* Рассматривание иллюстраций происхождение ниток, тряпичных кукол, тканей.
* Чтение сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма
* Совместное изготовление кукол родителей с детьми
* Сюжетно- ролевые игры « Семья», пение песенок
* Заучивание пословиц о труде.
* Заучивание потешек, игры «У Маланьи у старушки»
* Проведение Мастер-класс для родителей «Изготовление тряпичных кукол»
Оборудование: тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы, мешочки с травой, оберег « Божье око», чеснок, горох, камушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме и приглашает войти в группу, которая украшена как старинная изба. Дети заходят, располагаются, и воспитатель начинает свой рассказ.
2. Введение в тему. Мотивация деятельности.
Воспитатель: В далеки времена, придумали наши предки куклы-обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.
Я сегодня приглашаю вас на выставку, которая посвящена тряпичной кукле. Давайте посмотрим, какая она.
3. Беседа «Кукла – оберег»
Воспитатель: Почему куклу назвали тряпичной?
Предполагаемые ответы детей: Потому что она сделана из тряпочек.
Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков. Поэтому ее еще называли « лоханной»
Воспитатель показывает разноцветные лоскутки ткани.
Воспитатель: Кто, ребята, запомнил, как называется кукла?
Воспитатель: А кто делал эти куклы?
Предполагаемые ответы детей.
Эти куклы делали мамы, бабушки.
Воспитатель: Правильно, дети, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своего сына или дочки.
Воспитатель: А как же она ее делала? Кто расскажет?
Предполагаемый ответ ребенка: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, рвала на полоски и скручивала куколку.
Воспитатель: для чего они их делали?
Предполагаемые ответы детей: Они их делали для того, что бы дети играли, не плакали и не баловались . Они говорили « Поиграй, мое дитя, и не балуйся»
Воспитатель: Почему у куклы нет лица?
Предполагаемые ответы детей:
В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они их оберегут.
Воспитатель: Правильно ребята. С куклой не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом, приносила счастье.
Оберегом служила не только тряпичная кукла. Оберегом служило «Божье око»- этот оберег вешался над кроваткой ребенка: камушки, маленькие букетики и мешочки с сушеный травой, желуди, веточка цветущей рябины, чеснок, горох.
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. А вы хотите его сделать и подарить? Для кого?
4. Пословицы о труде.
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем тряпичную куклу оберег. Чтобы сделать красивую куклу оберег, нужно потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде?
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
« За всякое дело берись смело»
«Дело мастера боится»
5.Правила создания куклы – оберега.
Воспитатель: Создавая куклу- оберег нужно соблюдать некоторые правила:
- Обереги не могут быть изготовлены для себя.
- Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить.
- Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.
- В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
6.«Мастерская добрых дел» - изготовление куклы – оберега.
Воспитатель предлагает сесть за столы и изготовить куклу оберег из ниток.
Воспитатель. Мы с вами изготовим куклу из ниток. Посмотрите, что нам нужно для изготовления куклы?
Предполагаемые ответы детей: Для работы нам нужны разноцветные нитки, ножницы, картон.
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы. Выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. На картон прямоугольной формы тесно наматываем круговыми движениями нитки.
Нитки должны плотно прилегать друг к другу. Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Оставшиеся нити - юбка. Она украшается орнаментом.
7. Целевые обходы педагога.
Контроль организации рабочего места.
Контроль правила выполнения техники безопасности.
Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.
8. Анализ поделок.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.
Воспитатель: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
9. Игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи, у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами
(Показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами
(Очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой
(Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой
(Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили не ели
(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели
(Держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делала вот так
(Ребенок показывает любое движение).
10. Итог работы:
Вот мы и справились с работой, а сейчас самое время чаю с медом отведать.
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него волшебной.
11. Уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"
Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ...
статья:Создание детских учебно-игровых проектов.
в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского музея с учётом тре...
Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"
Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...
Учебно – игровое пособие к учебно – электронной мультимедиатеке по лексической теме «8 Марта. Женские профессии» для детей с ОВЗ.
Учебно – игровое пособие к учебно – электронной мультимедиатеке по лексической теме «8 Марта. Женские профессии» для детей с ОВЗ....
Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиотеке по лексической теме «Весна. Признаки весны»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...
Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние животные»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...
Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние птицы»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...