Ребенок идет в детский сад. Как воспитателю помочь маме.
статья (младшая группа)

Мамы и папы детей, которые только что пошли в ясли, часто волнуются и частично передают свою тревогу ребенку. Воспитатель может улучшить эмоциональное состояние родителей, проведя с ним беседу. Мы хотим предложить вариант беседы воспитателя с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок идет в детский сад. Как воспитателю помочь маме.

Педагоги-психологи ГБДОУ ЦРР - детский сад № 111

Ильина С.Е., Рунева И.А.

        Мамы и папы детей, которые только что пошли в ясли, часто волнуются и частично передают свою тревогу ребенку. Воспитатель может улучшить эмоциональное состояние родителей, проведя с ним беседу. Мы хотим предложить вариант беседы воспитателя с родителями.

Ваш ребенок подрос и в сентябре пойдет в ясли. Многие мамы  испытывают в этот момент противоречивые чувства. С одной стороны, у вас появляется свободное время, может быть впервые после рождения малыша. С другой стороны Вам страшно: как он там будет без Вас? Это состояние тревоги совершенно естественно для любящих родителей. Однако наш большой опыт работы в детском саду, наблюдение и помощь  детям, проходящим адаптацию к яслям, позволяет  сделать вывод, что чем больше тревожится родитель, тем сложнее и дольше адаптируется ребенок. В этой статье мы хотим рассказать Вам, как подготовить ребенка к посещению яслей/детского сада и правильно настроить себя.

Прежде всего, следует помнить, что любая адаптация к чему-то новому – это стресс для организма. Во время стресса даже у взрослого человека, не говоря уже о ребенке, не только ослабевает  иммунитет, но и нарушается привычный ритм жизни.  Будьте готовы, что ребенок временно потеряет часть приобретенных навыков. Например, Вы с удивлением узнаете от воспитателя: «Что Ваш ребенок совершенно не умеет проситься на горшок», хотя дома таких проблем не наблюдается. Не переживайте, это пройдет и все навыки вернутся, как только ребенок адаптируется к новой обстановке.  

Задача родителей помочь ребенку справится со стрессом. Что можно сделать заранее? Во-первых, расширяйте круг общения ребенка. Попробуйте оставлять его на час-два с кем-то из знакомых взрослых. Если ребенку это сложно, пусть он общается с другими взрослыми через вас. Например, на площадке вы вместе подходите просить у «чужой» мамы лопатку, велосипед. Когда к Вам приходят  гости, попросите их занять вашего ребенка минут на десять, хотя бы в вашем присутствии.

Во-вторых, узнайте режим дня в детском саду и постарайтесь дома создать примерно такой же. Если ребенок привык дома вставать в девять утра, то приход в садик даже к 8-ми часам утра будет для него дополнительным стрессом.

В-третьих, поощряйте у сына/дочери самостоятельность. Если он/она впервые в детском саду столкнется с тем, что ложку надо держать самому, ему будет очень трудно. Начинайте учить ребенка есть, одеваться, просится на горшок.

Покажите ребенку как играть. Тот малыш, который умеет укачивать куклу, кормить мишку, строить из кубиков будет легче адаптироваться в детском саду, потому что сможет себя занять.

Рассказывайте ребенку, что делают дети в детском саду, обращайте его внимание на играющих детей на площадке детского сада, рассказывайте позитивные истории из своего детства связанные с дошкольным учреждением. Не идеализируйте детский сад, иначе он не оправдает ожиданий ребенка.

Очень часто у родителей появляются страхи и сомнения по поводу детского сада (не рано ли я его отдаю? будет ли ему там хорошо?) и они активно обсуждают эту тему дома или с друзьями. Ребенок нередко слышит такие разговоры и улавливает тревожные настроения взрослых. Естественно, он сам заранее начинает волноваться. Постарайтесь обсуждать беспокоящие вас темы, когда вы уверены, что ребенок ваш не слышит.

Если у мамы или папы был негативный опыт посещения детского сада, то неосознанно он может передаться ребенку. Тревога у родителя и ребенка во время адаптационного периода будет нарастать, в такой ситуации стоит обратиться к психологу.

Вы подготовили сына/дочь к посещению детского сада. Наступил сентябрь и началось…. Мало того, что ребенка не оторвать в раздевалке от  Вас, плакать и отказываться идти в сад он начинает, едва проснувшись. Воспитатели рассказывают, что его не успокоить, он ничего не ест. Первые две–три недели это – естественная реакция малыша на «отрыв» от мамы. Стоит начать беспокоится, если  эти проявления сохраняются дольше. Тогда можно говорить о тяжелой адаптации  и стоит обратиться к психологу. Повторимся, что при нормально протекающей адаптации возможен временный регресс только что приобретенных навыков, ухудшение аппетита, ночные страхи, капризы и истерики дома.

Как помочь ребенку пережить адаптационный период?

В первые дни следует оставлять ребенка в группе на 1,5-2 часа. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку дома. Постарайтесь оградить сына/дочь от дополнительных стрессов, пусть даже и позитивных. Не стоит в этот период ездить в гости, посещать парк аттракционов и другие места, где шумно и много народу. Сократите время просмотра телевизора.

Не растягивайте прощание с ребенком в раздевалке детского сада. Когда уходите, делайте это быстро и легко. Можете придумать свой ритуал прощания.

 Постарайтесь наладить контакт  с воспитателями. Расскажите им об особенностях и привычках Вашего ребенка.

Не пугайте малыша фразами «Не балуйся, а то отправлю в детский сад», «будешь себя так вести, воспитатель накажет». Это вызовет у ребенка страх, который будет трудно перебороть.

            Начав посещать дошкольное учреждение, ребенок начинает часто болеть, так как  оказывается  там среди большого количества новых детей и взрослых.   На фоне стресса, вызванного расставанием с мамой, иммунитет резко снижается. Малыш заболевает и остается дома.  Мама постоянно находится радом с ним, полностью принадлежит ему. При обычном простудном заболевании плохое самочувствие длится 2-3 дня. В это время повышенная забота мамы вполне оправданна. Потом ребенок уже просто долечивается   неделю или даже две. Для него все стало как прежде: он дома с мамой.  У малыша, который не хочет расставаться с мамой, неосознанно формируется замкнутый патологический круг: стресс от расставания с мамой - снижение иммунитета - заболевание-нахождение дома с мамой при вполне сносном самочувствии - еще более сильный стресс при новом выходе в садик. Чтобы разорвать этот порочный круг, родители должны быть внимательны к ребенку только в острый период болезни. В оставшиеся до полного выздоровления дни интенсивность внимания мамы необходимо снизить. Ребенку стоит предлагать поиграть одному, мотивируя тем, что мама занята своими делами. Можно пояснить, что в это время он бы играл или гулял с детьми в саду.

В заключение хотелось бы заметить, что процесс адаптации к новым условиям очень индивидуален, и у каждого ребенка протекает по своему. Если у вас возникают вопросы стоит обратиться к детскому психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ребенок идет в детский сад»

Выступление на всеобуче для родителей детей раннего возраста на тему: «Ребенок идет в детский сад»...

"Ребенок идет в детский сад"Консультация для родителей

Если малыш прямо заявляет «Я не пойду в садик!» Задача родителей – не потакать минутному капризу, а найти объективную причину и устранить ее....

Ребенок идет в детский сад

Цели:1. Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2-3 лет.2. Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.3. Помочь родителям облегчить ребенку...

Ваш ребенок идет в детский сад

. Рекомендации и памятка для родителей о том как подготовить ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей на тему "Ребенок идет в детский сад"

В консультации даны рекомендации по вопросам адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, предлагается памятка для родителей: 15 признаков готовности ребенка к детскому саду....

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД

Получены путевки в сад, оформлены медицинские карты, вы уже познакомились с заведующей и воспитателями. Все закончено, ребенок в саду? Нет, все только начинается. Для домашнего малыша это может быт...