Формирование элементарных знаний у детей старшего возраста посредством экологической сказки
проект (старшая группа)

Свиридова Марина Владимировна

Проект о том, как экологические сказки помогают воспитывать экологически грамотных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ.

                                                                           Свиридова Марина Владимировна

                                                                                                               воспитатель

МБДОУ №6 Нижегородский район

Нижний Новгород

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.» В.В.Сухомлинский. [6]

Особую роль в экологическом воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений в системе образования. Основное содержание экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста определено требованиям Государственного стандарта образования по созданию условий для развития у детей экологической культуры и экологического сознания. [1]

Чтобы научить детей любить и беречь природу можно использовать разные методы, но самый действенный – это чтение и сочинение экологических сказок. Экологическая сказка помогает раскрыть сложные явление в природе, учит старших дошкольников научному видению.

 Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.  На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.  Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в далекое путешествие.

С этой целью был разработан проект «Формирование элементарных знаний детей старшего дошкольного возраста посредством экологической сказки»

Актуальность проекта:

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, был сделан вывод о том, что у дошкольников не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свой опыт на практике. В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна, и она диктует необходимость просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Цель проекта:

Развитие личности старшего дошкольника в процессе экологического воспитания путем понимания экологического содержания сказочного произведения.

Задачи проекта:

  1. Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных ребёнку-дошкольнику.
  2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
  3. Воспитание гуманитарного отношения к природе.
  4. Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, творческих способностей посредством сочинения экологических сказок.
  5. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Вид проекта: творческий, информационный, практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный (август, сентябрь, октябрь)

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Этапы реализации проекта:

I этап

1. Изучение уровня знаний старших дошкольников.

2. Определение методики педагогической диагностики.

3. Подбор методической литературы.

4. Подбор художественной литературы, иллюстративного и мультимедийного материала по данной теме.

5. Подбор материалов, пособий, атрибуты для дидактической, игровой, театрализованной деятельности.

6. Разработка конспектов занятий, развлечений, досуга.

7. Составление перспективного плана мероприятий.

8.Анкетирование родителей по проблеме.

II этап

Применение проекта рассчитано на три месяца с группой детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта предполагается использование алгоритма чтения и сочинения экологических сказок детьми старшего дошкольного возраста:

- чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

- сочинение сказок с родителями

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация

-пересказ от лица сказочного героя

-просмотры мультипликационных фильмов

III этап

Результаты реализации проекта:

У детей сформировались элементарные нормы экологической культуры.

Ребята приобрели положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети приобрели знания о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.

Повысился уровень развития познавательной активности, воображения, творческих способностей.

Дети научились вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.

Приобрели позитивное, оптимистичное отношение к жизни.

Ресурсное обеспечение:

Изготовление книги «Экологические сказки, придуманные с детьми и родителями подготовительной группы», индивидуальные книжки-малышки, экологические макеты, театральные атрибуты, поделки, участие в экологических акциях и т.д.

Таким образом, работа над проектом получилась познавательной, увлекательной и интересной. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. А, экологическая сказка, является достаточно эффективным средством в повышении уровня экологической воспитанности и бережного отношения детей к природе.

Литература:

  1. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 160 с.
  2. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С. 35- 43.
  3. Субботина Л. Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У – фактория, 2006. – 189 с.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-пресс, - 2001.
  5. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб. : Речь, 2005.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвёртое. Издательство Радянська школа Киев 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о  здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...

Консультация.Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни                        ...

Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»

Пособие  направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «с...

ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...