Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
консультация
Консультация для педагогов: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_sootvetstvii_s_fgos_do.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила:
Старший воспитатель И.В Авраменко
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий его жизненный путь. Социально-коммуникативное развитие современного дошкольника - это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Социально-коммуникативное развитие в ФГОС ДО выделено в самостоятельную образовательную область. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу людей;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
− реализация основной образовательной программы;
− использование в практике работы ДОУ образовательных технологий;
− обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
− индивидуализация;
− создание социальной ситуации развития;
− организационно-методические условия;
− доступность;
− информированность;
− соблюдение СанПин.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. Основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
− содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
− приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
− учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре:
− Игровая деятельность детей с целью освоения различных социальных ролей;
− Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
− Патриотическое воспитание;
− Трудовое воспитание.
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Формы работы с воспитанниками по ФГОС;
Рекомендуемые инновационные формы работы по ФГОС:
Младший дошкольный возраст:
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
- Литература и игра (чтение).
Средний дошкольный возраст:
- Организация сюжетно-ролевых игр;
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Старший дошкольный возраст:
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) .
- Самостоятельная деятельность детей.
2. Большое значение играет выстраивание партнерских отношений с семьями воспитанников
− Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
− Вечера вопросов и ответов;
− Родительские гостиные;
− Тренинги по запросам родителей;
− Клубы по интересам;
− Родительские конференции;
− Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
− Творческие выставки и фотовыставки;
− Тематические вечера и викторины;
− Совместные досуги;
− Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
− Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
− Совместное создание мини-музеев.
3. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении определенных организационно-педагогических условий:
− Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
− Обучение умению слушать и слышать другого;
− Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
− Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
− Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
− Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
− Формирование чувства симпатии между участниками общения;
− Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
− Обучение умению детей владеть собой;
− Развитие умения анализировать ситуацию;
− Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
4. Требования к основным компетенциям педагога:
− Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
− Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
− Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
− Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
− Организация сотрудничества с родителями воспитанников
ФГОС ДО направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Постоянная непрерывная работа по всем 4-м направлениям данной образовательной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся самостоятельными, целеустремленными, уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми к сверстникам и взрослым, способны к взаимопониманию и сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)
Социально- коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором час...
Карты развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО МБОУ "НШ-ДС№5"
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формиро...
«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление раскрывает систему методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспи...
Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...
Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста ( в соответствии с ФГОС)
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефици...
Презентация «Социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Актуальность социально- коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефиц...