Организация НОД
учебно-методический материал

Авраменко Ирина Викторовна

Организация непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_nepreryvnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила: старший воспитатель И.В. Авраменко

С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Произошел отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмыслялась роль педагога, который стал в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. 

Написать конспект не так трудно, как трудно воспитателю уйти от учебной модели построения занятия, точнее даже не самого занятия, а способа его проведения. Очень часто бывает: на бумаге - конспект идеален, но как только педагог начинает проводить занятие, вся идеальность пропадает (педагогу трудно идти за детьми, и в то же время вести детей за собой; педагогу трудно встать на одну ступень с ребенком - выстроить субъект-субъектные отношения; педагогу трудно придерживаться деятельностного принципа в проведении современного занятия; педагогу трудно делать не за ребенка, а вместе с ребенком). 

При организации образовательного процесса педагогу нужно постоянно помнить о том, что активное использование проектного метода обучения и воспитания позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.

Педагогу необходимо определить главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непрерывная образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непрерывная образовательной деятельности (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. Цель – это образ желаемого результата.

Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др. Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Сформулировав цель непрерывной образовательной деятельности, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания непрерывная образовательной деятельности, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.

Задачи, требования к ним.

Задача непрерывной образовательной деятельности:

  • Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
  • Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
  • Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

           Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая вовремя непрерывная образовательной деятельности.

Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс должен строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы, является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непрерывная, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связиОдним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. В этом помогает использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”, позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала поэтапно; дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые будут, стимулировать их познавательную деятельностьНадо предоставлять детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка. Тематические игровые центры дадут детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) должны учитываться с интересами детей.  Предметно пространственную среду группы надо организовать таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

            Советы воспитателям по организации НОД:

  • Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
  • Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
  • Подводите детей к выводам, обобщениям.
  • Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
  •  Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
  • Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
  • Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей. Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому

Литература

1. Ю Атемаскина//Детский сад от А до Я. – М., 2008. - № 3. – С.15-17.

2. Лагода Т. С., Чуйкова М. Б. Методы анализа педагогической деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 55 – 60.

 3. Лукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ/Л.И. Лукина//Управление дошкольным образовательным дошкольным учреждением. – М., 2007. - № 6. – С.46-57.

4. Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. 1996. № 11. с.75 – 78. 5. Пути повышения качества дошкольного образования: сб. науч. тр./ Елец. го 6. Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 61 -68.

7. Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования//Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 8-17.

 10. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1995.

 11. Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред.Т. С. Комаровой. М., 1985. С. 43 – 49. 12.

12. М.И.МахмутовСовременный урок М., «Педагогика» 1985. 13. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса.//Методика составления обучающих программ.- М.,1980, с.3-16

с. ун-т им. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ

Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Презентация "Организация образовательной работы по организации досуговой деятельности в детском саду".

В презентации рассматриваются все виды досуга, реализуемые в образовательном пространстве детского сада. Материал презентации разработан в ГБОУ детском саду № 2027 для методического объединения воспит...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...